Забудь о морали

18.03.2014, 12:35

Авторское кино редко добирается до массового зрителя, но часть тверской публики уже успела посмотреть в «Звезде» последний фильм Ларса фон Триера «Нимф()манка».

 

Это третья часть «Депрессивной трилогии», в которой уже числятся «Меланхолия» и «Антихрист». Она прекрасно завершает трилогию, как и положено… фарсом, а на губах оставляет такую сардоническую улыбку, какую может вызвать только качественное кино.

На самом деле это любимое детище на сто часов просмотра (есть такие слухи). Однако не трепещите: беспощадные монтажеры рискнули вызвать праведный гнев создателя и урезали фильм всего до четырех часов, еще и благоразумно разбили на две части. Ни один из смыслов не пострадал.

На фоне серых театральных трущоб и завывания ветра в сточных трубах мы впервые встречаем главных героев – распростертую на камнях Джо (Шарлотта Генсбур) и нашедшего ее Селигмана (Стеллан Скарсгард). Как только он выражает желание помочь ей, а она принимает его помощь, вся кажущаяся и ожидаемая депрессивность улетучивается вместе с музыкой Rammstein (исключительно прекрасный выбор), а порнографическая драма как раз начинается.

В поистине монашеской келье Селигмана Джо рассказывает историю своей жизни с пятилетнего возраста до настоящего времени, где ей пятьдесят. Ее увлечение своей сексуальностью проявилось рано в детстве и с тех пор не отпускало ее. Джо не стала задавать миру лишних вопросов о смысле и причинах его противоречий, а просто начала жить в нем по-своему.

Джо ставит себе диагноз – нимфомания, ее сексуальность – это цель, хобби, двигатель, голод. Если у вас есть тигр – его нужно кормить. И Триеру очень нравится этот тигр, причем очень давно. Секс ничем не хуже занятий математикой или написанием музыки. Жизнь эгоистична по своей природе, так стоит ли терять время на то, что не вызывает таких сильных чувств?

Селигман слушает и теоретизирует над услышанным. Его начитанность и отстраненность от каких-либо практических действий позволяет ему проводить занятные параллели между жизнью Джо и явлениями мировой истории и культуры. В ходе этой беседы история обретает форму книги, разбитой на главы с названиями, создаваемыми ими обоими исходя из Теории жизни и ее Практики.

Меланхоличность актрисы, исполняющей роль молодой Джо (Стейси Мартин) и некоторая безжизненность ее игры только подчеркивают силу и волю к жизни героини, придают романтику ее жестким, контрастирующим со всякой нравственностью поступкам. Джо умна и красива, ее философия позитивна, а история увлекает. Это не покаяние, не исповедь и не попытка вызвать сочувствие. Это такой длинный исчерпывающий ответ на естественный вопрос незнакомца, с кем свели обстоятельства: Кто ты?

Во второй части героине приходится признать факт: тотальная свобода граничит с абсолютным одиночеством. Но Триер не признает поражений: для умных людей самоуничтожение не таится в самой свободе выбора. Они способны изменить свой выбор. Они смотрят на себя в зеркало и видят себя настоящих, таких, которые никогда не дадут соврать о себе, о том, что мы все похожи, и нас может воспитать среда или что еще нелепее, мы – заложники рока. Мы свободны до конца.

Что ж, остается только сказать, что пистолет выстрелит, а Триер еще раз убьет немного нормальности…

Приятного просмотра.

Оксана ГОРОБЕЦ

13 0
Лента новостей
Прокрутить вверх