Владимир Филиппов: ДК — отец мой и дитя

23.03.2011, 00:00

    ПОД ЭТИМ СЛОГАНОМ ЛЕГЕНДАРНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДК «ХИМВОЛОКНО» ОТМЕТИЛ ДВАДЦАТИЛЕТИЕ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    
    «Филиппов? Кто это? Директор «Химволокна?» Там что, ещё что-то происходит? Я знаю только, что там бандиты в бильярд играют». Между прочим, так считает не только моя знакомая. С одной стороны, понятно — если это не сфера твоих интересов, откуда ты можешь знать, что в ДК работают шестьдесят девять коллективов? Одних только рок-групп больше сорока, хореографический центр, где представлены бально-спортивные, народные, индийские танцы, брейк-данс. Здесь занимается самая известная в городе студия изобразительных искусств «Зебра», студенты облюбовали дворец для своих Студвёсен, различные сообщества и профсоюзы сделали ДК местом своих встреч. С раннего утра до позднего вечера жизнь здесь бьёт ключом. Кстати, бильярда в «Химволокно» нет.
    Помещений на всех не хватает, но директор не отказывает никому. На юбилее группа провокаторов ходила по фойе с плакатами: «Филиппов! ДК не резиновый!», «69 коллективов! На фига так много?», «Даешь спокойную жизнь!», «Долой таланты!». Актёры студии «Ориент-32 А» устроили этот шуточный перфоманс с целью найти единомышленников в нелёгком деле усмирения руководителя ДК.
    — Резиновый, резиновый! — смеётся Владимир Васильевич. — Если приходят, почему не взять? График работы гибкий, всегда можно договориться, выбрать удобное время. Чем хороша такая система, так это тем, что она создаёт единую творческую среду. Идёшь в изостудию — тут рокеры играют, там румбу репетируют. Ощущение свободы творчества и его многообразия. Для молодых это очень важно.
    Он принципиально не пытается наставлять молодежь на путь истинный. Кто не хочет — того не заставишь, а тому, кто пытается, нужно только подготовить площадку для взлёта. Здесь, в ДК, у ребят есть возможность самореализоваться.
    Филиппов сам сочиняет музыку, поёт. В армейском оркестре был первой трубой, в Новгородском пединституте, куда пошёл после армии, — первой гитарой. Его неуёмную энергию помнят в Фировском районе, где он возглавлял отдел культуры. Там, собственно, всё и начиналось.
    — Когда меня пригласили возглавить отдел культуры, я совершенно не имел опыта организаторской работы. В моём ведомстве оказалось 25 библиотек, около 20 клубов, всё это нужно было ремонтировать, постоянно курировать их работу. Около месяца спать не мог — голова не принимала такой поток информации. И вдруг у меня получилось. И мне понравилось.
    — Как же вы оказались в Твери? Сбежали?
    — Нет, в тогда ещё Калинин меня привезла жена, Виолетта. Мы познакомились, когда она «отрабатывала» в музыкальной школе в Фировском районе. Отработала и собралась домой. А тут я нарисовался. Ну и поехал за ней. Сначала наведался в профсоюзы, потом жена подсказала: мол, есть тут такой ДК «Химволокно», сходи, узнай. Я посмотрел… У профсоюзников было роскошное помещение, ковры-мовры, всё прочее. А ДК особо богатым убранством не отличался, всё там было скромно. Жизнь текла довольно унылая, люди сидели спокойно на гарантированных зарплатах, придумками чего-то нового особо не утруждались. И я подумал: надо оставаться — тут хотя бы есть чем заняться, где развернуться. Так в 1987-м я начал на должности зав. политико-массовым отделом. Стал ворошить это болотце, сам выдумывать разные мероприятия. В 1991-м, после того, как прежний директор ушел в музучилище, я занял его место. Воспоминания о работе тех лет, конечно, богатейшие!
    — И тут, на самом взлёте, настали лихие времена…
    — Да, для нас это был глобальный кризис. Мы существовали полностью на госзаказе, и тут нас отправляют на самоокупаемость. Это фактически всё, конец. Настроения воцарились упаднические, никто ничего не хотел делать, все ждали, что нас вот-вот продадут. Многие так и не выкарабкались — ДК «Трусова», «Строитель», «Полиграфкомбинат» исчезли с культурной карты города. Вариантов выжить было два: умудриться заработать на своём прямом назначении — предоставлении досуга либо начать сдавать помещение в аренду. Многих второй вариант сгубил. Я сдавал не более 15% площади, и то под заведения развлекательного характера — тут был магазин завода «Химволокно», действительно был бильярд, какое-то время было казино. Это не позволяло забыть о ДК и даже добавляло ему культурной привлекательности. Люди видели: у клуба постоянно стоят иномарки, значит, тут что-то происходит, раз даже состоятельные товарищи приезжают сюда развлечься. Я специально вел этакую куражную, провокационную культурную политику. Не даёте денег — мы сами найдём выход!
