Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Как стать настоящей леди всего за шесть месяцев. В Тверском театре драмы поставили пьесу Бернарда Шоу «Пигмалион»

«А что такое жизнь как не цепь вдохновенных безрассудств? Никогда не упускай случая – он представляется не каждый день» – эта цитата наилучшим образом отражает суть спектакля, который поставила режиссер Светлана Филатова на малой сцене Тверского драматического театра.

Эта пьеса – одно из лучших произведений неповторимого, язвительного, мудрого знатока человеческой природы лауреата Нобелевской премии в области литературы Бернарда Шоу.

Пьеса «Пигмалион», написанная в 1912 году для блистательной английской актрисы Стеллы Патрик Кэмпбелл, имела оглушительный успех на сценах Англии, США, России и других стран. В одном только Лондоне первая постановка «Пигмалиона» была сыграна 118 раз.

Два разных финала

После премьерных спектаклей ожидаемо разразился скандал. Ассоциации театральных антрепренеров не понравились многие грубые простонародные и даже ругательные фразы, которые звучат в произведении. Критика зацепилась за выражение, которое можно в смягченном виде перевести как «К чертовой бабушке». У театра, где поставили спектакль, даже требовали отозвать лицензию, но этого не произошло.

Люди по всему миру прониклись не только тонким юмором, но и глубокой духовно-нравственной позицией Шоу. Он, как убежденный социалист, считал, что высшие классы отличаются от низших только одеждой, произношением, манерами, образованием. Социальное неравенство может и должно быть преодолено.

В 1956 году американский композитор Фредерик Лоу написал по мотивам пьесы мюзикл «Моя прекрасная леди», также имевший большой успех. Кстати, в этом и во многих других последующих экранизациях «Пигмалиона» есть принципиальное отличие от пьесы. Кинематографисты не были согласны с самим Шоу и переделали его произведение, завершив его счастливым любовным финалом. Каким путем пошла режиссер Светлана Филатова?

Женский взгляд на «Пигмалиона»

У Светланы Филатовой есть свой уникальный, красивый женский режиссерский почерк. Главные героини ее спектаклей – яркие женщины, которые ищут себя, свое счастье и справедливость в этой жизни. В репертуаре, что примечательно тоже на малой сцене, идет ее спектакль «Визит старой дамы» по пьесе Фридриха Дюрренматта.

Любопытно, что Светлана Филатова, в отличие от многих режиссеров, любит играть в своих постановках. На этот раз она сыграла роль матери главного героя, миссис Хиггинс.

Элиза в исполнении актрисы Евгении Голубевой проста и очаровательна. Любопытно смотреть на ее преображение из уличной замарашки в настоящую леди. Она меняется, но при этом остается доброй и непосредственной девушкой.

Роль Генри Хиггинса талантливо исполняет актер Никита Березкин. Он яркий, вызывающе дерзкий, насмешливый и бескомпромиссный. За этим образом сильного и независимого мужчины скрывается очень ранимый человек.

Еще одно главное действующее лицо – полковник Пиккеринг, которого сыграл Алексей Великотный. Наблюдать за его игрой одно удовольствие.

В спектакле также заняты народный артист России Владимир Чернышов, артисты Евгений Романов, Татьяна Лугачева, Иоланта Мельникова, Анжелика Панкова, Константин Василенко.

Известно о том, что Светлана Филатова давно хотела поставить «Пигмалиона». Спектакль так и просится на большую сцену. Создается ощущение, что на малой сцене ему тесно.

И дело не в декорациях. Они созданы художником-постановщиком Николаем Юдиным достаточно точно и красиво, в том числе с использованием кинопроекций, которые снял Павел Глухов. Художник по костюмам Ирина Подосенкова создала прекрасные наряды эпохи начала XX века. Отметим также работу звукорежиссера Александра Савченко и художника по свету Юлии Дмитриевой.

Думаю, что на большой сцене такой спектакль заиграл бы новыми, яркими гранями. Хотя в камерной атмосфере малой сцены, когда актеры и зрители находятся рядом друг с другом, есть своя особая теплота. В ней по-особому чувствуется и раскрывается любовная линия.

Элиза стала настоящей леди. Генри так привык к ней, что теперь не знает, как без нее жить, но у него не хватает мужества открыть ей сердце и прямо сказать о своей любви. Он говорит, что она не может быть ему равной, но на самом деле боится глубоких чувств. И Элиза делает шаг, чтобы уйти, уйти в новую для нее независимую жизнь. Именно на этой ноте завершается постановка Светланы Филатовой. Есть в ней приятный вкус недосказанности.

Следующий раз постановку можно будет увидеть 23 февраля, 6 и 8 марта. 7, 8 и 9 марта на большой сцене драмтеатра состоится еще одна премьера. Режиссер Александр Павлишин выпустит спектакль «Осторожно! Любовь!» по пьесе «Осторожно, сваха!».

Андрей САБЫНИН
Фото Ирины Тарасовой

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.


яндекс.ћетрика