Вера в законе

10.12.2013, 11:30

Православие предложили закрепить в Конституции РФ

Общество активно обсуждает возможные изменения в Конституции Российской Федерации. Госдума предложила закрепить в преамбуле Конституции, что православие является основой национальной и культурной самобытности России. «Караван» спросил у тверитян, что они думают на этот счет

 

«ЭТО ЛИШЬ ПОВОД ДЛЯ ЗЛЫХ ЯЗЫКОВ»

 

Иерей Максим МИЩЕНКО, пресс-секретарь Тверской епархии:

– Возможное внесение в преамбулу Конституции РФ мысли о том, что православие является основой национальной и культурной самобытности России, в какой-то степени демонстрирует современное медийное положение Русской православной церкви.

Православная церковь переживает период глобальной трансформации, пытаясь найти свое место и в обществе, и по отношению к отдельному индивиду. Как эта позиция будет ориентироваться на современную потребительскую культуру – еще неизвестно. Существует надежда, что новая «цифровая» эпоха, отмеченная религиозным плюрализмом и интеллектуальным эклектизмом, не приведет в обозримой перспективе к умалению культурных ценностей и исторического значения христианства в России. К сожалению, у Русской церкви хотя и много сочувствующих, но мало ревностных сторонников. Поэтому помощь оказывается иногда довольно нереалистичным способом. С содержательной точки зрения, в данной законодательной инициативе, конечно же, проглядывается чистота намерений и искренняя озабоченность положением Русской церкви (христианских ценностей) в российском обществе. В реальности же это предложение останется лишь очередным медиаповодом для «злых языков» блогосферы и будет сопровождаться безапелляционными выводами об усиливающейся клерикализации в стране.

Вряд ли проблемы Церкви или общества заключены в правовом статусе православия на территории РФ. Ответ, скорее, надо искать в другом – социокультурной роли Русской церкви в жизни российского общества. Исследователи констатируют, что рост числа православных верующих остановился. Некогда патриарх Кирилл признавал, что после притока прихожан в конце 80-х – начале 90-х годов мало кто из неофитов по-настоящему прикрепился к церкви. Для утверждения своей позиции в современном обществе у церкви есть один выход – активно работать в миру, в гуще динамично меняющегося общества, принимать участие в решении актуальных социальных проблем.

 

«ЭТО БУДЕТ НЕКОРРЕКТНО»

 

Фарид БАТЫРГАРЕЕВ, помощник имама Тверской соборной мечети:

– Такое предложение – обозначить какую-то религию в качестве доминирующей в Российской Федерации – противоречит Конституции РФ. Кроме того, вряд ли это будет корректно по отношению к другим религиозным конфессиям нашей страны.

 

«РЕЛИГИИ ОТДЕЛЕНЫ ОТ ГОСУДАРСТВА»

 

Игорь ЭЛЬГАРДТ, заслуженный врач РФ, член Общественной палаты Тверской области, глава еврейской общины Твери:

– Это предложение представляется мне нелогичным, ведь по Конституции у нас в стране все религии находятся в равном положении. Давайте возьмем даже не иудеев, а мусульман – вторую по численности религию в России. Разве они не почувствуют себя ущемленными, если в Конституции появятся слова о том, что православие является «основой национальной и культурной самобытности России»? Я считаю, что все религии должны быть в равной степени отделены от государства – так, как это сегодня прописано в Конституции. В иудейской религиозной традиции есть обычай возносить молитвы за здравие правителей, но мы же не претендуем на этом основании на роль главенствующей религии.

 

«ПРАВОСЛАВИЕ ПОНИМАЮТ ПО-РАЗНОМУ»

 

Глеб ЧИСТЯКОВ, историк, публицист, редактор портала rusvera.ru:

– В самой по себе идее отразить в Конституции христианские ценности или религиозные идеи нет ничего предосудительного. Действительно, в Конституциях многих стран имеются подобные преамбулы или конкретные статьи. Однако какое реальное воплощение в жизни получит эта инициатива законодателей – большой вопрос. Хорошо известно, что в нашей стране правоприменение норм конституционных актов далеко не идеально и простирается от пустой декларативности до злоупотребления.

Положение осложняется еще и тем, что термин «православие» понимается очень по-разному. Для кого-то это символ национальной идентичности, а для кого-то духовная сверхидея. Также под «православием» в институциональном смысле в последние годы понимается не только Русская православная церковь Московского патриархата, но и другие конфессии так называемого восточного обряда, включая разного рода греческие, южнославянские деноминации, ряд истинно-православных церквей, а также поповские и беспоповские согласия старообрядчества. Будет ли относиться к ним статус официального, признаваемого государством православия или, наоборот, они окажутся вне закона, за рамками предлагаемой нам новой конституционной статьи – пока неясно.