    — Где же в это время обитали кружки и секции — настоящие хозяева ДК?
    — А творческая жизнь не останавливалась ни на день. Кстати, со временем эти самые «состоятельные товарищи» стали приводить к нам и своих детей. Часть сотрудников, конечно, покинула нас в тот период, но я рискнул набрать молодых специалистов, они создали двенадцать коллективов. И выкинул совершенно сумасшедший по тем временам фортель: изготовил им рекламу с предложением приходить заниматься на платной основе, и расклеил по всему городу. Волновался страшно! И вдруг народ пошёл! Я приобрёл всем руководителям коллективов лицензии индивидуальных предпринимателей, и через какое-то время они поняли, что могут зарабатывать сами, и раз в пять больше, чем до сих пор!
    Покупать что-то нам тогда было не на что, и я выкручивался так: брал на базу какую-нибудь студию — в частности, «Лайт-стар», которая делала свет практически на всех городских мероприятиях. Они за это обеспечивали техникой наши концерты. Так же мы решили вопрос со звукозаписывающей аппаратурой. Жить сразу стало легче и веселей.
    — Выкарабкались?
    — Казалось, да, самые большие трудности позади. Сформировался новый, молодой, энергичный коллектив. И вот в 1997 году нам объявляют, что собираются продать здание…
    — Это американские горки какие-то! Что же, городское руководство не видело, что ДК востребован?
    — У завода «Химволокно», нашего материнского предприятия, тогда тоже были нелёгкие времена. На нашу защиту встал весь город. Жители собрали более двух тысяч подписей, чтобы не допустить нашего закрытия. Нам помогло и телевидение — мы стали делать репортажи со своих мероприятий, сняли передачу. В итоге покойный мэр Твери Белоусов решил: «Химволокно» остаётся жить и работать. Власть поняла, что, по сути, мы единственный ДК, который вполне выполняет свои функции. Конечно, никакие приёмы и заступники не помогли бы нам, если бы мы не вели никакой реальной работы.
    — Я знаю, вы придумывали какие-то «фирменные» проекты, которые становились известны по всей стране?
    — Да, о нашем аукционе мужчин говорили все ведущие федеральные СМИ! Мы проводили его примерно раз в три месяца. Объявляли набор красавцев, отбирали лучших и разыгрывали их среди пришедших дам. Первый раз, стоя с молотком на сцене, я с замиранием сердца ждал: а ну как не будут брать?! Но идею встретили на ура. Суммы, конечно, были символические, призом был, например, поход в ресторан. Между прочим, трое из «купленных» мужчин женились потом на своих покупательницах.
    Гремел в своё время рок-фестиваль «Кто круче». Были «Гранды Твери», фестиваль «Рок-осень», «Песни о Твери», конкурс эстрадного вокала. Был очень интересный проект «Тверская подворотня». Позиционировали его как фестиваль, куда может прийти кто угодно, кто может изображать хоть какую-нибудь музыку. Любого возраста, с любым гоп-стопом, никакого ценза — главное, чтобы это была акустика. Приходили и молодые с гитарами, и бабули с гармошками. Декорировали сцену под подъезд, вешали лампочку. Проект покатил, мы делали его довольно долго.
    — Можете сегодня сказать, что прежний ДК «Химволокно» вернулся? Что у города вновь есть настоящий Дворец культуры?
    — Думаю, да. На празднике по поводу моей двадцатилетней работы в этом можно было убедиться. Только теперь профессионализм наших коллективов вырос в разы. К нам на самом деле тянутся, а кто приходит, не хочет уходить. Я как-то получил письмо от семьи нашего электрика. Они умоляли меня уволить их мужа и отца с работы! Мол, мы не видим его, с раннего утра и до позднего вечера он пропадает на работе, а сам он никогда не уволится — ему нравится работать у вас!
    …Я неспроста назвал праздничный вечер «ДК: отец мой и дитя». Я как преемник использую прошлый опыт, храню лучшие традиции прежнего дворца. И, конечно, как к собственному ребенку отношусь к тому, что выпестовал за эти 20 лет.
    
    Ольга КОЛОСКОВА

99 0
Лента новостей
Прокрутить вверх