Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Меж двух столиц — на двух колесах

ЧЕРЕЗ ТВЕРСКУЮ ОБЛАСТЬ ПРОШЕЛ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВЕЛОМАРШРУТ № 1

 

Езда на велосипеде из категорий развлечений и спорта постепенно перерастает в целую идеологию. А в августе через Тверскую область прошел национальный веломаршрут № 1, ведущий из Москвы в Санкт-Петербург. 17 августа его участники дали пресс-конференцию в Твери

По дороге на пресс-конференцию меня обогнал на велике один из ее участников — Алексей Шабашов в красной футболке, обтягивающих лосинах и с бородой до глаз.

Он, Сергей Крылов и Петр Михайлов, прибывшие на встречу, – известные путешественники и пионеры велодвижения в Твери. Еще двое участников – Юрий Кобцев, зампредседателя рабочей группы по развитию велодвижения в городе, и Дмитрий Соколов-Митрич, заместитель главного редактора журнала «Русский репортер» и член Общественной палаты РФ. Он и стал одним из идейных вдохновителей и координаторов национального маршрута № 1.

 

Дмитрий Соколов-Митрич:

— Эту идею мне озвучил Илья Гуревич, руководитель клуба «ВелоПитер». Сам я много езжу на велосипеде по Европе и знаю: подобные маршруты требуют не денег, а скорее организационных усилий и сознательности. Главное – сконструировать этот маршрут: где поесть, где переночевать, где починиться… Причем это должна быть магистраль не только для «героев», которые едут из точки А в точку В, а для всех желающих. Нужно сделать так, чтобы на любом отрезке этого маршрута могли свободно кататься, например, семьи с детьми в выходной день.

 

До сегодняшнего дня в России не было ни одного продуманного веломаршрута. А в Прибалтике и даже Белоруссии были (не говоря про Европу, где велосипедисты – мощная общественная сила и отличная дойная корова для госбюджета). В России этот тренд пока едва заметен, но дело все-таки сдвинулось с мертвой точки. В мае в Общественной палате РФ прошли слушания на тему создания национального веломаршрута, активное участие в которых приняла и тверская делегация. Там и выяснилось, что подобный маршрут – это реально.

Стартовали 11 августа из подмосковного Дмитрова. Траектория пролегла не вдоль загазованной трассы М-10, а через подмосковную и тверскую глубинку: Дмитров — Дубна — Конаково – Судимирка — Лисицы – Каблуково. А после Твери – Черногубово – Медное – Торжок – Кувшиново — Осташков… На Селигер, в конечную точку маршрута, прибыли 15 августа.

 

Дмитрий Соколов-Митрич:

— Это был встречный велопробег. По замыслу, одна группа велосипедистов должна была выехать из Москвы, а вторая — из Питера, чтобы встретиться на дальнем Селигере, на границе Тверской и Новгородской областей. Однако накануне руководитель питерской группы Илья Гуревич получил травму, и старт был отложен. Но совершенно мистическим образом в пути мы встретили другую велосипедную группу из Питера. Они ничего не знали о веломаршруте, но проехали его, почти не отклоняясь от траектории. Ребята присоединились к нам и доехали до финиша. Таким образом, задуманный велопробег состоялся.

 

Веломаршрут проложили 20 пионеров из Москвы, Питера, Дубны и даже Киева. На разных отрезках пути к группе примыкали энтузиасты из других пунктов — например, из Конакова и Кувшинова. Всего, если считать от Дмитрова, велосипедисты накрутили 398 километров. Особое внимание в пути они обращали на местные достопримечательности: заезжали в Берново, Раек, Прямухино…

 

Петр Михайлов:

— На самом деле этот маршрут в почти не измененном виде существовал в СССР. Он был прописан в старых буклетах. Мы просто пытаемся его реанимировать.

 

Когда группа прибыла в Тверь, Сергей Крылов устроил для коллег велосипедную экскурсию по городу: прокатились от памятника Афанасию Никитину вдоль Набережной, по Трехсвятской и преисполнились ярких впечатлений. Хотя изначально маршрут не предполагал заезда в областной центр.

 

Алексей Шабашов:

— Нас очень расстроил первый вариант маршрута. Он должен был проходить через Тверскую область по касательной, без пункта «Тверь». Однако на слушаниях в Общественной палате мы убедили коллег, что ветка должна идти через Тверь-Торжок, чтобы будущие туристы знакомились с богатейшей историей, культурой и природными ценностями Тверского края. Вот только второстепенные трассы, через которые проходил маршрут, в нашей области отвратительные. Они не ремонтировались со времен СССР, и трясет на них нещадно. Отчасти порадовал Кувшиновский район: там дороги хотя бы поглажены грейдером.

 

Дмитрий Соколов-Митрич:

— Я был в 75 регионах России. Могу сказать, что хуже, чем в Тверской области, дороги только на севере, где их вообще нет, и в Кировской области.

