Надо ли менять глав муниципалитетов?

23.05.2012, 10:25

ПОСЛЕ СМЕНЫ ГУБЕРНАТОРОВ – НА ПРИМЕРЕ ТВЕРСКОЙ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ

 

Инаугурация нового губернатора Подмосковья состоялась 11 мая. Прежний губернатор Московской области Борис Громов заявил, что передает руководство областью в надежные руки. На это Сергей Шойгу ответил: «Сегодня в Московской области сформирован достаточно серьезный, сильный, профессиональный правительственный аппарат. Сегодня в Московской области сформирована система выборов государственной власти, муниципальной власти — пожалуй, самая демократичная в стране»

По словам заместителя руководителя фракции КПРФ в парламенте Подмосковья Александра Наумова, одна из главных задач губернатора – решение вопросов, связанных с передачей части подмосковных территорий Москве.

 – Московская область за счет передачи земель теряет большие средства – по экспертным оценкам, 24 млрд ежегодно, это очень большая сумма , – сказал он.

По его словам, также надо решать вопросы с экологией, в частности с лесами.

– Региональная власть не имеет отношения к лесам Московской области, не имеет для принятия каких-либо решений соответствующих полномочий. Соответственно, претензии, что Московская область не может решить проблемы, связанные с пожарами, которые были засушливым летом, были не по адресу. Нужны шаги для решения этого вопроса, возможно даже связанные с пересмотром Лесного кодекса, необходима инициатива субъекта Федерации, – подчеркнул он.

Группа депутатов Мособлдумы предложила разделить должности губернатора и председателя правительства.

– Правительство области будет заниматься оперативной работой, губернатор в свою очередь сможет больше времени уделять вопросам макроэкономическим: представительство субъекта РФ на федеральном уровне, привлечение инвестиций в регион, участие области в реализации крупных федеральных проектов и программ, – сказал собеседник нашей газеты.

Председатель правительства займется решением оперативных задач по управлению регионом. Возможно, такая схема станет типовой для всех регионов в России. Особенно в условиях грядущей выборности губернаторов: несменяемый без решения Кремля председатель правительства региона может быть тем звеном, которое обеспечивало бы преемственность региональной политики и сохранение профессионалов во власти при смене губернаторов.

Считается, что новая структура исполнительной власти в Московской области будет способствовать уменьшению бюрократического аппарата.

Не исключено, что на примере Московской области идет отработка типовой структуры управления, которая будет распространена и на другие регионы. К примеру, для соседней Тверской области это особенно актуально. Год назад здесь сменился губернатор. Вместо Дмитрия Зеленина был назначен десантник из Рязани подполковник Андрей Шевелёв.

В результате в регионе настал управленческий коллапс. Выстроенная Зелениным схема управления была разрушена, а новая не создана. Практически все профессиональные руководители регионального уровня были заменены прибывшими из Рязани вместе с новым губернатором людьми. За первый год в регионе закрылось более 4 тысяч предприятий. Значительно сократился региональный бюджет. Остановилась стройка, началось массовое бегство инвесторов. У Шевелёва возник затяжной конфликт со многими деятелями культуры и ведущими журналистами. Попытка реформировать региональное правительство не привела к сколько-нибудь заметному снижению затрат и повышению управляемости регионом. Ситуация только усугубилась. При этом зарплата чиновников в региональном правительстве остается самой высокой в ЦФО, за исключением Москвы и Московской области, где несоизмеримо другие бюджеты.

Вероятно, что Кремль в лице Вячеслава Володина, учитывая неудачный опыт с назначением Шевелёва, пытается найти более надежную схему управления регионами. Понятно, Сергей Шойгу обладает огромным управленческим опытом и может создать типовую модель эффективного регионального администрирования.

Заместитель руководителя фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов отмечает:

– У Шойгу довольно структурно и функционально была построена работа в министерстве. И Сергей Кужугетович, когда мы беседовали, видел одним из направлений своей работы функциональную и слаженную работу исполнительной власти региона. Высока вероятность того, что число лишних людей, которые не работают или выполняют совершенно надуманные функции, просто будут сокращены.

Председатель Комитета по вопросам государственной власти и региональной безопасности Владимир Алексеев считает, что обязательно должны быть разработаны показатели результативности работы органов местной власти, чтобы понятно было, насколько качественно исполняются полномочия в каждом конкретном муниципалитете.

Выработка ясных правил и критериев оценки эффективности глав муниципалитетов чрезвычайно важна для построения целостной эффективной системы управления страной.

Опять-таки, обращаясь к негативному опыту «вхождения» во власть губернатора Тверской области Андрея Шевелёва, надо отметить, что он начал с попытки сместить сразу нескольких глав муниципалитетов. Это город Ржев, Осташковский район, города Вышний Волочек, Торжок, Бежецкий и Конаковский районы. Вероятно, Шевелёв поставил своей целью отлучить от должности всех глав муниципалитетов, работавших при Зеленине, и заменить их своими людьми.

По своей сути задача невыполнимая и, главное, бессмысленная. В результате у него получилось только в Ржеве поставить главой администрации генерала Леонида Тишкевича. В Торжке и Вышнем Волочке власть сменилась в результате внутренней интриги. В Бежецком и Конаковском районах губернатор был втянут в борьбу местных коммерсантов с местными главами муниципалитетов – причем на стороне коммерсантов. Авторитета губернатору это не добавило.

Принято считать, что целью муниципального управления должно быть: привлечение инвестиций, туристов и новых качественных жителей. Это самые интегрированные показатели качества управления территорией и ее устойчивого развития. Такие показатели могут фиксироваться статистическими органами и быть объективно измеренными. Главы муниципалитетов должны быть уверены, что их труд оценивается по объективным показателям, а не на основе сплетен и домыслов, которые часто лежат в основе управленческих решений того или иного губернатора.

При этом показатели партии «Единая Россия» на выборах не отражают качество управления муниципалитетом. В качестве примера можно привести удаленный райцентр Лотошино Московской области. Поселок динамично развивается, содержится в идеальной чистоте. Здесь большие социальные гарантии. Но за партию «Единая Россия» здесь голосуют не очень охотно. Хотя качество жизни здесь на порядок выше, чем, например, Оленинского района в Тверской области, где разруха и безработица. В Оленине голосуют за ЕР более 70 процентов. Такие показатели вовсе не говорят о поддержке Владимира Путина. Они сигнализируют, что в районе сложилась опасная ситуация морального подавления свобод и прав личности. У таких территорий нет будущего, они обречены на деградацию. Руководители таких муниципалитетов не хотят или не умеют заниматься развитием своих территорий. Поэтому для оценки качества работы глав муниципалитетов нужны более объективные показатели. Впрочем, как и для глав регионов.

Сергею Шойгу, как одному из самых опытных в России государственных менеджеров, вероятно, придется создать систему оценки качества работы муниципальных глав, прежде чем принимать решение по персоналиям. Такая методика очень необходима и в других регионах, где менее опытные руководители. Унификация управленческих подходов и решений, скорее всего, станет одной из главных тем нового федерального правительства Дмитрия Медведева.

Олеся ГРИГОРЬЕВА

18 0
Лента новостей
Прокрутить вверх