Вера без границ

16.01.2013, 17:24

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯЩЕННИК ИЗ КЕНИИ – О ТОМ, КАК ЖИВЁТСЯ ПРАВОСЛАВНЫМ В АФРИКЕ, О НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЯХ И О ТОМ, ЧТО ЕГО БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОРАЗИЛО В РОССИИ

 

Православный священник из Кении отец Марк Мванги с супругой, матушкой Алисой, приехали в Тверь, чтобы разделить с русскими братьями по вере радость Рождества Христова. Отец Марк принял участие в нескольких богослужениях (в том числе рождественской службе в Вознесенском соборе) и с удовольствием рассказал о том, как живётся православным в небольшом государстве на востоке Африки. Там, у подножия горы Килиманджаро (находящейся на территории соседнего государства Танзании), отец Марк не только ежедневно проводит богослужения, но и занимается с матушкой Алисой социальным служением на приходе

Православный храм святых равноапостольных Константина и Елены, где служит отец Марк, – местный социальный отдел. Церковь больше похожа на сарай (отец Марк затеял строительство каменного храма, но из-за ограниченности в средствах дело пришлось отложить на неопределённый срок). Несмотря на то что зарплата православного священника составляет всего 150 долларов, отец Марк организовал на приходе массовый бесплатный медицинский приём. Медицина в Кении платная, а среди 150 прихожан нет ни одного, у кого была бы постоянная работа, поэтому возможность встретиться с доктором хотя бы на приходе – это большая удача. Отец Марк устраивает встречи групп взаимопомощи для больных СПИДом, окормляет сирот, проповедует о Христе среди племени масаев, члены которого с радостью приходят к нему на службы в своих ярких национальных одеждах. (Матушка Алиса, несмотря на то что они с отцом Марком из другого племени – кикуйю, тоже пришла на встречу в национальной одежде масаев, чтобы лучше передать колорит тех мест.)

 

ГОРЕСТИ…

 

– У нас с вами разный цвет кожи, но в нас течёт кровь одного цвета, кроме того, нас объединяет вера, а это значит очень многое, – отмечает отец Марк в самом начале нашей встречи (он говорит по-английски, но также владеет суахили и языками, на которых говорят масаи и кикуйи). – Я поражён красотой ваших храмов, количеством святых, в том числе новомучеников, пострадавших за веру в советское время (никогда раньше не видел мощей). Русские – поистине православные, главное, чтобы молодёжь не забывала традиций своих предков.

Стояние за веру и золото куполов больше всего поразили кенийского священника в России. Несмотря на то что отец Марк приехал сюда впервые, он признался, что снег его не особо впечатлил – он ожидал его увидеть, кроме того, гора Килиманджаро покрыта снежной шапкой, но, чтобы добраться до неё, нужно преодолеть много километров. Это явление (снег на экваторе), а также нетронутая цивилизацией природа привлекает сюда туристов, но места, где служит отец Марк, малообитаемы. Церковь святых Константина и Елены, в которой служит отец Марк, находится в местечке Илласит, на границе с Танзанией, она построена из гофрированного железа, электричество – безумно дорогое, поэтому нехитрую еду (в основном блюда из кукурузы, овощей, бобовых, картофеля) готовят на костре (местные кормятся главным образом тем, что вырастят в поле, то есть живут крестьянским трудом). Мясо для многих – непозволительная роскошь, поэтому и посты соблюдать особого труда не составляет. Православных священников не хватает, поэтому отец Марк служит сразу в трёх храмах.

– В Кении не бывает так, чтобы, как в России, в одном храме служило несколько священников (не говоря уж о дьяконах и алтарниках), – говорит отец Марк. – Религий в Кении очень много, это называется «свобода», но часто она бывает направлена в неправильное русло. Больше всего последователей у Римско-католической церкви, есть и мусульмане, буддисты, индуисты, иудеи, протестанты (пресвитериане, члены евангелической церкви). В Кении около четырёх тысяч евангелических церквей! Знаете, как они создаются? Поссорились, к примеру, два священника, один говорит: пойду, создам свою церковь – и создаёт, государством это не возбраняется. А сколько нам, православным священникам, приходится работать с пострадавшими от оккультных течений, от колдунов из Нигерии? Они с помощью чёрной магии что-то делают с человеком, якобы чтобы ему помочь (и первое время действительно наблюдается какой-то эффект), но потом требуется приложить немало усилий, чтобы вернуть человека к нормальной жизни. (Отец Марк отмечает, что методы работы с пострадавшими от сектантов и сатанистов такие же, как и в Русской православной церкви. – Прим. авт.).

