Алексей Пьянов не умер, потому что живы его стихи
19 декабря ушел из жизни поэт-пародист Алексей Пьянов, чья творческая биография связана с тверской землей.Прах Алексея Пьянова захоронен на Хованском кладбище Москвы.
Он родился в Уссурийске в 1934 году. В Калинин приехал в 1958-м и стал работать сначала завотделом, потом редактором газеты «Смена». Кроме того, в разные периоды жизни был и заместителем главного редактора журнала «Юность», и главным редактором журнала «Крокодил».
Автор книг стихов и литературных пародий: «Оплошали мужики», «Явление весны», «Долгое лето», «Утренние птицы», «Что посеешь», «Ода ямбу», «Реквием по роману», «Криминальный поцелуй», «Бугорки со стажем».
Также перу Алексея Пьянова принадлежат прозаические книги, в частности о жизни и творчестве Пушкина: «Берег, милый для меня», «Мои осенние досуги», «Под голубыми небесами», «Пушкинский альбом», «По гордым волжским берегам». Написал книги очерков «Поездка в Берново», «Загадка И.Л.А. Рассказы об Ираклии Андроникове».
Стихи и проза Алексея Пьянова переводились на английский, немецкий, польский, чешский, словацкий, болгарский, венгерский языки, а также на языки народов СССР.
Алексей Пьянов остроумно и художественно точно пародировал творчество многих знаковых поэтов XX века. Публикуем пародии на Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Олега Чухонцева (перечислил по алфавиту). Чей стиль воспроизводит тот или иной текст – догадайтесь сами.
Будем скромным!
Нехорошо быть очень знаменитым,
Хоть ты и по заслугам знаменит,
Поскольку знаменитость – заменитель
Того, что невозможно заменить.
…
Заразен этот комплекс пьедестальности,
Лишающий защитности стыда.
Большой поэт всегда в самоопальности,
Во внутреннем Михайловском всегда.
Сейчас, когда идет борьба за качество, –
И я всем сердцем солидарен с ней! –
Снобистское словесное трюкачество
Житейского ловкачества страшней.
Обложенный, как ватой, знаменитостью,
Ты к страждущим преступно глуховат.
В тебе растет рефлекс преступной сытости,
Что несвареньем совести чреват.
Я знаю, что при всей моей огромности,
Глобальности содеянного мной,
Погибну не от громкости – от скромности.
И мне не надо участи иной!
Ужасный удел
Мой ужасен удел. Полагаю,
Мне не быть, к сожаленью, в раю.
То возносят меня — как ругают,
То ругают — как пряник дают.
Так издергали — некуда деться.
Слабонервный давно бы запил,
Я ж нашел радикальное средство:
Попугая на рынке купил.
…
И теперь, когда сердце забудет,
Кто мне друг, кто невеста, кто враг,
То меня среди ночи разбудит
Вдохновенное слово — «Дур-рак!»
…
Принадлежу и не тужу
…
Принадлежу
секвойе и ольхе,
бананам и разваристой картошке,
и Домскому органу, и гармошке,
и синхрофазотрону, и сохе.
Аэрофлоту и речным судам,
коротким встречам, долгим заседаньям.
Сантехникам.
Переизданьям.
Зданьям.
А иногда и целым городам.
Давно, со всем народом заодно,
принадлежу и смогу и озону.
Отдельно —
Магомаеву,
Кобзону,
театру,
телевиденью,
кино.
Принадлежу
колибри и стрижу.
Принадлежу и твисту и чечетке…
…
Виражных дел мастер
Я сплю на чужих кроватях,
надеваю импортное платье,
ставлю своего Пегаса
в чужие гаражи.
Но езда по прямой –
скучное занятие.
Поэтому я делаю виражи.
Я дышал неоновым
калифорнийским зноем,
знаю сладкие руки
Лоллобриджид.
Но любовь,
в отличие от штанов,
не может быть привозною.
Поэтому я делаю виражи.
Одни пишут ню,
другие предпочитают плакаты,
Третьи, как известно,
предпочитают витражи.
Но еще Маяковский заметил,
что земля – поката.
Поэтому я делаю виражи.
Когда-то, возможно,
другая пора была.
Но от Праксителя
и до Леже
траектория искусства – парабола.
Обгоны изящнее
на вираже.