Владимир Морев: «Я всё делаю в жизни один раз…»

15.02.2012, 13:46

Мы встретились с Владимиром Моревым в его рабочем кабинете, сдержанная обстановка которого хранила следы недавнего торжества. Красивые букеты в изящных вазах, стопка поздравительных представлений на столике у окна – всё это оживляло по-спартански строгий облик кабинета

Сам Владимир Генрихович напомнил мне доблестного героя советских фильмов: высокая сухощавая фигура, мужественное лицо, пронзительный испытывающий взгляд. В свои 75 он по-прежнему работает и активно занимается общественной работой.

Не без тени гордости он показывает мне фотографии с юбилея, где его поздравляет губернатор Андрей Шевелёв. Мне понятно его удовлетворение: человек, столько сделавший для нашей области, может рассчитывать на признание своих заслуг.

 

НАСТОЯЩИЙ КОММУНИСТ

Родился Владимир Морев в Осташкове в 1937 году.

— Когда началась война, мать перевели работать в Калинин, — вспоминает он. – Как сейчас помню, нам дали машину-полуторку, я с бабушкой в кабине, мама с моей двоюродной сестрой в кузове ехали в город. Перед Медным нас остановили советские танки: вы куда едете? Там немцы. Не пустили нас, показали дорогу на Кушалино, там расположился и штаб Калининского фронта. Нас разместили в частном доме. Мать на этой же машине поехала за дедом, который работал в Бологом. Её не было больше недели, мы очень волновались, по вечерам с тревогой выходили на улицу: страшное зарево пылало над Калинином, город горел. Вскоре мать приехала с дедом, у неё было новое направление в Кашин.

До конца войны семья Моревых жила в Кашине. Затем переехала в Калинин.

— Времена были очень сложные, — говорит Владимир Генрихович. – Дали нам вагончик, а потом квартирку маленькую на Беляковском переулке. Как-то незаметно пролетело время, я окончил школу. Сестра моя поступила в институт, а так как положение в семье было трудное, я поступил в индустриальный техникум, после которого получил направление на работу в г. Златоуст Челябинской области, на мебельную фабрику им. С.М. Кирова.

Однако поработать пришлось недолго, в ноябре 1956 г. Владимир Морев был призван в армию на флот. В Кронштадте окончил школу радистов им. Попова и был направлен в приёмный центр Генштаба флота в Ленинских Горках.

По окончании службы, в 1959 году, Владимир Морев приехал к матери, которая работала в Завидово директором Дома культуры. Здесь он устроился на работу на Редкинский опытный завод механиком ЖКО, затем заместителем начальника отдела капитального строительства. 

— Я отвечал за строительство новой котельной, которая по сей день отапливает и Северный посёлок и завод, — рассказывает юбиляр. – В эти же годы окончил высшую партийную школу при ЦК КПСС.

Молодого инициативного сотрудника не могли не заметить в руководстве завода. Его избирают секретарём парткома. 

— Хотя на заводе работали 500 коммунистов, выбор пал почему-то на меня, — скромно замечает Владимир Генрихович. — И я почти пять лет работал на этой должности. Партком был на правах  райкома, мы принимали людей в партию, смотрели, отбирали достойных.

В 1969 году министр химической промышленности Леонид Костандов решил отправить опытного специалиста Владимира Морева на два года на строительство ацетиленовой установки в Гвинею. Но так как Морев занимался партийной работой, для поездки за границу нужно было согласие первого секретаря обкома КПСС.

— Я приехал в Калинин к первому секретарю обкома Николаю Корыткову, — вспоминает он. — В заключение нашей беседы Корытков говорит мне: «Слушай, Владимир, в Гвинее коммунизм без тебя построят, а ты езжай в Конаково».

На ближайшем пленуме ГК КПСС Морева избрали секретарём горкома. В это время завершалось строительство Конаковской ГРЭС. Владимиру Мореву пришлось приложить много сил, чтобы сдать её госкомиссии. В результате станция была признана самой крупной и лучшей в Европе, ей был присвоен орден Ленина, а Владимир Морев был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

 

ИСТОРИЯ ОДНОГО МОСТА

В апреле 1971 года первый секретарь обкома вновь вызвал к себе Владимира Генриховича и предложил переехать в Калязин.

