Клановая экономика

10.12.2013, 11:03

Тверские трудовые династии XXI века: депутат, министр, директор

Слева направо: Вячеслав Суязов, Андрей Суязов и Артем Суязов

В одних странах государство является инструментом защиты их народов. Про Россию недавно кто-то метко сказал, что у нас государство – это инструмент зарабатывания денег. И нечего стесняться говорить об этом, потому что смекалистые ребята, которых фортуна занесла в чиновничью когорту, для повышения собственного благосостояния давно не смущаются пользоваться государством хоть по вертикали, хоть по горизонтали

 

ВЫСТРЕЛЫ НА ДОРОГЕ

 

26 октября этого года водитель Юрий Коньков вел свой пассажирский автобус «Форд-Транзит» по трассе Торжок – Осташков. Часов в 9 вечера в нескольких километрах от Торжка при разъезде со встречной машиной заднее левое боковое стекло пассажирского салона внезапно лопнуло. «Камень из-под колес отлетел», – с досадой подумал Юрий. Однако на следующий день ситуация повторилась: буквально на том же месте в тот же час автобус снова лишился стекла.

Не прошло и недели, как на той же злополучной дороге «Форд» лишился еще одного бокового стекла. Все, что смог сообщить водитель полицейским, это светлый цвет машины, с которой разминулся в тот момент.

Это злоключения лишь одного автобуса одной из частных тверских транспортных компаний. На самом же деле транспортники называют происходящее на дорогах Тверской области настоящей необъявленной войной. Частные пассажирские автобусы жгут, уродуют, обстреливают, не считаясь с опасностью для пассажиров. После обстрела полицейские обычно находят в салоне пули от травматического оружия, но сами стрелки остаются неизвестными. Только в ноябре 2013 года произошло шесть обстрелов автобусов с пассажирами во время их работы на маршрутах.

«В Тверь вернулись лихие девяностые!» – негодует народ, а перевозчики сходятся во мнении, что в области действует отлаженная схема предоставления преференций «своим» и вытеснения либо ломания через колено «чужих». Только вот подается все это под соусом государственной заботы о надежности предоставления населению транспортных услуг.

 

СЕМЕЙНЫЙ ПОДРЯД

 

Когда Андрей Шевелев еще только обвыкался со своей новой губернаторской должностью, ему требовалась поддержка местных элит. Он встречался с наиболее влиятельными и опытными депутатами областного заксобрания. В их числе и с единороссом Вячеславом Суязовым, председателем постоянного комитета по аграрной политике, природопользованию и собственности, который курирует вопросы транспорта и ремонта и содержания дорог в регионе. И якобы Шевелев заручился поддержкой группы влияния Суязова в обмен на гарантии продолжения карьеры его сына Андрея в областном правительстве. К тому времени Андрей Суязов дорос до начальника департамента промышленного производства, торговли и услуг, но он был «птенец гнезда Зеленина» и с приходом новой команды легко мог вылететь вон.

Видимо, джентльменское соглашение было заключено, поскольку в сентябре 2011 года Андрей Суязов становится министром транспорта Тверской области и одним из самых молодых чиновников столь высокого ранга.

Параллельно пошла в гору карьера младшего брата Артема Суязова. Недавний инженер-геодезист, затем сотрудник тверского филиала «Росавтодора», Артем Вячеславович Суязов в апреле 2013 года становится заместителем гендиректора ОАО «Тверьавтотранс» по организационной деятельности автовокзалов и автостанций. Поговаривают, именно он там все и решает, ведь генеральный директор Игорь Гусев с транспортной темой, мягко говоря, не очень. Юрист по образованию, кандидат философских наук, замначальника департамента природы, советник митрополита Виктора – все это ступени личностного роста г-на Гусева на пути к креслу начальника «Тверьавтотранса».

О его компетентности (а возможно, о компетентности семьи Суязовых, имеющих влияние на гендиректора ОАО «Тверьавтотранс») говорит подбор подчиненных. Так, по свидетельству очевидцев, начальник отдела снабжения («важная и пафосная девица») не знала, что силиконовая смазка используется, помимо известных ей, еще и в технических целях и устроила такой разнос водителю, заказывавшему это техническое средство, что у бедняги прихватило сердце.

Но подобные мелочи не мешают устойчиво действовать схеме, по которой Андрей Суязов разрабатывает нормативные акты, Вячеслав Суязов принимает их на законодательном уровне, а Артем Суязов реализует на практике.

Не секрет, что в цивилизованных странах сложившаяся ситуация именуется конфликтом интересов. Но ведь в своей слаженной деятельности вся трудовая династия думает только о развитии автомобильного транспорта Тверской области, а как же иначе?

Только в это верят не все.

