Под колесами похрустывали «Матизы»…

09.03.2011, 00:00

    НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ПРОЕХАЛСЯ НА СНЕГОУБОРОЧНОЙ МАШИНЕ

    Комбинированная дорожная машина, или как её почти ласково называют сами работники дорожного хозяйства, КДМ-ка, представляет собой КамАЗовское шасси, на которое в зависимости от времени года монтируется различное съёмное оборудование. Они проводят разные работы. Зимой это очистка дорог от снега и шуги и посыпка дорожного полотна противогололёдной песчано-соляной смесью. Летом ёмкость с песком заменяют на бочку с водой, а отвал — на щётку, и КДМ подметает и обеспыливает дороги мелким дождичком из автоматизированной лейки. Всем этим оранжевым великолепием заведует водитель-оператор ржевского МУП «Благоустройство и ландшафтный дизайн» Владимир Андреев. И я карабкаюсь по подножкам в его кабину — расспрашивать о непростой работе сотрудника городского дорожного хозяйства
    Андреев рассказывает, что в Ржеве работают три подобные машины. Одна из КДМ является дежурной, две прочие ходят по графику в первую, а потом во вторую смену с разными водителями. Первая начинается в пять часов утра и длится до 14 часов дня, вторая стартует днём и завершается в 23 часа. В случаях, когда на город наваливается снегопад, техника начинает работать вне всяких графиков на максимальную мощность. Тогда её можно увидеть на городских улицах и глубокой ночью… Простоев фактически нет — вся техника довольно свежая, и если ломается, то не фатально. Например, этой КДМ всего лишь год.
    Мы трогаемся с места. Владимир начинает рассказывать о своей работе. При выезде с базы водителю КДМ выдают листок с заданием — какие улицы нужно почистить в этот раз плюс стандартный набор опасных участков — повороты, спуски и подъёмы, автобусные остановки, пешеходные переходы. На них КДМ сбрасывает скорость — тут надо подсыпать поверхность песчано-соляной смесью. Каждый раз график работы разный, он зависит от погодных условий и транспортной активности конкретного дня. К вечеру «заезд», как правило, повторяют.
    — Разумеется, на такой тяжелой технике мы ездим только по главным городским трассам. С утра тут уже побывали две машины первой смены, — говорит водитель. — Они сделали основную работу. Например, сейчас вот эту «серединку» между двумя колеями мне не сбить — пришлось бы ехать прямо по центру проезжей части, сразу по двум полосам. Такое делается, когда на дорогах ещё нет транспорта. Сейчас я только корректирую за утренней сменой. Счищаю лишний снег, который наездили машины, растаскивая песчано-соляную смесь. Пока проезжаю по своему основному маршруту. Потом позвонит мастер, скажет, где нужно добавить ещё песка.
    Управление всем оборудованием на КДМ — электрогидравлическое, из кабины водителя. Он жмёт на кнопку, и установленная спереди лопата КДМ, снабженная снизу специальной толстой резинкой, опускается и начинает отгребать снег к обочине. Угол её поворота регулируется, и вал снега можно направлять в любую сторону по ходу движения. Удобная функция на тех трассах, где по правую сторону уже навалены такие груды, что выше городить некуда.
    — Одной такой резинки на зиму, пожалуй, нынче не хватит, пару придётся сменить, — поясняет Владимир. — Снега много, износ сильный получается.
    Мокрый, тяжёлый снег становится истинной пыткой для работы снегоочистителя. Зима вообще несравнимо более «горячая» пора для дорожников — ну, если не брать в расчёт такое лето, как нынче, когда без полива улиц мы просто задохнулись в городском пекле. Здесь, у остановок, намёрзли громадные ледяные горбыли. Их нужно скалывать вручную или снимать экскаватором — мягкая резинка КДМ-ки просто не в силах соскоблить лед. Объективно теми силами техники, которые находятся в ведении города сейчас, идеала не сделать.
    По пути встречаем снегоуборочную машину. Она в городе одна и пребывает уже в довольно почтенном возрасте. Поэтому трудится дозированно и только на тех участках дорог, которые без расчистки просто перестанут существовать. Сейчас она, например, надсадно пыхтит на дамбе на Старицком шоссе, наполняя кузов большегрузной машины серыми комьями слежавшегося снега. Дамбы, мосты — вот где можно увидеть её чаще всего.
    СМИ неустанно твердят, что автомобилистам необходимо быть предельно внимательными по отношению к работающей на дорогах спецтехнике. Оставленный без присмотра транспорт значительно усложняет работу по уборке дорог. При необходимости такой транспорт в больших городах даже эвакуируют. Это и понятно — в Советском Союзе градостроители и архитекторы-планировщики просто не рассчитывали на столь интенсивные транспортные потоки.
    Казалось бы, чего проще: отъедь в боковую улицу и паркуйся там, а часть пути до магазинов можно проделать пешком. Но нет! Наш водитель ни в чём себе не отказывает! С грацией мастодонта наш КДМ лавирует между припаркованными легковушками. «Высоко сижу, далеко гляжу», и кажется, что под колесами высотой чуть поменьше моего роста похрустывают «Матизы»…
    — Какой самый сложный участок?
    — Конечно, центр! Из-за машин припаркованных — вот объезжаю между ними туда-сюда. Кто тут паркуется — не понимает, видимо: на том месте, где их машина стоит, я уже не почищу, значит, тут останется снег, следующим машинам проехать будет ещё трудней… Бывает, что водители бывают недовольны: от КДМ-ки камни летят, песок — кто грязи не любит, кто за краску боится. Но вы меня тоже поймите, у меня своя работа, и хочется её нормально сделать.
    Так незаметно прошли два часа. Основная миссия выполнена, теперь КДМ-ка и её водитель отправляются на базу передохнуть.
    — Завтра, в субботу, у меня дежурство, — говорит Владимир. — С утра проеду по опасным участкам, дальше буду на базе ждать указаний мастера. Потом почищу опасные участки ещё раз вечером. А наутро заступит уже другой человек…
    
    Виолетта КОСЫХ

16 0
Лента новостей
Прокрутить вверх