ГЧП – механизм спасения истории? Что делать с объектами историко-культурного наследия

12.02.2020, 09:45
Дмитрий Хилькевич и Александа Смирнова

7 февраля в тверском центре «Мой бизнес» прошел семинар компании «Декарт» о том, как организовать государственно-частное партнерство в сфере работы с памятниками истории и культуры. Тверская область необычайно богата такими памятниками, но что с ними делать, пока неведомо ни властям, ни инвесторам. Механизм ГЧП мог бы помочь в этой ситуации. В отличие от других регионов, в Тверской области пока нет ни одного примера его использования. А жаль.

О механизме ГЧП накануне семинара писал журнал «Бизнес и территория». В только что вышедшем номере журнала мы беседуем с известным тверским юристом управляющим партнером группы компаний «Декарт» Дмитрием Хилькевичем.

– Дмитрий, в чем главный смысл механизма государственно-частного партнерства?

– Смысл государственно-частного партнерства заключается в объединении усилий власти и бизнеса при реализации совместного проекта: и власть, и бизнес делают определенные вклады в проект, гарантируя друг другу исполнение своих обязательств. Механизм ГЧП – очень гибкий механизм, это договор. Готовой формулы для этого механизма нет. Каждый проект индивидуален и требует индивидуального подхода. В этом заключается главный плюс механизма ГЧП для совместных проектов власти и бизнеса. Следует отметить, что ГЧП – это не единственный механизм совместной работы власти и бизнеса, существуют и другие, и ГЧП – это не панацея. Порой для совместного проекта власти и бизнеса лучше подходят иные формы сотрудничества: госзаказ, аренда с инвестиционными обязательствами, корпоративная форма сотрудничества (или совместное предприятие), специальный инвестиционный контракт, контракт жизненного цикла и др. Выбор той или иной формы зависит от особенностей совместного проекта. Отличительная особенность ГЧП в том, что это способ реализации совместных проектов, имеющих социальное значение: дороги, больницы, детские сады, школы, объекты ЖКХ и туризма, спортивные объекты – список длинный. ГЧП – это способ движения к стратегической государственной цели.

– Следовательно, прежде чем применять ГЧП, надо разработать стратегию?

– Необязательно, но желательно. До ГЧП нужно дорасти еще и ментально. Вот поэтому очень здорово ГЧП работает в Азии, Европе, где система госуправления складывалась веками и не менялась. ГЧП – это цивилизованный диалог власти и бизнеса, диалог для заключения договора, а затем диалог на основании этого договора.

ГЧП – это относительно новая форма работы власти и бизнеса, которая приходит на смену госзаказу. В СССР государство само все строило и эксплуатировало. Потом государство стало постепенно отдавать функции проектирования либо строительства бизнесу по государственному или муниципальному заказу. Сегодня государство говорит бизнесу: «Вы проектируете, вы строите, вы эксплуатируете, вы проводите техобслуживание». Эволюционно это просто новая форма реализации совместных проектов, которая приходит на смену государственному и муниципальному заказу.

– В каких сферах чаще всего работает механизм государственно-частного партнерства?

– Во всех так называемых инфраструктурных проектах. Это дороги, объекты здравоохранения, культуры и туризма, объекты ЖКХ, школы, набережные, парки, спортивные сооружения, гостиницы и др. Мы никогда не задумываемся, когда пользуемся сегодня дорогами, транспортом, уличным освещением и другими объектами инфраструктуры, как они появляются, сколько это стоит и сколько это должно стоить. Раньше государство строило объекты инфраструктуры только за счет собственных средств, сегодня планирует строить уже не только за счет собственных средств, но и за счет привлеченных (частных), то есть с помощью бизнеса. А весь «развитой капитализм» реализует инфраструктурные проекты по большей части на частные деньги, за счет привлеченных средств. Потому что инфраструктура – это та самая черная дыра, на которую денег никогда не будет достаточно.

Но преимущество ГЧП заключается не только в том, чтобы частные деньги привлечь в инфраструктуру, но, главным образом, привлечь грамотное мотивированное управление. Поэтому в тех сферах, где недостаточно эффективно госуправление, ГЧП просто необходимо.

– Кстати, механизм ГЧП применим к реконструкции речного вокзала?

– Вполне себе применим механизм ГЧП. В Питере уже давным-давно работает ГЧП с памятниками истории и культуры. А первое ГЧП-соглашение было заключено в Калуге еще в 2012 году в отношении полотняного завода.

– А кто должен обеспечивать законность прохождения этого процесса по всем правилам и чтобы он, так сказать, не выбился потом в какое-то обоюдное разочарование?

– Готовить проект следует тщательно: с участием финансиста, юриста и отраслевого специалиста. Лучше для дополнительной экспертизы проекта привлекать банковские учреждения и уполномоченные контролирующие органы прокуратуры и ФАС. Тщательная подготовка проекта – залог его успешности.

***

На семинаре, который прошел на прошлой неделе, присутствовало много практиков, уже пытавшихся заниматься восстановлением памятников историко-культурного наследия в Тверской области и обжегшихся на этом. Эдвард Човушян очень темпераментно рассказывал о том, как он 20 лет работает с домом Мартина в Затверечье и усадьбой Чукавино под Старицей. Истрачено много денег, а толку – ноль. Много обсуждался пример самой знаменитой усадьбы Тверской области – Райка, от которого в 2016 году отказалась фирма «Конкор» и где до сих пор кипят какие-то страсти, которые старинной усадьбе только во вред. Нынешний арендатор Дмитрий Бессарабов тоже был на встрече.

С подачи первого заместителя главы Торжка и заместителя председателя ТРО ВООПИиК Александры Смирновой решено попытаться реализовать механизм ГЧП в самом богатом на разрушенные памятники городе Тверской области – Торжке. У муниципалитета в собственности есть очень подходящие для этого заброшенные дома. Команда компании «Декарт» готова оказать всю возможную юридическую помощь в этом процессе. А мы обещаем проследить за тем, что получится.

Мария ОРЛОВА

179 0
Лента новостей
Прокрутить вверх