 

О ТОМ, ЧТО НАБОЛЕЛО

 

Есть такая увлекательная компьютерная игра – «Дальнобойщики». В ней водителя подстерегают извилистые повороты, жадные бандиты и коварные гаишники. Думается, программисты могли бы сделать игру куда более реалистичной, если бы вписали в нее хотя бы некоторые из препятствий, с которыми каждодневно сталкиваются перевозчики из Твери.

Например, придумали бы программисты министерство транспорта, которое лишь надзирает и отлучает от работы неугодных перевозчиков, занимаясь переделом рынка пассажирских перевозок в регионе.

Именно этим и занимается областной минтранс, как уверяют тверские перевозчики. По их мнению, сегодня в отрасли нет внятной политики в отношении должного развития общественного транспорта и пассажирских перевозок. Несмотря на указание губернатора, в Твери так и не проведены конкурсы на обслуживание маршрутов. При проведении конкурсов на межмуниципальных маршрутах, по мнению многих участников рынка, министерство транспорта «подгоняет» конкурсную документацию под «своих» перевозчиков, таких как ОАО «Тверьавтотранс» или ИП «Лейман».

Из-за непродуманного повышения стоимости ЕСПБ для граждан в 4 раза почти в 2 раза снизился доход у всех муниципальных транспортных предприятий: МУП «Горэлектротранспорт» – с 13 млн руб. до 7 млн руб., МУП «Автокомбинат» Вышневолоцкого района – с 6 млн руб. до 3 млн руб., и т.д. Кроме того, всячески волокитится разработка положения о порядке возмещения расходов, связанных с госрегулированием тарифов на перевозки.

За последние два года, пишут предприниматели, они сами, без привлечения бюджетных средств, приобрели около 1000 новеньких автобусов. Затраты составили более 2 млрд рублей, а теперь перевозчики спрашивают себя: не напрасно ли? Ведь министр Андрей Суязов лично принимает решение, кого включать в реестр недобросовестных перевозчиков, кого нет, с кем расторгать договоры, а с кем заключать.

В общественные и экспертные советы при министерствах и ведомствах правительства Тверской области не включено не одного представителя от общественных объединений перевозчиков, поэтому их голос власть не слышит.

Обо всем этом более сотни предпринимателей неделю назад и написали открытое письмо президенту Путину, премьеру Медведеву и другим важным лицам. Написали, потому что почувствовали, что политика областных чиновников от транспорта вот-вот поставит их и их семьи на грань выживания.

 

ПРИВАТИЗАЦИИ – НЕТ!

 

Потомок первого русского генералиссимуса, заслуженный строитель России, президент Дорожно-строительной ассоциации Тверской области Владимир Шеин проработал в дорожном хозяйстве Тверской области 40 лет, в том числе и с дедом нынешнего министра транспорта. На то, что творит внук, он спокойно смотреть не в силах.

И бьет в колокола: через областной парламент кулуарно протаскивается закон, позволяющий приватизировать 11 ДРСУ Тверской области.

Мастер делового администрирования (это одна из его дополнительных специальностей) Андрей Суязов собрался акционировать 3 ГУП «ДРСУ» и продать акции 8 ОАО «ДРСУ». При этом не посоветовался ни с главами районов, ни с местными депутатами, да и директора этих ДРСУ мало что знают. Опытный дорожный строитель Шеин убежден, что за этими планами кроется желание завладеть движимым и недвижимым имуществом ДРСУ. При этом их реальная стоимость, если придется когда-то восстанавливать, в десятки раз превысит доходы от приватизации.

Региональная сеть дорог, ответственность за надлежащее состояние которой несут органы власти, не может функционировать без привязанных к ней стабильных, технически оснащенных и управляемых владельцами дорог дорожных организаций, заключает Владимир Шеин в письме на имя спикера заксобрания Андрея Епишина и просит того признать проект закона о приватизации ДРСУ противоречащим интересам региона.

 



 

Одним из бичей современной России является тотальная некомпетентность, и порой от этого не застрахует никакой диплом МВА. У руководителей старой закваски было одно полезное свойство – умение критически взглянуть со стороны и на себя, и на результат своих трудов. Сегодня этим даром владеют не все. Поэтому вряд ли стоит обижаться на газету, дающую возможность увидеть себя чужими глазами. Глазами общества. Ведь общественный контроль – это как раз то, о необходимости чего на днях рассуждал президент России и что лучше всего удается независимой прессе.

Без такого контроля наша плановая экономика неминуемо перерастет в клановую, которой до лампочки интересы простых людей. Это будет означать регресс Тверской области, ее разложение изнутри. Интересно, что думают о подобной перспективе такие ответственные руководители, как губернатор Андрей Шевелев, спикер Законодательного собрания Андрей Епишин, а также главный федеральный инспектор Юрий Стрелецкий?

Константин ЧУГУНОВ

78 0
Лента новостей
Прокрутить вверх