 

«РЕЛИГИОЗНОСТЬ РОССИЯН ПОВЕРХНОСТНА»

 

Леонид ГРИГОРЬЕВ, профессор кафедры социологии и социальных технологий ТвГТУ, член Общественной палаты Тверской области:

– Считаю, что идея включить в преамбулу Конституции РФ тезис об особой роли православия является ошибочной. Никто из здравомыслящих людей не сомневается в особом значении православия для русской истории и культуры. Запись в Конституции здесь ничего не прибавит. В современном светском обществе каждый человек сам определяет свое вероисповедание или придерживается атеистических позиций, что нормально для многонациональной и многоконфессиональной страны. Религиозность большинства россиян сегодня очень поверхностная и эклектичная. Искусственное навязывание православия скорее вызовет у людей отторжение. Истинно православные люди не станут «более православными», чем сейчас, а люди, далекие от веры, не обретут ее даже из-за записи в Основном законе страны.

 

«НАУКА ОПЕРИРУЕТ ФАКТАМИ, А ВЕРА ЕСТЬ ВЕРА»

 

Борис ПЕДЬКО, декан физико-технического факультета ТвГУ, профессор:

– Российская Федерация – государство светское, что отражено в нашей Конституции.

И я категорический противник того, чтобы какое-то единое вероисповедание или даже какой-то единый взгляд на жизнь превалировал над всеми остальными. Мы живем в развитой цивилизации, и нельзя возвращаться назад. Самое интересное для меня в том, что наиболее радикальные высказывания последнего времени вылетают из уст тех, кто сам недавно (20 лет – небольшой срок) положил на стол партбилет. Почему так получается, что наиболее истово крестятся те, кто в свое время приложил наибольшие усилия, чтобы в стране доминировала только их идеология?

Я считаю, что сейчас у нас в России ущемляются права неверующих, поскольку неверие есть такая же вера. Каждый строит своего Бога сам, и он находится где-то глубоко в нас. Это собственные убеждения человека, которые эквивалентны религии либо могут соответствовать религиозным взглядам. Возьмем физику: сейчас в России ее как науку перестали противопоставлять религии. Это две вещи, у которых нет точек соприкосновения. Наука оперирует фактами, а вера есть вера.

Оговорюсь, что естественные науки остаются основой для формирования материалистической идеологии. Человек является изначально стихийным материалистом, поскольку оперирует в жизни материальными объектами. Вера в Бога не противоречит этой философии, поскольку для верующих Бог материален.

Что касается православия, то в нынешний период отсутствия государственной идеологии и потворства интересам национальных окраин эта традиционная религия выступает в качестве идентификатора этнокультурной принадлежности титульной нации, которая давно скучает по заботе о себе со стороны властей. Религия в определенный момент может сплотить разные социальные и национальные группы, а дальше? Дальше между этими группами в такой стране, как Россия, снова возникнет масса противоречий. Как и кому распределять налоги? Что преподавать в школах? Как одеваться? Как принимать пищу? Таким образом, к свободе совести и вероисповедания надо идти через светское государство, а не откатываться назад в клерикализм.

Это возможно, если государственной религией сделать именно образование, со всеми новыми образовательными технологиями и инновациями (но совсем не в том «замазанном» понимании, как это преподносится сегодня). Образование – это ведь и средство принятия правильных управленческих решений.

 



 

АТЕИСТОВ ЗАБЫЛИ СПРОСИТЬ

 

От автора:

– В рамках одного из исследований были получены данные о религиозности населения по России в целом и по отдельным регионам. Выяснилось, что в РФ 41% людей называет себя православными и заявляет о принадлежности к РПЦ. Мусульман в рамках этого опроса оказалось 7%. Аналитики отмечают, что 41% – это огромная сознательная сила, которая относит себя к определенной церкви, и этот факт дает основание патриарху Кириллу потребовать конкордата государства только с РПЦ или под эгидой православия.

Заметим, православие как система нравственных начал – штука замечательная. И Бог, если понимать его не как дедушку в белой хламиде на облаке, а как внутреннее «нельзя», у рационально воспитанного и сравнительно образованного человека отторжения не вызывает.

Однако есть и набор антагоничных аргументов. Примерно год назад публике был представлен «Религиозный кодекс» Михаила Прохорова. Светская политика – выбор успешных наций, заявляет лидер «Гражданской платформы» и предлагает изменить практику, когда государство вступает в выборочные альянсы с религиями. Вместо этого предлагается строго закрепить «принцип религиозной нейтральности государства». Чиновники всех уровней должны лишиться права публично высказывать свои религиозные предпочтения, а любое религиозное объединение, набравшее определенную численность, должно автоматически рассматриваться государством как социальный партнер. По мнению Михаила Прохорова, таким образом «будет создана прочная светская основа для полноценного сотрудничества российского государства, российского общества, всех российских конфессий в незавершенном деле строительства обновленной и исцеленной России».

Таким образом, фиксировать или нет в Основном законе страны мысль о доминировании определенной религии – решать лучше не только верующим, но и атеистам.

Дмитрий ХОДАРЕВ

17 0
Лента новостей
Прокрутить вверх