Однако в быту кенийскому православному священнику приходится значительно тяжелее, чем его русскому собрату: до церкви приходится добираться несколько километров пешком (церковную утварь, как правило, носят с собой), а священническое облачение одно и то же «на все случаи жизни» (да и то с чужого плеча: после смерти одежду священника забирает другой батюшка, и она в прямом смысле слова занашивается до дыр). Даже нательные крестики достать непросто, но, конечно, у православных христиан они есть – самые простые.

 

…И РАДОСТИ

 

В родительских семьях отца Марка и матушки Алисы также сильны религиозные традиции, у обоих есть православные родственники. Отец главы семейства является одним из пионеров православия в Кении (он крестился в 1936 году, его жена – в 1940-м). Своего сына они покрестили в детстве.

 – Сначала я учился в православной школе, – рассказывает отец Марк, – но её закрыли, и мне пришлось перейти в римско-католическую. Однако от своей веры я не отказывался. Однажды один из греческих православных священников посоветовал мне идти учиться в семинарию (в столице Кении – Найроби), но там уже занимался мой брат, и я почему-то думал, что нельзя учиться там, куда уже поступил мой брат. Но я всё же пошел в семинарию и закончил обучение в 1989 году. Вскоре женился, а накануне Рождества меня рукоположил в дьяконы архиепископ Анастасий, предстоятель Албанской православной церкви. В 1992 году меня рукоположили в священники с благословения александрийского патриарха. То есть в Православной церкви я служу уже более 20 лет.

Семья самого отца Марка и матушки Алисы – многодетная: у них четверо сыновей. По словам отца Марка, они с матушкой стараются не только дать им хорошее образование (что в Кении не так-то просто – бесплатного образования, по словам отца Марка, вообще нет), но и воспитать их хорошими христианами (младшие ходят в воскресную школу при храме, где служит отец). Если говорить о семье, нельзя не затронуть тему свадебных традиций, которые в Кении тоже довольно интересны. Если молодой человек надумал жениться, то, согласно обычаям, он должен прийти к родителям невесты, которые собирают совет с участием старейших членов семьи и решают, отдавать ли за него невесту (как говорит отец Марк, сейчас у девушек спрашивают их мнение, но раньше это особо никого не интересовало). Жених должен выкупить свою невесту. По словам отца Марка, если бы он в своё время не выкупил жену, то ему пришлось бы сейчас выкупать её у своих сыновей. Учитывая широкую миссионерскую деятельность отца Марка (на которую требуются немалые средства), а также необходимость дать сыновьям образование, это было бы невозможно, поэтому лучше ничего не откладывать на потом.

– Конечно, у нас тоже есть таинство венчания, и свадьбу мы отмечаем очень весело, – делится священник. – Причём алкоголь у нас не пьют прилюдно, но песен и танцев хватает в избытке.

На мой вопрос, как в Кении отмечают Рождество, отец Марк говорит, что они с прихожанами обязательно украшают свой храм (в ход идёт всё: воздушные шары, цветы, бумажные салфетки и т. д.), а вместо ёлок наряжают кипарисы. То есть стараются создать атмосферу праздника, чтобы люди смогли почувствовать радость Рождества.

Отец Марк с матушкой Алисой – вообще люди необычайно позитивные, верящие в лучшее. Они производят впечатление тех, кто умеет создать праздник и хорошее настроение буквально из ничего. На встречу они принесли с собой большой барабан, обтянутый коровьей кожей. Матушка Алиса, выбивая на нём ритм, исполнила куплет из африканской национальной песни, сразу оговорившись, что вообще-то на нём принято играть с помощью специальной палки – иначе получается совсем другой эффект. На службах барабаны, конечно, не используют, но в самом конце, чтобы повеселить ребятишек, – почему бы и нет? Ведь если даришь радость другим, несомненно, получаешь то же самое в ответ.

Прощаясь, отец Марк и матушка Алиса пригласили новых друзей к себе в гости, не преминув заметить, что дружба – процесс обоюдный и, как говорят у них на Родине, «это серия шагов навстречу друг другу». И закон этот, так же как и вера, действенен в любой точке земного шара.

Алёна ВОЛКОВА

31 0
Лента новостей
Прокрутить вверх