 

В Кувшинове велогруппа встретилась с местной администрацией — и была приятно удивлена. Выяснилось, что районные власти крайне заинтересованы в веломаршруте, проходящем через район, и будут всячески способствовать его развитию и продвижению. В ближайшее время они обещали составить «сервисный» список: где в Кувшиновском районе можно переночевать, пообедать, искупаться и т.д. Участники пресс-конференции считают, что этот конструктивный диалог должен стать примером для местных властей всех уровней. Пока чиновники идут на контакт довольно туго, не замечая очевидной выгоды от сотрудничества с велосипедистами. Хотя и здесь есть подвижки. На этой неделе в Твери состоится первое заседание рабочей группы по развитию велодвижения. Правда, перед этим организаторам, как они шутят, пришлось пробежать 148 км по кабинетам и собрать многочисленные подписи «за».

 

Юрий Кобцев:

— Эта рабочая группа продолжит деятельность аналогичной группы при ТГД, которая стала нелегитимной вместе с роспуском думы. Первым делом рассмотрим вопрос об установке в городе велопарковок, которые уже давно изготовлены и ждут своего часа. Причем они сделаны не за счет бюджетных средств, а силами социально ответственного бизнеса.

 

У веломаршрутов мощная экономическая составляющая. Это  отличный инструмент привлечения денежных потоков туда, куда их трудней всего направить, — в глубинку, на развитие малого бизнеса. Это дает регионам возможность построить новые отели, рестораны, повысить посещаемость музеев, магазинов, увеличить сбыт фермерской продукции, сувениров, услуг населению.

 

Алексей Шабашов:

— Мы можем сделать Тверскую область привлекательной для велотуристов. Если удастся привлечь сюда заграничного туриста, в регион польются инвестиции. Иностранцы-велосипедисты мечтают о путешествии в Россию, но они не хотят ехать в чистое поле. Поэтому нужно, чтобы маршрут был сертифицирован, обустроен и  хорошо разрекламирован, в том числе в европейских велосипедных организациях. Для этого нам необходима поддержка властей.

 

Дмитрий Соколов-Митрич:

— В Европе велотуризм – серьезный экономический фактор. Там велосипедисты – активные разносчики денег. Оборот велотуризма в Германии (не считая денег от продаж велосипедов, а только питание, сервис, гостиницы) составляет 5 млн евро. Российская власть нечувствительна к таким тонким экономическим инструментам. Вот нефть – это да, а по «мелочам» они размениваться не хотят. Во время путешествия мы заметили: чем хуже экономическая ситуация в районе, тем власть более расположена к велосипедистам. Небогатое Кувшиново пошло нам навстречу, а Осташков, туристическая Мекка, остался равнодушен.

 

Следующий этап развития маршрута – обустройство на местности: установка табличек, разметка велополос, постройка пешеходных мостиков через ручьи. Сделать это могут и энтузиасты, а вот поддерживать на территории маршрута порядок способны только местные власти.

В планах организаторов — разработка сайта и выпуск путеводителя с описанием магистрального маршрута, а также отклонений от него для экстремалов и любителей повышенного количества достопримечательностей. Этот веломаршрут задумывался как оптико-волоконный кабель: он вроде бы един, но от него расходится еще множество разных проводков. Вы можете выбрать наиболее удобный вариант пути, не отклоняясь при этом от основной линии.

 

Дмитрий Соколов-Митрич:

— Маршрут, который мы разработали, легко вывести через Талдом и Калязин на Золотое кольцо. А это уже совершенно иной поток туристов и уровень сервиса. Время работает на нас. До сих пор велосипеды считались игрушкой для парков и огородов. Сейчас идет перелом в сознании. Люди начинают понимать, что велосипед – это транспорт. Причем очень удобный и практичный. Они начинают отходить от понтов 90-х, когда престижными считались только автомобили. Все больше людей отдают предпочтение велосипеду. Я думаю, что через три-четыре года отношение к велосипедистам начнет меняться и в головах у чиновников.

 

Во всех выступлениях звучало главное: для веломаршрута не требуется ничего принципиально нового. Все, что надо, уже есть, но пока в разрозненном состоянии. Например, дауншифтер в тверской глубинке может сдавать комнаты для ночлега, а фермер – продавать овощи и молоко. Люди рады участвовать в таких проектах, надо их просто заинтересовать. Важно свести все данные воедино и сделать маршрут удобным для туристов. Все упирается опять же в сотрудничество с разномастной властью – насколько оно будет открытым и продуктивным.

 

Юрий Кобцев:

— Мне в «Твиттер» часто пишут с возмущением: какие велодорожки? У нас нет дорог, детских садов… Я каждый раз терпеливо объясняю: для развития велодвижения не требуется вложения бюджетных средств и строительства новых автодорог. Необходима просто политическая воля региональных чиновников, чтобы привести то, что есть, в нормальное состояние.

 

Дмитрий Соколов-Митрич:

— Меня удивляют чиновники, которые при обсуждении веломаршрута искренне интересуются: «А кто за вас будет отвечать?» Мы взрослые люди и сами умеем себя контролировать. Главное в этом деле — нам не мешать.

 

Любовь КУКУШКИНА

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.


яндекс.ћетрика