«Сей поэтический стриптиз»

18.03.2014, 12:32

9 жизней лирического героя Валерия Редькина

Рисунок: Татьяна Ефременкова

 

 

А я не знаю почему, но меня тянет,

Меня так тянет, ох, как меня тянет…

Елена Ваенга

 

Литературный критик Александр БойниковВ последнее время оппоненты дружным хором обвиняют меня в следующем: дескать, в литературно-критических статьях (разумеется, не хвалебных) о местных стихотворных сборниках я отождествляю лирического героя с его автором и, следовательно, в корне неправильно интерпретирую творчество конкретного поэта. Перехожу, так сказать, на личности. Пьет лирический герой вино без меры – значит, поэт, его создавший, тоже алкаш; интересуется лирический герой нетрадиционным сексом – значит, его реальный творец и в жизни склонен к подобным перверсиям. Высказанные претензии я воспринял чрезвычайно близко к сердцу… Да, был не прав, вспылил. Прошу дать возможность раскаяться. Загладить. Искупить.

С чувством осознания собственной глубокой вины приношу на алтарь со-временной тверской литературы в качестве искупительной жертвы анализ специфики лирического героя в поэзии профессора ТвГУ Валерия Редькина, которая, по его же собственному признанию, относится к «духовному реализму». Ради краткости объект нашего исследования мы станем в дальнейшем называть ЛГР, т.е. лирический герой Редькина.

Поскольку Редькин как лирик полифоничен, то и ЛГР – многолик. «Я порнофильмов не смотрю…» – заявляет он сразу. Похвально и полезно – для физического здоровья и нравственного равновесия. Только зачем оглушать мир известием о том, чего НЕ делаешь? В народе не зря говорят: громче всех кричит «держи вора!» сам вор.

Но это всего лишь первый лик ЛГР. Запретная страсть не мешает ему прикидываться богобоязненным и богомольным:

 

Помилуй меня, Господи,

Прости меня, прости,

И детские и взрослые

Грехи мне отпусти.

 

А еще ЛГР просит у Бога прощения за то, что «за суетными ритмами // Слова любви скрывал». Какие «суетные ритмы» возникают при просмотре порнофильмов в одиночестве, догадайтесь сами.

Остается только посочувствовать раздвоению личности ЛГР, который ме-чется между порнухой и молитвой, – началами взаимоисключающими.

Первое из них все-таки пересиливает, и ЛГР в любой обстановке предается виртуальным мечтаниям о возможности почесать с кем-нибудь свой блуд:

 

Метет метель свою поземку,

Трамвай трагически пропал,

Погреться бы сейчас с девчонкой,

Но денег нет и кончен бал.

Когда нет девчонки, вовремя подворачивается совсем маленькая девочка и наступают другие забавы:

Девочка писала стоя,

Ей всего годика три,

И как у нее все устроено,

Исподтишка я смотрю.

 

Оказывается, лирический герой Редькина еще и завзятый вуайер (второй лик). Для справки: вуайеризм – сексуальная девиация (отступление от нормы. – А. Б.), характеризуемая побуждением подглядывать за «интимными» процессами: раздевание, принятие ванной или душа, мочеиспускание. Но ЛГР обычного вуайеризма мало:

 

Хочу, хочу, хочу!

Нельзя, нельзя, нельзя!

<…>

И словно солнца луч,

Себя несу, как дар,

Из облаков и туч

На девичий загар.

«Хочу! Хочу иметь!» –

Кричу я весь в поту…

«Девичий загар» солнцу порнографической поэзии подавай! Не знаю, кому из девушек будет приятен сей дар – разве какой-нибудь сальноголовой бабище:

Пусть купчиха и толста,

И проста по виду,

Не в скелете красота,

Сладки у нее уста,

И не страшно спиду.

 

Интимные откровения закономерно кружат голову ЛГР («Еще, еще тебя хочу, // Прости ты Бога ради»), хотя от некоторых, право слово, оторопь берет:

 

А может, влюбиться в красавицу?

Нет, лучше вернется пусть дочь.

Недозволенные семейные радости, или третий лик…

 

Профессор ТвГУ Светлана Николаева в предисловии к одной из книг Редькина написала, что его «поэтический словарь» включает в себя «совесть» и связанное с ней чувство «вины». Вина постоянно гложет душу ЛГР:

 

А в чем же я так провинился,

Что и меня почти в тюрьму?

Напился? С бабой порезвился

Подобно всякому дерьму?

 

«Почти в тюрьму» – сродни «условно каторге на 15 лет». Впрочем, здесь суть в другом: почему для ЛГР резвиться с «бабой» дерьму подобно? С кем же еще резвиться нормальному, т.е. гетеросексуальному мужику?

Если ЛГР – мужик ненормальный (= девиантный), то вопрос снимается. Тогда, если ему нравится резвиться с другим мужиком, то ЛГР – обычный гомосексуалист (четвертый лик).

