Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Храм, а не театр. В Твери прошла скандальная встреча прихожан с митрополитом Саввой

20 февраля в кафедральном Воскресенском соборе прошла встреча прихожан с митрополитом Саввой. На нее пришло более 500 человек, храм был полностью заполнен. Основной вопрос, который обсуждали на встрече, это замена сложных и непонятных староцерковных слов на те, которые понятны. Обстановка была настолько напряженной, что даже казалось, что вот-вот споры перерастут в драку. Происходящее напоминало митинг, причем какой-то несанкционированный, хулиганский.

Враждующие части целого

Проблемы во внутренней жизни церкви разгорались давно. Началось все с соцсетей и мессенджеров, откуда прихожанам стала поступать информация о том, что митрополит Тверской и Кашинский якобы хочет ввести в регионе богослужения на русском языке. По словам неизвестного ныне автора «страшилок», Савва дает полную волю кочетковцам (так некоторые называют членов православных братств) распоряжаться тверским кафедральным Воскресенским собором.

В таком негодующем настроении накрученные неизвестно кем прихожане явились в храм. Некоторые, по всей видимости, даже забыли, что находятся в доме Господнем. Во время встречи с владыкой они кричали, аплодировали и даже скандировали какие-
то лозунги.

Тема встречи официально называлась «Христианство и жизнь в современном мире». Как известно, епархия не отстает от современных тенденций: прямые трансляции, блоги, социальные сети. Трансляцию этой встречи вел в «Ютьюбе» протоиерей Антоний Русакевич, популярный блогер Позитивный Батюшка.

В начале встречи митрополит обратился к пришедшим, зачитав актуальный отрывок из послания святого апостола Павла к Тимофею: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса».

Савва подчеркнул, что эти слова очень актуальны и на данный момент. По его словам, следующим шагом может стать или продуктивное движение вперед, или глубокий откат назад, который в дальнейшем может даже привести к расколу духа единения верующих тверитян: «Вместе мы составляем соборность церкви, и только таким образом, в единстве, познаем Святую Троицу. Мы можем быть непохожими друг на друга, иметь разные точки зрения, однако, несмотря на все это, продолжать оставаться неотъемлемыми частями целого».

Молитва бегущей строкой

Спокойный тон митрополита и его разумные доводы все же не могли успокоить многих пришедших. Часть публики, как мне показалось, даже не пыталась вникнуть в смысл слов, которые произносил Савва. Гораздо важнее им казалось выкрикнуть что-либо против и недовольно пошушукаться с соседом.

После выступления митрополита у прихожан появилась возможность задать интересующие вопросы в формате открытого микрофона. Большинство людей читало по заранее подготовленной бумажке. Также была возможность передать записку или задать вопрос в соцсетях.

Первый мужчина, задавший вопрос, сказал, что из-за перевода Евангелия на русский язык у нас распространился разврат. И митрополит Савва с другими архиереями теперь этот разврат распространяют. А самое страшное следствие этого разврата – свадьба Галкина и Пугачевой.

Человек, представившийся как Баранов Игорь Владимирович, заявил: «Даже вот институт квантовой генетики, там уже доказали, что есть некий текст, который сплошной идет, и это книга. Бог есть Слово. В начале было Слово. Слово – это дух народа». Что это было? О чем? Никто не понял.

Одна прихожанка, подбоченясь, обратилась к митрополиту примерно так: «Эй, митрополит, послушайте меня», – при этом победно оглядываясь по сторонам и чуть ли не раскланиваясь. Пошел поток сознания. Знаете, почему перевод священных текстов на русский это плохо? Потому что богослужение перевели на румынский, а немецкие самолеты на нас летели с румынских аэродромов. Где тут логика? Почему не приехали санитары? Ее вопрос сопровождали аплодисментами. «Почему Евангелие прочитали по-русски, не спросив меня?» – так завершила свою тираду тетенька, которую вряд ли кто когда-либо спрашивал, прежде чем что-то менять в ее жизни.

Потом вышел уже известный оратор Петр Бугаев, известный в народе как «хухры-мухры» или «не хухры-мухры», бывший протестантский пастор из села Коровино. Тот вообще начал излагать какой-то свой символ веры и не смог сформулировать вопрос. Затем очередная прихожанка зачитала требование финансовой отчетности у митрополита, так как до нее дошли сведения, что епархия увольняет сотрудников храмов, а освободившиеся деньги направляет на финансирование братств. При этом, судя по всему, эта женщина не числится ни в каких приходских списках и церковную десятину уж точно не платит. В завершение всего маразма вышел какой-то мужчина, который сказал, что он очень бедный, разорвал тысячную купюру и спросил, зачем он это сделал.

Митрополит Савва проявлял удивительное терпение. На самые провокативные вопросы он отвечал в духе примирения и согласия. На совсем глупые выходки – односложно и с юмором. Например, мужчине, который разорвал купюру, он сказал, что ему лучше знать, зачем он это сделал.

Многие длинные тирады лишь занимали время и носили негативный характер. Хотя был и конструктив. Например, один из выступающих внес необычную идею – продолжить читать службы на старославянском, но установить экраны, где в виде бегущей строки будет транслироваться перевод молитв на русский язык. «Думаю, Господь поддержит эту идею», – подытожил прихожанин.

Вместо «ссал» – «питавшее»

В соцсетях люди также задавали разные вопросы. Однако читать их все не стали, так как, по заявлению священства, некоторые тексты имели оскорбительный характер. Наряду с ожесточенными спорами и ненавистью к противоположной стороне, кочетковцам, были и вопросы о единстве. Так, один из пользователей соцсетей спросил у Саввы: «Что для вас самое важное в единстве и возрождении понимания богослужения?»

«Самое важное для единства – это любовь друг к другу, – ответил митрополит. – Останавливаться на том, чтобы наш церковнославянский язык оставался мертвым, это, на мой взгляд, неправильно. Язык должен развиваться вместе с нами. Считаю, что неблагозвучные архаичные слова, которые мы зачастую вообще не понимаем, стоило бы заменить более понятными».

В качестве примера Савва привел фразу из молитвы: «Блаженно чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал».

«Глагол «ссал» даже с точки зрения благозвучия имеет двойственное значение, – отметил митрополит. – Не проще ли, как это делают некоторые священники, более цивилизованные и трепетно относящиеся к языку: заменяют «ссал» на «питавшее»?»

«Возлюбили» ближнего

Митрополит много говорил о любви к ближнему, вспоминая заповеди Господни, однако об этом сильном и добром чувстве, по всей видимости, большая часть публики позабыла. В сторону кочетковцев разве что камни не летели. «Еретики!» – горланил кто-то из зала под одобрение толпы.

В какой-то момент некоторые верующие настолько позабыли, что находятся в священном месте, где должно быть спокойствие и умиротворение, что начали скандировать, будто на митинге оппозиции: «Это наш храм! Это наш храм!» Пожалуй, не хватало разве что гневных плакатов, омоновцев и автозаков.

Время встречи было ограниченно, поэтому тем, кто желает продолжить разговор, задав вопросы или внеся свои идеи, Савва предложил записаться к нему на прием. Сделать это можно по телефону 8-905-798-69-79. Звонить можно ежедневно, с 9:00 до 17:00, кроме субботы и воскресенья, двунадесятых праздников. Ближайший день приема – 28 февраля.

Присутствующим в зале представителям общественных организаций владыка предложил встретиться с ним для совместного обсуждения вопросов церковной жизни Тверской епархии.

Дашун САМАРИНА

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.


яндекс.ћетрика