Кондуктор без трамвая

16.09.2014, 12:09

«Трамваи у меня все Васечки, все хорошие…»

 

Как скажется банкротство «Городского электротранспорта» на его сотрудниках

 

В ноябре в Твери будет решаться вопрос о банкротстве МУП «Городской электротранспорт». Судьба тверского трамвая – пожалуй, самого старого и многострадального в России – пока неизвестна. В любом случае ожидается массовое сокращение – под него могут попасть около 1200 сотрудников ГЭТ. «Караван» спросил, чего они ждут, на что надеются и за что любят тверской трамвай

 

«ТРАМВАИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДОМА НА КОЛЕСАХ»

 

Евгения Матвеева, кондуктор (стаж работы – 8 лет):

– На месте кондуктора я чувствую себя как рыба в воде – это абсолютно мое.

Полгода работала на 10-м маршруте, потом меня перевели на 5-й. Но недавно там установили валидаторы (приборы автоматизированной системы оплаты. – Прим. корр.). Нет, меня увольнять не собираются: кадров мало, и мне иногда удается поработать на других маршрутах. Но чаще я сижу в резерве и получаю зарплату лишь за то, что числюсь здесь. А это очень мало.

Установка валидаторов задумывалась как эксперимент на 3 месяца. А потом, в зависимости от результатов, их либо отменят, либо разместят на всех маршрутах. Но я вижу, что не одни кондуктора и водители против этих коробок – люди тоже. Сейчас на улицах большое движение, а работа с валидатором отвлекает водителя от дороги…

Мне остается только надеяться, что вся эта история с банкротством закончится хорошо.

Если все рухнет, я не знаю, что будет дальше. Все мы, сотрудники ГЭТ, – это одна большая семья. И трамваи для нас больше, чем дома на колесах. Они в первую очередь наши кормильцы, лучшие друзья. Я иногда даже разговариваю с ними – они у меня все Васечки, все хорошие….

 

«РАБОТАЕМ СВЕРХУРОЧНО, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ БОЛЬШЕ 12000»

 

Ольга Карасева, водитель-перегонщик (стаж работы – 29 лет):

– Раньше водитель трамвая был очень авторитетной фигурой. Мне нравилось все, что связано с транспортом: в 1984-м, сразу после школы, я поступила в 39-е училище на курсы водителя трамвая. Потом пришла в депо и без проблем устроилась на работу. За 25 лет работы на линии я ездила на всех трамваях и по всем маршрутам. Моим любимым всегда был 9-й – он связывал Константиновку, Советскую улицу и рыбокомбинат. Сейчас его отменили.

Когда я наработала необходимый стаж, мне предложили стать водителем-перегонщиком. Теперь мои обязанности – принять вагон с линии, поставить на канаву, где его ремонтируют, осматривают и т.п., потом вывести его обратно на линию. Эта работа тяжелая – оплата меньше, вставать раньше, работать по 12 часов – с 7 до 7… Но я, как пенсионер в этой области, все-таки согласилась. Повлияло и то, что управлять трамваем становится все сложнее. Самые лучшие трамваи, где я работала, – это чешские «Татра», у них двери гармошкой – надежные, комфортные, износостойкие. Сейчас их не закупают, да и не делают, наверное. Современными трамваями управляешь вручную – это и так неудобно, да еще эти валидаторы-нервотрепы. Хоть я проработала с этой штукой два дня, на всю жизнь хватило! Во-первых, мне продуло бок, потому что дверь в кабину всегда открыта! Во-вторых, это опасно. Автомобилистов сейчас – как тараканов, и все норовят выехать на рельсы. А работники ГИБДД вообще не следят за дорогой.

Еще один минус валидаторов – с ними у трамвая резко упала скорость. На остановках и так приходится стоять по десять минут из-за светофоров и машин, а тут еще думаешь о сдаче и безбилетниках.

Лично на мне кризис в ГЭТ пока не отразился, но со временем обязательно скажется. В начале моей карьеры зарплата была 220-250 рублей в месяц – огромная по тем временам сумма. Сейчас работаем сверхурочно, чтобы получить чуть больше 12-15 тысяч. При этом зарплата не индексируются, хотя многие в ГЭТ работают семьями. У меня муж здесь слесарь. Мы выплачиваем ипотеку – еще 13 лет платить. Если нас уволят, я вообще не знаю, что делать. Мне 48 лет, а специальность одна – куда я устроюсь? На автобус вряд ли получится – там коллектив больше мужской, а в троллейбусе меня сильно укачивает.

Жаль, если закроют трамвайный парк, куда вся душа вложена. И обидно, что город на наши беды внимания не обращает – ему проще закрыть нас, чем помочь.

 

«ИНОГДА ТРАМВАЙ ТАКОЙ СТАРЫЙ, ЧТО ЧИНИТЬ НЕЧЕГО»

 

Кирилл Головач, электрослесарь по ремонту передвижного состава (стаж работы – 1,5 года):

– Мне с детства нравилась электрика, техника, транспорт. Поэтому я и решил связать свою жизнь с трамваем. Я состою в аварийной бригаде. Мы занимаемся ремонтом трамваев, их ежедневным осмотром, а также выезжаем в город во время поломок на линиях. В бригаде четыре человека: два электрика и два механика. Я работаю в основном в парке и выезжаю только в крайних случаях, а мой напарник – в парке и по городу. На сложные случаи выезжаем вместе. Трудимся ночью, чтобы к утру все было готово к выходу транспорта.