Но пусть он живет спокойно: за гомосексуализм ни в стихах, ни в жизни сейчас за решетку не сажают. За скотоложство, кстати, тоже.

 

Мало толку в теле телки,

Если эта телка тля…

 

С чего бы ЛГР в коровник-то потянуло, к своему пятому лику? В теле телки, т.е. молодой самки до первой стельности (= беременности), толк есть только для быка. Хотя… не могу предположить, кем ЛГР был в прошлой жизни.

Одно достоинство у ЛГР – ему не чужда самокритика:

 

Он чаще мыслил вертикально,

Но вектор был направлен вниз.

Как ни верти, но пахнет калом

Сей поэтический стриптиз.

 

Лирический герой Редькина не прочь выпить (шестой лик): «Рюмка водки – ближе к смерти. // Вот и хорошо! // Горькой, горькой, лучше – с перцем // Мне налей еще». Как подчеркивает Светлана Николаева, лирический герой Валерия Редькина – «русский человек». Стало быть, после рюмочки надо закусить, на Руси так ведется испокон веку. ЛГР, конечно, закусывает, но не пролетарской селедкой или презренным соленым огурцом, а тонким экзотическим блюдом:

 

Из восточных изысканных блюд

Что-то новое мне подают,

С хрустом я откусил эту жуть –

Вздрогнул: собственный фаллос жую.

 

Теперь понятно: с бабой резвиться при таком увечье проблематично («Может, правда чего-то лишен»). Да и стоит ли? Тем более что «у русских душ и русских тел (??? – А. Б.) // Иной менталитет».

Русский человек по натуре правдоискатель, особливо ежели изрядно выпьет. Как там у Юрия Кузнецова: «Пошел и напился с тоски… // Так русская мысль начинается».

Отправился после горькой перцовочки на поиски русской мысли и ЛГР и, представьте, быстро обрел оную:

 

Желтая до жути ложь,

Как звезда Давида,

Не задушишь, не убьешь

Мировую гниду.

 

Мерзкий антисемитизм (седьмой лик) ЛГР в комментариях не нуждается. Он говорит сам за себя. Приведу лишь слова Максима Горького:

«Необходимо также развивать в себе нравственную чистоплотность, воспитать чувство брезгливости к проявлениям в человеке начала зоологического; одним из таких проявлений является унижающая человека вражда к людям иных племен.

Ненависть к еврею – явление звериное, зоологическое, с ним нужно дея-тельно бороться в интересах скорейшего роста социальных чувств, социальной культуры».

Во всех стихотворных книгах Редькина непременно есть раздел, где ЛГР кается, исповедуется и всегда что-то выпрашивает у Господа. Почитаешь и думаешь: перед нами – самый истинный христианин всех времен и народов (восьмой лик), вызывающий сплошное умиление:

 

Стучу в броню:

– Откройте двери!

В кровь кулаки и даже лоб.

Я верю! Дайте мне по вере!

Ведь жизнь не ящик и не гроб.

 

Дадут обязательно. Только не по вере, а по морде. За попытку с большого бодуна вломиться в чужую квартиру, когда ее обитатели отдыхают, т.е. за дебоширство (девятый лик).

Неукоснительно следуя библейским заветам, ЛГР с истинно христианским, безбрежным человеколюбием великодушно прощает всех своих обидчиков, желая им только добра:

 

Дай деньгами заморочиться,

А потом их потерять.

Пусть при жизни

в муках корчатся,

Пусть вопят, хулят, смердят.

И цирроз пусть будет печени,

Паралич или инфаркт.

И врачами не замеченным

До конца пусть будет рак.

Простив таким образом обидчиков, ЛГР ни с того ни с сего просит для себя самого жестокого наказания:

Господи, Господи, Господи,

Каюсь, казнюсь и винюсь!

Прямо у храма на площади,

Как это делала Русь.

<…>

Камни кидайте, булыжники –

Сам я во всем виноват.

Если уж очень обижены –

Вот вам стальной автомат.

К стенке безропотно встану я,

Скину свои сапоги,

Сделаю крестное знаменье,

Громко скомандую: – Пли!

 

Сей полупьяный призыв ЛГР – всего лишь пошлейшая пародия на финал романа Этель Войнич «Овод», главный герой которого, умирая за свободу, в насмешку над палачами командовал своим расстрелом. Хотя идея в принципе очень привлекательная. Про булыжники. Жаль только, что трудновыполнимая.

Итак, ЛГР – это любитель порнофильмов, вуайер, гомосексуалист, скотоложец, пьяница, дебошир, антисемит и богомолец в одном флаконе – средоточие истинной русскости. Истинной ли? Русскости ли?

Александр БОЙНИКОВ

102 0
Лента новостей
Прокрутить вверх