«Нездешний сад» Романа Виктюка

05.12.2012, 17:44

1 декабря тверской зритель увидел спектакль в ДК «Металлист».

Вот уже почти девять лет спектакль «Нездешний сад» с успехом идет и в России и за ее пределами. Одна из причин популярности постановки то, что Роман Виктюк обратился к истории гениального танцовщика Рудольфа Нуреева, которому в свое время рукоплескала публика лучших театров мира. И главное, когда-то он был гражданином СССР и первой «звездой» отечественного балета. Но все изменилось: в 1961 году артист не вернулся на родину после зарубежных гастролей. Его смешали с грязью и велели забыть. Советская власть просчиталась: Нуреева (за рубежом его фамилию произносят «Нуриев») помнят и восхищаются его мастерством (те, разумеется, кто хоть как-то интересуется балетом). Спектакль – о его достаточно трагической судьбе, невыносимом характере, гениальности и бесконечной ностальгии, точнее, тоске по матери, с которой ему десятилетия не было дано увидеться.

По сути, спектакль словно коллаж каких-то моментов его жизни: родился в поезде, по дороге в Сибирь… учеба в Ленинграде, Мариинка… Лондон, великая балерина Марго Фонтейн…

Все это происходит на фоне экрана. Одну его часть занимает портрет Рудольфа Нуреева с цифрами 1938 – года его рождения. На другой можно видеть архивные видеозаписи с выступлениями мастера. На сцене – актеры. Нет, они не танцуют. Было бы дикостью драматическим артистам пытаться повторить Нуреева как танцовщика. Но насколько мощна их пластика, энергия которой приумножается «монотонным» воспроизведением текста воспоминаний Нуреева и др. (пусть не совсем реальных в своих деталях)… И постоянно крутится колесо – бесконечный станок (не фрезеровочный, разумеется). А ведь за ним – Зазеркалье…

Конечно, можно не принимать Дмитрия Бозина (исполнителя главной роли) как актера в общепринятом понимании. Но он – важнейший «инструмент» в творческом мире Романа Виктюка. Поэтому неудивительно, что на актере строится весь репертуар театра Романа Григорьевича. Вернее, не на нем самом, а на том, как он точно может реализовать «театральную модель» режиссера.

Сюрпризом, кстати, стало появление на сцене другого артиста театра – Юрия Пономаренко, оперативника Юры из «Глухаря» и «Карпова». (Недавно все поклонники сериала были в шоке: Карпов убил Юру и сжег в автомобиле!) В данном спектакле актер играет крайне редко. На самом деле в постановке он ассистент режиссера. Но в театре Виктюка Юрий работает с 1997 года и сыграл многие яркие роли, совсем непохожие на «опера из «Пятницкого»…

И все же вернемся к великому Рудольфу Нурееву. Он тоже однажды дал людям понять, что их представления о балете (в данном случае) субъективны. До Нуреева мужчину в балете воспринимали не более чем «подставку для яиц» (цитата из Жана Жене). Он полностью изменил это мнение/недоразумение. В классическом балете теперь равенство полов, а английская королева Елизавета, ранее не терпевшая всяческих «телодвижений под музыку» (словарное определение слова «танец») стала фанаткой жанра.

Он умер от СПИДа 6 января 1993 года недалеко от Парижа. Но он успел побывать в родной Башкирии. Он успел все, что от него зависело. Сегодня в его честь названы различные хореографические училища, фестивали…

В одном из интервью Азат Абдуллин, автор «Нездешнего сада», признался, что его «пьеса не о Нурееве, танцовщик лишь служит прототипом. Эта пьеса об изгнании и признании, о великой силе духа, о таланте». В этом смысле Виктюк идет вслед за драматургом, продолжая в спектакле одну из главных тем своего творчества – тему трагической и прекрасной судьбы художника в мире, его конфликта с посредственностью, его обреченности на вечный поиск идеала.

Александр КОНСТАНТИНОВ

17 0
Лента новостей
Прокрутить вверх