И быль становится явью

21.08.2012, 14:06

ВОИ в Музее СтариныВыходцы с Урала, Москвы и даже Германии достаточно спонтанно заселили вымирающие земли Тверской области. В деревнях Матино и Вознесенье, что под Кашином, они оказались случайными гостями. Приехав сюда около 10 лет назад как дачники, они влюбились в глубинку и остались здесь, чтобы жить и творить. Здесь рождаются дети, селятся молодые семьи, снова поются песни

Бывает, приезжаешь в свою деревню, где провела все детство, идешь по песчаной улочке и смотришь на пустующие дома по обе стороны дороги, их черные крыши, выбитые окна – и невольно представляешь, как горела за этим окном лучина, трещали поленья в печи…

Реально ли сегодня возродить деревню? Подвижники из Кашинского района (а иначе их и не назовешь, судя по той деятельности, что они организовали), в прошлом – жители крупных городов России, утверждают, что если будет у людей вера в будущее и желание помочь – деревня не погибнет. Этот процесс управляем и всецело зависит от нас, говорят они.

 

О ГОРОЖАНАХ, ПЕРВЫЙ РАЗ ТРАВУ КОСИВШИХ И КОРОВ ДОИВШИХ

В Кашинский район, в деревни Матино и Вознесение, народ стекался путем сарафанного радио: кто приехал сюда однажды погостить, кто решил взять домик под дачу… Через несколько лет все переселенцы подружились и стали жить душа в душу. Своим примером они попытались отказаться от стереотипа, что тверская деревня бесперспективна.

Что послужило поводом остаться в деревне и променять городской комфорт на необустроенный сельский быт? Приезжие матинцы и вознесенцы отвечают на этот вопрос каждый по-своему. Кому-то хотелось вернуться в глубинку после утомительной жизни в мегаполисе, кто-то ехал вести здоровый образ жизни, кому-то хотелось заняться творчеством, кто-то хотел попробовать вести свое дело в новых условиях.

«Не назовешь это переселение «убеганием» от каких-либо трудностей. Были и определенные иллюзии по поводу сельского образа жизни. Например, некоторые корову доить не умели, даже не знали, как к ней подойти. Но не дрогнули, не запили – обустроились, обросли хозяйствами и огородами, нарожали детей», – пишет в «Сказках кашинской «Жар-птицы» Алексей Столяров, один из матинских новожилов, президент творческого объединения «Жар-птица».

Хлеб и соль…Алексей Столяров позвонил нам в редакцию на прошлой неделе. Приятным молодым голосом мужчина на том конце провода предложил рассказать о новом музее в Кашинском районе, самобытном и довольно необычном. Он рассказывал быстро и эмоционально. Чем больше я его слушала, тем больше понимала, что разговариваю с человеком интересной судьбы и удивительного склада ума.

Алексей родом из Москвы, на кашинскую землю впервые приехал в 13 лет. Родители искали дом под дачу. Сначала ездили сюда время от времени, затем решили обосноваться. Школу Алексей заканчивал здесь, живя в селе Вознесенье, экстерном, получил аттестат в 15 лет, а к 19 закончил вуз по специальности «Преподаватель истории и обществознания». Как он сам о себе пишет, «по жизни тяготел ко всему антикварному, чердачному, руинированному, подземному и заархивированному – отсюда и выбор специальности, связанной с нашим прошлым».

Работая преподавателем в одной из столичных школ «Монтессори», Алексей, живя в Тверской области, ездил в Москву один-два раза в месяц. Сейчас работает репетитором, готовит детей к экзаменам. И непременно посвящает их то в рыцари, то в короли, то в обычных крестьян. Его уроки зачастую игра. Он водит ребят в походы, устраивает путешествия в разные эпохи. Столичные детки не раз посещали тверскую глубинку, где заботливые «Жар-птицы» погружают их в мир народных традиций. В запасе у творческого объединения более 40 русских народных игр, десятки песен и целый кладезь разных обрядов.

На вопрос «Не скучаете ли по столичной жизни?» Алексей отвечает с задором:

– Я от Москвы не отказываюсь, продолжаю читать там лекции. Но мне очень полюбились эти края. Для жизни мне ближе не столько комфорт, сколько творчество. Здесь нет водопровода, горячей воды – это глухая деревня, но я по-настоящему живу. Еще у меня здесь случилась большая любовь. Теперь я счастливый семьянин.

