Тверь. Попали в сети?

05.09.2012, 13:00

Сегодня невозможно представить жизнь современного общества без электричества, газа, воды и тепла – всего того, что в комплексе входит в понятие, именуемое городской инфраструктурой

Городская инженерная инфраструктура – это сложное хозяйство, состоящее из систем водоснабжения и канализации, теплоснабжения, транспорта и дорог, электроснабжения, газа и т.д. С потребительской точки зрения городскому жителю важно, чтобы все это хозяйство работало бесперебойно, как отлаженный часовой механизм. Однако почему-то в г. Твери этот механизм всё чаще даёт сбои. Тверитяне не удовлетворены качеством питьевой воды, которая течёт из их крана, то и дело дома жителей столицы Верхневолжья остаются без горячей воды и тепла, периодически возникают проблемы с электричеством, сложно новому дому или новому производству подключиться к газопроводу.

Как исправить сложившуюся ситуацию, говорилось на круглом столе «Инфраструктура Твери», прошедшем 31 августа в «Тверь Парк Отеле» по инициативе еженедельника «Караван+Я». На мероприятии присутствовали представители ресурсоснабжающих организаций, компаний, работающих в сфере ЖКХ. Сотрудники администрации
г. Твери, ООО «Тверьтепло» и ТКС на круглый стол прийти не посчитали нужным. Вероятно, им это неинтересно.

Вёл мероприятие главный редактор газеты «Караван+Я» Геннадий Климов.

 

Геннадий Климов:– Сегодня СМИ непрерывно пишут о проблемах тепла и водоснабжения, вывоза и утилизации мусора, других инфраструктурных проблемах Твери, но подаётся вся эта информация часто политизированно, в угоду общественному мнению. От этого проблемы не решаются, а только усугубляются. Поэтому хотелось бы, чтобы на этом круглом столе мы отошли от политической составляющей и трезво оценили сегодняшнее состояние инфраструктуры Твери, решили, какие меры нужно принять, чтобы перейти к качественно новому её состоянию.

 

Юрий Корягин, финансовый директор ООО «Тверь Водоканал»:– Решение вопроса о модернизации инфраструктуры зависит в первую очередь не от чьих-то желаний, а от денег. Я считаю, решение о принятии инвестиционной программы «Тверь Водоканала» было наиболее адекватным в сложившейся ситуации. Небольшая нагрузка на тариф позволила бы за пять-семь лет осуществить основной объем работ по реконструкции сетей. На сегодняшний момент это единственный выход – долевое участие частного бизнеса, жителей и муниципального бюджета – для создания той инфраструктуры, которая к
2015-2017 гг. отвечала бы всем необходимым требованиям к качеству. Иного выхода я сейчас не вижу.

 

Геннадий Климов:– От воды зависит здоровье людей. И питьевую воду они не должны покупать в магазине. Качественная вода должна идти прямо из-под крана. Эту проблему решили в ряде европейских стран. Например, в Париже полностью переложили водопровод. В Афинах тоже чистейшая водопроводная вода. И если мы интегрируемся в Европу, надо приводить инфраструктуру в соответствие с европейскими нормами.

 

Юрий Корягин:– Хочу заметить, что категории оценки качества воды разные. В Европе и России они отличаются. Я не знаю, как в Афинах, но в Мадриде, Барселоне и Венеции воду из-под крана пить нельзя. Поэтому, давая оценку качеству тверской воды, следует оперировать нормами СанПина. Все показатели по лабораторным исследованиям (а мы делаем ежегодно 50-60 тысяч анализов) на 98,5% удовлетворяют нашим российским требованиям.

 

Геннадий Климов:– Но мы знаем, что в нашей воде превышено содержание железа и фтора. По этой причине вся сантехника со временем приобретает рыжий цвет. И если на входе у вас может быть идеальная вода, то пока она пройдёт по всем ржавым трубам, потребитель получает совсем другое качество воды. Поэтому, когда мы решаем определённую проблему, мы должны изначально поставить цель, затем составить инвариантный план и все эти варианты рассмотреть на уровне администрации Твери или городской думы. Важен не процесс, а результат, то есть качество воды уже в кранах квартир горожан.

В чём сейчас проблема в отношениях с Водоканалом у городского сообщества? Вас устраивает сложившийся статус- кво, и вы не ставите определённые цели по улучшению конечного качества воды. Вы не оговариваете конкретные сроки и этапы реализации, когда проблема грязной воды в кранах будет решена. Не говорит этого ни губернатор, ни глава города. Потребители сегодня уже не согласны просто так отдавать свои деньги за какие-то виртуальные идеи, им интересно, что будет на выходе, когда это будет и будет ли на самом деле.