Трамваи ломаются часто, но поломки обычно незначительные. Они вызваны либо ДТП, либо изношенностью машины. Бывает, трамвай такой старый, что чинить его нет смысла. Но что делать – возьмешься, постараешься, смотришь – опять поехал, значит, еще попыхтит. Но так дело, конечно, не пойдет: Твери нужны новые трамваи и линии. Удивительно, что городские власти не понимают, что развитие трамваев перспективно, что это экологически чистый вид транспорта, который давно ищем на смену дымящим автомобилям. Во всем мире трамваи в числе передовых разработок. Так почему же мы относимся к нему как к рухляди, которой место на помойке?

На мне банкротство фирмы сказывается не меньше, чем на других. Угроза потерять работу увеличилась в разы. А у меня двое маленьких детей, их надо кормить, одевать, плюс висит ипотека. Конечно, у меня еще есть шансы найти работу, связанную с моей специальностью – электрик, сварщик, – но это не то, что работа в депо. В ГЭТ я буду работать до последнего. Это сложно объяснить, но трамваи для меня что-то вроде отдушины. Я верю, что парк восстановят. Это нужно не только нам, но и пассажирам.

 

«РУКИ ТЯНУТСЯ КО ВСЕМ ЭТИМ ГАЙКАМ»

 

Игорь Замиусский, начальник цеха технического обслуживания (стаж работы – 6 лет):

– Мне моя работа нравится, условия труда нормальные, зарплата хорошая. Два года, правда, не было повышения, хотя и положено по документам, но это ладно – главное, чтобы вовсе не перестали платить.

В мои обязанности входит руководство различными работами по технической части (техническое обслуживание, ежедневный осмотр транспорта, надзор за сменными бригадами, за работниками и т.п.). В моем распоряжении около 60 человек, которые работают посменно, по 12 часов в сутки. Но я хоть начальник, а в кабинете сидеть не люблю: руки так и тянутся ко всем этим гайкам, поэтому частенько бывают грязными. Тем более работа в цехе есть всегда – вагоны старые, разваливаются на ходу. Каждый вагон на 17 лет рассчитан, а они служат и по 30, и по 40. Для многих уже и запчастей не найти – в хламе стоят, гниют. Но мы все стараемся ремонтировать по максимуму – на новое надеяться глупо. Вон два трамвая с низким полом петербургской сборки – яркий пример. Один из них давно на ремонте, наездился, бедолага. Второй бродит где-то, но тоже ненадолго это.

Машины хорошие, но… не для наших отвратных рельс. Можно хоть золотые вагоны купить, но толку не будет, пока в городе такое дрянное покрытие. Поэтому, если власти вдруг захотят нам помочь с восстановлением ГЭТа, пусть начнут со строительства новых линий. Вот я слышал, будет ремонт на линии длиной 4 км между Речным вокзалом и улицей Ерофеева. Фирма питерская, работы будут вестись по финской технологии: рельсы бесшумные, будут огорожены от общей трассы, чтобы машины не могли заезжать на линию. Трамвай там сможет развить свою полную скорость – 50-60 км/ч. Если так, это будет здорово: огороженные линии для трамвая – это единственный способ спастись от автомобилистов. Остается только надеется, что все будет как лучше, а не как всегда.

 

«ВЕСЬ СОСТАВ БУДЕТ ДЕРЖАТЬСЯ НА ВОДИТЕЛЕ»

 

Татьяна Астафьева, старший инженер по эксплуатации (стаж работы – 40 лет):

– Я работаю с водительским и кондукторским составом. Коллектив у нас дружный, хороший, это мотивирует к работе. Она, слава богу, идет своим чередом, несмотря на кризис. Но моральный дух поддерживать сложно – внутри живет тревога за будущее.

По статистике кадров за год, водителей из ГЭТ уходят единицы, кондукторы постоянно взаимозаменяются, поэтому потеря кадров в нашей области минимальна. Кто работает здесь давно, намерен держаться до последнего. Сегодня из-за валидаторов многие кондукторы вынуждены сидеть в резерве. А водителям, наоборот, работы прибавилось.

Мы постоянно проводим с водителями необходимый инструктаж, рассказываем, как управлять этой штукой, напоминаем о правилах безопасности… Но они все равно жалуются на свои новые обязанности, и мы мечтаем об отмене этих коробок. Очень боимся зимы. Кабины водителей, как и трамваи в целом, не утеплены, салон при постоянно открытой двери будет промерзать. К тому же зимой линии будут завалены снегом, и в обязанности водителей войдет еще одна – расчищать трамвайные пути. Это просто ужасно. Выходит, весь состав теперь полностью будет держаться на водителе.

Нам всем хочется, чтобы эта кабала с банкротством фирмы кончилась благополучно и как можно скорее. Все-таки тверской трамвай – это легенда, вековое наследие прошлого. В 2008 году уже происходил подобный кризис, но все, слава богу, обошлось. И сейчас обойдется. Я, как и весь наш дружный коллектив, верю в это.

Анастасия ВИНОГРАДОВА

27 0
Лента новостей
Прокрутить вверх