Супругу Алексей встретил именно в этих краях. Она родом с Урала, ее семья приехала сюда чуть раньше, чем семья Столяровых. Жена Алексея по образованию художник, ее так же, как и его, вдохновляют красоты местной природы.

 

КОГДА НАРОД НЕ ТВОРИТ, ЭТО НЕ НАРОД

Творческое объединение «Жар-птица» появилось не вдруг. Просто в какой-то момент душе захотелось чего-то большего.

– Когда живешь в деревне, так или иначе соприкасаешься с тем, что было до тебя, – говорит Алексей. – В Вознесенье сейчас 14 домиков, а раньше там жили порядка 400 человек. Тогда все цвело, а сейчас застой. Почему?! Значит, тогда людей что-то объединяло.

Ольга-мастерица за ткачествомПеред жителями встал вопрос: чем можно заняться в деревне помимо быта? Людей могут объединить традиции. Зародившиеся в умах населения мысли о возрождении села и возвращении к корням и привели к идее творческого коллектива как некоего этнографического проекта.

– Народное творчество сегодня в упадке. А когда народ не творит, это уже не народ. Это общество, социум. К сожалению, современное человечество скатилось до уровня потребителя, но никак не до уровня творца. Потому нужно всеми силами постараться высечь искру, побудить людей к действиям, – подчеркивает Алексей.

Объединившись под крылами «Жар-птицы», матинцы и вознесенцы стали заниматься поиском и восстановлением русских традиций, народных праздников, разнообразными педагогическими проектами, кашинским краеведением, ремеслами.

Сегодня за спиной «Жар-птицы» сотни интереснейших событий: праздников, детских лагерей, интерактивных занятий с детьми, экскурсий, туристических мероприятий, краеведческих экспедиций, семинаров, ремесленных мастер-классов. Сама «Жар-птица» получила статус общественной организации.

 

ПЕШКОМ ПО КАШИНСКОЙ ЗЕМЛЕ

Растяни меха, гармоньМатериал собирается в буквальном смысле с миру по нитке. От регионов средней полосы России до Урала. Песни, прибаутки, инструменты, навыки гончарного мастерства, хлебопекарного и льняного производства – источниками служат воспоминания бабушек, пешие экспедиции и архивные документы.

Благодаря этому здесь возродили ремесла. Здесь шьют кукол из тряпиц, льна и лыка, плетут из бересты, расписывают тремя видами росписи, знакомы с традицией славянской писанки, учатся гончарному делу, ткут, плетут из бисера, варят домашнее мыло и многое другое.

С 2007 года действует проект «Пешком по кашинской земле». Уже сколько исходили ее матинцы и вознесенцы, сколько собранного, записанного, запечатленного отложилось у них. Более 40 кашинских деревень теперь могут реконструировать пласты своей истории по материалам, собранным участниками «Жар-птицы».

Из любви ко всему древнему и былинному родился в этих краях музей кашинской старины.

Сейчас в удивительной крестьянской избе выставлена экспозиция, каждый экспонат которой можно подержать в руках. Да и что экспонаты – люди тут ценнее любых древностей, ведь они и песни поют народные, и мастерству гостей учат, и хороводы водят.

Здесь, вдали от городского шума, пыли и суеты, гости музея по-настоящему могут погрузиться в прошлое. В нашу историю, многотомную, объемную и невероятно захватывающую.

P.S. Читайте анонсы мероприятий на сайте творческого объединения «Жар-птица» – www.onitam.ru (если читать обратно, получается название деревни Матино).

 

***

Идеи о возрождении села все чаще звучат как робкие мечты. Эпидемия развала началась давно, с «неперспективных», как их называли, деревень, и продолжается до сих пор.

Сколько уже всего было сказано о деревне, сколько было аргументов в пользу ее развития… Но деревня никогда сама не сможет справиться со своими проблемами без государственной поддержки, без каких-то дополнительных программ по ее возрождению, без чьей-то заинтересованности.

Екатерина НОВАКОВСКАЯ

38 0
Лента новостей
Прокрутить вверх