Закон о необразованности?

17.02.2011, 00:00

    ЭКСПЕРТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ КРИТИКУЮТ ПОПЫТКИ РЕФОРМИРОВАТЬ ШКОЛУ

    Дискуссии в обществе о том, какой должна быть школа «завтрашнего дня», в нашей стране идут давно. И вот на днях своё компетентное мнение по этому поводу высказали члены и эксперты Общественной палаты Тверской области — учителя и директора школ, преподаватели и руководители средних и высших учебных заведений региона. Законопроект, разработанный Министерством образования и науки РФ, подвергся резкой критике, потому что с точки зрения тех, кто каждый день входит в класс или студенческую аудиторию, многие его статьи нуждаются в существенной доработке.
    Начнем с того, что арсенал воспитательных средств педагогов, если следовать логике чиновников, будет сведён к минимуму. Даже объявить выговор ученику, чьё поведение и отношение к учебе элементарно мешает нормальному образовательному процессу, теперь будет невозможно.
    Разработчики законопроекта сочли, что выговор является «средством насилия над личностью», в чём их активно поддерживает прокуратура. Из всего арсенала наработанных за многие годы методов воздействия на двоечников, хулиганов и прочих несознательных учеников педагогу оставляют только одно средство: убеждение. Говорить о повышении уважения в школе к учителю, увы, не приходится. Поэтому педагоги предлагали повысить хотя бы их официальный статус, приравняв их к муниципальному служащему. Ориентир выбран, конечно, сомнительный, с точки зрения отношения общества к чиновникам низшего звена, но он, по крайней мере, имеет ряд материальных преимуществ — в виде различных надбавок к зарплате и при начислении пенсии.
    Незащищенность педагогов, и не только социальную, но и профессиональную, участники обсуждения считают «чудовищной» и предлагают напомнить авторам законопроекта, что учителя имеют не только обязанности, но и права. Хотя бы потому, что главная ответственность и за полноценное образование, и за воспитание детей теперь перекладывается с семьи на школу.
    Что касается положения дел в образовательной сфере Тверской области, то реальных проблем здесь гораздо больше, чем победных рапортов. Да, действительно, в рамках нацпроекта «Образование» во многих базовых сельских школах появились компьютерные классы. Но как откровенно поведала собравшимся педагог Лихославльской школы №2, учитель истории с 25-летним стажем, финалист конкурса «Женщина года» Светлана Зверева, их попытка провести в компьютерном классе видеоконференцию с треском провалилась. То ли провайдер подкачал, то ли сеть неправильно соединили, но общая тенденция такова: с какими компьютерными проблемами сталкивается впоследствии школа, никого не волнует.
    Что касается языка нового законопроекта, то даже грамотные и опытные педагоги не всегда могут пробиться сквозь бюрократический стиль, которым он написан, и понять, что конкретно стоит за теми или иными формулировками. К примеру, в нём нет чёткого разграничения между частными и государственными школами, отсутствуют четко прописанные способы обучения, на что обратила внимание руководитель отделения инновационной педагогики и образования Центра непрерывного образования ТвГУ Галина Ксензова, назвав это «системной ошибкой» разработчиков. В то же время она поддержала идею новых образовательных стандартов в старших классах, пояснив, что дети, которые уже определились с выбором будущей профессии, и сегодня отдают предпочтение только тем предметам, которые им понадобятся в вузе. А спор в обществе вокруг базового и дополнительного образования вызван в первую очередь неверным толкованием терминов, путаницей в таких важных понятиях, как «базовое школьное образование» и «базовый образовательный уровень».
    С горечью говорили педагоги и о системе создания «базовых школ», что привело к закрытию многих небольших сельских школ. Те дети, которым довелось родиться в «неперспективных» деревнях, вынуждены каждый день ездить за много километров в школу, где они так и не могут стать «своими» среди других учеников. Не говоря уже о том, что далеко не везде есть школьные автобусы, а о состоянии наших дорог, особенно в тверской глубинке, и говорить не приходится. Стоит ли удивляться тому, что, согласно последним социологическим опросам, многие школьники, даже в крупных городах, не знают, что Земля вращается вокруг Солнца! Они уверены, что этот процесс происходит с точностью до наоборот.
    Серьезные замечания вызвал раздел законопроекта, касающийся системы профтехобразования. По мнению председателя совета директоров ссузов Тверской области, директора ФГОУСПО «Тверской колледж имени А.Н. Коняева» Александра Корзина, упразднение начального профессионального образования в нашей стране допустить ни в коем случае нельзя. Наоборот, необходимо включить его в систему профессионального образования на отдельном, самостоятельном уровне. Александр Корзин с горечью рассказал, что уже не раз предпринимал попытки передать 13 поправок к законопроекту, касающихся раздела профтехобразования, непосредственно в Государственную Думу. Но вместо понимания услышал от своих соратников по правящей партии раздраженное: «Вы что, коммунист?»
    Не лучше обстоят дела и с блоком, касающимся высшей школы. Начальник учебно-методического управления ТГТУ Михаил Коротков, выразив обеспокоенность по поводу расплывчатости формулировки научного компонента высшего образования, во многих из которых нет элементарной логики, откровенно признался, что с ужасом ждёт наступления 2015 года. Потому что именно в этот год вузы выпустят последних специалистов старого образца и одновременно первых бакалавров нового. Что как минимум в полтора раза перекроет потребности рынка труда, а значит, априори сделает многих молодых специалистов безработными.
    По мнению членов региональной Общественной палаты, законопроект, который нужен был стране ещё вчера, чрезмерно перегружен малопонятной даже специалистам терминологией, что может существенно затруднить его применение на практике. Слабо прописано в нём и финансово-экономическое обоснование будущего закона. Поэтому в нынешней редакции, без учета предложенных поправок, его принимать нельзя.
    В ближайшие дни, как сообщил председатель Общественной палаты Тверской области Владимир Суслов, по итогам этих слушаний комиссия по науке, образованию и культуре сформирует окончательный список предложений и замечаний к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и направит его в Общественную палату РФ.
    Впрочем, особой надежды на то, что их голос будет услышан, а предложенные поправки войдут в окончательный вариант закона, у тверских педагогов нет. Где гарантия, что так же как в случае с Александром Корзинным, их профессиональное мнение не будет просеяно через политическое сито? Тем более что обсуждение законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» в Думе уже началось.
    
    Светлана АВДЕЕВА

16 0
Лента новостей
Прокрутить вверх