Нужен ли сити-менеджер?

28.02.2012, 12:59

Двухголовая система власти в муниципальных образованиях (глава образования и так называемый сити-менеджер) продемонстрировала свою несостоятельность. Об этом говорят не только сами представители власти на местах, но и даже кремлевские функционеры. Российская модель западного образца превратилась в дележку власти, бюджетных денег и полномочий на местах. Все чаще поднимается вопрос о полном отказе от этой схемы. В то же время буквально недавно соответствующие изменения в устав были внесены в Конаковском и Кувшиновском районах.

Всего в Тверской области по состоянию на 2011 года сити-менеджеры назначаются в 154 муниципальных образованиях из 405, или 38%, в том числе в двух самых крупных городах области – Твери и Ржеве, в 17 муниципальных районах, в 133 городских и сельских поселениях, в том числе в 26 административных центрах районов. Больше всего сити-менеджеров в Калязинском (100% поселений) и Старицком районе. Нет сити-менеджеров в Торжокском и Удомельском районах (кроме самой Удомли).

С точки зрения закона эту модель комментирует юрист НП «Агентство регионального развития» Валерий Глебов:

— Обязательными в структуре органов местного самоуправления являются  представительный орган (совет, собрание, дума), глава (глава поселения, мэр) и местная администрация — исполнительно-распорядительный орган. Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Глава в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом из своего состава. Если глава избирается на выборах, то он может входить в состав представительного органа и исполнять полномочия его председателя либо возглавлять местную администрацию – «классический» вариант модели, известный как система «сильный мэр – совет».

В поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек глава избирается на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа поселения, и исполняет полномочия главы местной администрации. Глава не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа и полномочия главы местной администрации. При избрании главы представительным органом он исполняет полномочия его председателя. В этом случае глава местной администрации назначается на должность по контракту по результатам конкурса, так называемая система «совет – управляющий» или «совет — сити-менеджер».

Данная система направлена на то, чтобы построить управление городом по принципам функционирования эффективной корпорации, отделив при этом политику от администрации. Представительный орган в таком случае выступает в качестве своеобразного «совета директоров». Предполагаемые преимущества данной системы заключаются в том, что исполнительные функции осуществляются профессионалом, хорошо разбирающимся в проблемах городского управления.

Однако схема управления «совет – управляющий» (сити-менеджер) может работать устойчиво при системе выборов представительного органа на беспартийной основе, ограничивающей или вовсе исключающей вторжение политики в деятельность местной администрации. При этом сам сити-менеджер не должен участвовать в политической борьбе и выбирать своих помощников, исходя из их деловых качеств, а не политических предпочтений.

В структуре органов местного самоуправления, построенной по системе «совет-управляющий», глава получает возможность сконцентрировать свое внимание на стратегических и общеполитических вопросах городского развития, будучи освобожденным от выполнения сложных, поглощающих основную часть времени и требующих высокой компетенции функций оперативного управления городским хозяйством и административным аппаратом. Вместе с тем система «совет – управляющий» содержит в себе определенные «опасности».

Первая — возможность возникновения конфликта между управляющим (сити-менеджером) и главой муниципального образования. В практике неоднократно имели место случаи, когда глава, движимый личными амбициями, вдруг переставал мириться с ролью руководителя, наделенного лишь представительскими функциями, и пытался лично управлять местной администрацией, составляя тем самым конкуренцию управляющему.

Вторая опасность (и прежде всего с политической точки зрения) — возможности системы «совет-управляющий» могут быть использованы сити-менеджерами или людьми, которые их продвигали на должность, для давления на главу, отдельных депутатов и представительный орган, для решения вопросов в сфере своих корпоративных интересов.

И, наконец, сити-менеджер может оказаться под постоянным давлением, «вечным шахом» — угрозой отстранения от должности со стороны группы депутатов либо партийных фракций представительного органа, действующих в исключительно своих групповых, партийных интересах в ущерб интересам населения муниципального образования.

Свою эффективность система «совет-управляющий» может проявить в условиях сравнительно небольших однородных сообществ, не имеющих особо сложных проблем социально-политического характера с достаточно высоким уровнем дохода и образования большинства своих жителей. Такая система в наибольшей степени подходит для некрупных муниципальных образований с молодым, мобильным и быстрорастущим населением, среди которого доминирует средний класс. Управление подобными сообществами осуществляется не на общеполитическом, а на технократическом уровне, путем нахождения наиболее рациональных путей решения возникающих проблем.

По вопросам консультирования обращаться по телефону: 34-79-01. 

13 0
Лента новостей
Прокрутить вверх