 

Юрий Корягин:– Я не соглашусь с этим мнением. Если вы откроете инвестпрограмму, то увидите, что там оговорен тот километраж труб, который будет переложен до 2015 года и где он будет переложен. В программу не включены процедуры по латанию дыр. Там заложены качественные мероприятия по перекладке сетей, что в конечном счёте приведёт к тому, что к потребителям будет доходить чистая вода без ржавчины, которая на сегодняшний день там присутствует. Другое дело, что она портится на внутридомовых сетях, которые нам не принадлежат. Эту проблему надо решать.

 

Дмитрий Гончаров, владелец сети магазинов «Российская сантехника»:– Мне кажется, население надо как-то более активно информировать о той работе, которую проводит Водоканал. Судя по отзывам, у людей пока складывается негативное отношение к этой организации. Потребители недовольны качеством воды. И наверное, следует им разъяснить, что проблема в трубах, исчерпавших свой срок службы.

 

Андрей Шуйгин, заместитель директора ООО «Эко-Сервис»:– Главным преимуществом подобных круглых столов, на мой взгляд, является то, что они дают начало диалогу между представителями компаний ЖКХ, ресурсоснабжающих организаций, открывают истинное положение дел. Люди никогда не узнают, что происходит в коммунальной сфере, если СМИ не будут писать об этом.

 

Владимир Родионов, директор ООО «Эко-Сервис»:– Для людей, живущих в многоквартирных домах, проблема заключается в управлении этим домом. Жители могут поменять трубы только в своей квартире, трубы до входа в дом реконструирует Водоканал, а за внутридомовые сети отвечает управляющая компания или ТСЖ. Если жители активны, они смогут поменять сети, установить общедомовые счётчики, водные фильтры.

 

 Геннадий Климов: – Безусловно, люди многое могут сделать по своей инициативе. Но всё же должно быть движение сверху. Нужно разработать план на уровне муниципалитета по решению конкретной задачи – улучшению качества воды. И это решение должно быть комплексным. «Тверь Водоконал» заменит все трубы (еще надо проследить, чтобы замена шла не на черные трубы, а хотя бы на пластиковые, иначе мы всегда будем перекладывать их), но это проблему не решит. Муниципалитет должен составлять комплексные программы как перекладки магистральных водопроводов, так и одновременной замены внутридомовых сетей. Иначе это топтание на месте, вода все равно будет грязной.

 

Дамир Ибрагимов, директор по производству ООО «Тверь Водоканал»:– Вы знаете, сколько раз должны промываться внутридомовые сети? Согласно правилам эксплуатации два раза в год. Но об этом не знают даже руководители управляющих компаний. Поэтому стоит поднять вопрос о профессионализме работников компаний, управляющих нашими домами.

 

Мария Орлова, главный редактор журнала «Бизнес Территория»:– Сегодня в УК приходят отставные военные или женщины-пенсионеры, которые считают, что их знаний хватит для этой работы. А руководителей УК банально надо учить. Для этого при нашем журнале даже создана специальная консалтинговая компания, и некоторые муниципалитеты в Тверской области пользуются ее услугами. Но организовать обучение должны прежде всего муниципалитеты, если они хотят добиться результата.

 

Валерий Глебов, начальник отдела правового обеспечения ООО «ИД «Тверское княжество»:

– Я не согласен, что руководители УК должны быть профессионалами, потому что законодательство чётко определяет, что, если управляющие компании сами не могут производить работы, они заключают договоры с теми, кто профессионально это делает. Но организовать курсы для руководителей УК – это первое, что должны сделать грамотные главы муниципалитетов.

 

Дмитрий Гончаров:– У нас есть опыт работы с управляющими компаниями, от которого мы отказались. Нас пригласили обслуживать несколько кооперативных домов по ул. Можайского. Мы привели в порядок подвал, где было по пояс воды, выкрасили его, довели до европейских стандартов, год обслуживали, брали абонентскую плату, постоянно выезжали на место, проводили профилактические работы. На второй год председатель кооператива принял решение расторгнуть контракт, мотивируя это тем, что за целый год ничего не произошло, значит, деньги тратить не надо.

Через год у них опять начались проблемы, потому что в течение этого времени никто не регулировал системы. Как видите, при таком подходе о каком грамотном управлении домами можно говорить?

На сегодняшний момент фирма, как наша, которая имеет 20 тысяч наименований в ассортименте, 5 тысяч сотрудников, большие складские запасы, слесарные ресурсы, транспорт, сервисную службу, при заключении подобного рода договоров не защищена юридически. Контракты с нами УК или ТСЖ в любой момент могут расторгнуть. То есть, если мы вложим деньги в восстановление внутридомовой системы, у нас нет гарантии, что договор продлят с нами на следующий год. Поэтому бизнес и не хочет вкладывать средства в реконструкцию сетей.

 

Геннадий Климов:– У меня есть предложение к «Тверь Водоканалу». Не стоит ли вам организовать малые фирмы по франшизе, которые бы занимались обслуживанием внутридомовых сетей? В рамках их работы можно проводить семинары для старших по домам. Я недавно был в Рыбинске, видел, как на НПО «Сатурн» пытаются создать кластер малых предприятий для производства комплектующих для авиационной промышленности. Такой опыт можно распространить и на сферу ЖКХ. Базовая компания, которая чувствует ответственность за рынок, как бы сама его организует, создавая конкурентную среду, тем самым обеспечивая и себе стратегическое будущее. «Тверь Водоконал» – подразделение компании «Альфа-групп», почему бы не стать такой ответственной компанией? Только так, на мой взгляд, можно создать цивилизованный коммунальный рынок и решить проблему качества поставляемых ресурсов.

 

Алексей Трофимов, начальник управления по работе с крупными потребителями ОАО «Тверьэнергосбыт»:– Чтобы начать двигаться в нужном направлении, мы должны понять и показать людям, кто за какой участок отвечает. Согласно законодательству есть собственники жилых помещений, которые отвечают за внутридомовые сети. И проблема заключается в том, что чаще всего эти сети исчерпывают свой срок службы, поэтому до потребителей доходят некачественные ресурсы. Наша компания, например, может доказать, что на дом мы поставили качественную электроэнергию, у нас есть для этого специальные приборы.

То есть мы поставляем качественную услугу, но не можем донести её до потребителя в первоначальном виде, так как сети изношенные. Поэтому сейчас предлагаю решить, как совместными усилиями эти сети привести в порядок.

В своё время мы также пробовали работать с управляющими компаниями, обслуживать внутридомовые сети и столкнулись с той же проблемой, что и Дмитрий Викторович Гончаров. Мы готовы поставить общедомовые приборы, сменить сети. Однако российское законодательство таково, что управляющие компании могут расторгнуть с нами договор в любой момент.

 

Геннадий Климов:– Зачем нам УК, если мы можем силами профессиональных компаний всё решить? Здесь присутствует руководитель компании, которая занимается сбором и утилизацией мусора. Владимир Николаевич, как вы работаете на коммунальном рынке?

 

Владимир Родионов:– Мы начали реализовывать пилотный проект по сбору и утилизации мусора в микрорайоне Юность. За определённую сумму, которую по нормативам управляющие компании собирают с жителей, мы обеспечиваем полное обслуживание контейнерных площадок. Однако когда мы начали работать на этом рынке, то увидели, что деньги, которые платят жильцы за вывоз мусора, не покрывают наших расходов.

Вторая проблема связана с нестабильностью нашего положения. Мы оборудуем контейнерные площадки: устанавливаем камеры видеонаблюдения, новые контейнеры, но при этом хотелось бы иметь гарантии, что это не на год или два. Должна быть реальная возможность аренды земли на 5-10 лет и полный контроль над этой территорией. Естественно, все эти меры не отразятся на тарифах. Кроме того, я выходил с предложением оборудовать мусоросортировочные пункты прямо у контейнеров. Подобные системы уже внедрены в России, в том же Краснодарском крае. Мы сразу получаем европейский порядок у контейнеров и дополнительные доходы от отсортированного мусора, что позволяет не повышать тарифы для населения. Для бедных людей это важно. Это можно реализовать и у нас в городе, но только в условиях стабильности, когда никто не скажет мне через год «до свидания!». Система сбора и утилизации мусора должна быть внедрена на уровне муниципалитета, проведены соответствующие тендеры. Если этим заниматься постоянно, контролировать, то система заработает.

 

Геннадий Климов:– Я думаю, через несколько лет мы придём к тому, что в г. Твери надо будет создавать автоматизированную систему управления всем городским хозяйством. Сегодняшние технологии позволяют это сделать.

 

Дмитрий Гончаров:– Мне кажется, главное, чтобы чиновники и бизнес услышали друг друга. Сегодня у нас нет взаимосвязи, бизнесменов никто не слышит. Поэтому надеюсь, что подобные круглые столы – шаг в этом направлении.

Записала Елена ПАВЛОВА

19 0
Лента новостей
Прокрутить вверх