— Я его спросил на беседе: «А что там?» На что он ответил: «Сельское хозяйство. Ты в нём разбираешься?» Я говорю: «У Шолохова читал». «Ну и хорошо, — говорит. – Вот езжай туда и попробуй разобраться в этом районе, он очень сложный, оторванный от мира». Я спросил Корыткова: «Надолго, Николай Гаврилович?» Он ответил: «Давай договоримся так: если через два года не снимем, то выдвинем». Я сразу переехал туда с семьёй.

Там Владимиру Мореву пришлось проработать почти девять лет. За это время в районе было сделано очень многое. Однако главной своей заслугой Владимир Генрихович считает строительство моста через Волгу. В те времена Калязинский район представлял собой буквально остров. Из Калинина можно было добраться только на пароме. Дорог не было никаких.

— Для моего окружения идея строительства моста была просто нереальной. Даже Николай Корытков велел мне оставить эти сумасбродные мысли, — рассказывает Владимир Морев. – До этого над Волгой был железнодорожный мост. Но когда перед войной строили Угличское водохранилище, чтобы ускорить строительство водохранилища и Угличской ГЭС, был построен новый мост рядом параллельно. А фермы старого железнодорожного моста просто перенесли на новые опоры. Старые опоры отдали на баланс Минэнерго, которое использовало их для подачи электроэнергии на Кашин. И вот эти опоры мне бросились в глаза, и зародилась идея.

Работая на сдаче Конаковской ГРЭС, я познакомился с председателем Госплана СССР Байбаковым и его первым замом Василием Исаевым. Для воплощения своего замысла я поехал в Госплан, где встретился с Исаевым. Его заинтересовала идея, и он приехал к нам в район, чтобы лично осмотреть опоры. Вот так начала воплощаться давняя мечта калязинцев – строительство моста.  

В ходе строительства возникало много проблем, но Владимир Морев не привык останавливаться перед трудностями, и постепенно все вопросы были решены.

— Считалось, что нельзя строить рядом два моста с точки зрения безопасности, разрешили эту проблему, — говорит он. –  С другой стороны, опоры были на балансе Минэнерго, и для начала нужно было построить переход линии 35 кВ через Волгу. Опять же конаковская школа была востребована, и министр энергетики Фалалеев и его зам Непорожний помогли.

Ещё одна неразрешимая проблема, с которой пришлось столкнуться строителям, заключалась в том, что пролёты моста составляли 110 м и производил их единственный в СССР воронежский завод. А он был загружен производством мостов БАМа на пятилетку вперёд.

Тут Владимира Морева снова выручил его настойчивый характер. Он отправился в Ленинград в проектный институт  «Ленгипротрансмост», возглавлял который Тимохин Герман Михайлович. Оказалось, что директор проектного института являлся главным инженером проекта БАМ. Вникнув в ситуацию, Герман Тимохин отозвал из Воронежа проекты мостов на доработку, благодаря чему в течение года воронежский завод смог сделать пролёты для калязинского моста.

Мост, давший новый импульс в развитии района, был открыт в 1979 году. В Калязине до сих пор хранят память о том, кто смог осуществить мечту жителей района. На мосту установлена доска со следующей надписью: «Мост построен по инициативе и непосредственном участии почётного гражданина Калязинского района Морева В.Г.».

— Я считаю это самой большой победой в своей жизни, — делится Владимир Генрихович. — Меня часто подталкивают товарищи написать очерк «История одного моста», но как-то всё руки не доходят.

 

НЕ ИЗМЕНИТЬ СЕБЕ

Благодаря стараниям Владимира Морева в Калязине было построено и ещё одно уникальное сооружение – Центр космической связи.

— Однажды ко мне на приём пришли какие-то специалисты из Москвы, — рассказывает Владимир Морев. – Они просили трактор, чтобы было возможно проехать к Угличскому водохранилищу. Оказалось, что они хотели осмотреть расчётное место для возведения космического радиолокатора возле водной глади. «Так водная гладь и у нас есть», — сказал я им. И мы поехали осматривать территорию. Вскоре в Калязин приехала более многочисленная делегация из Москвы. Космическое ведомство дало согласие на строительство радиолокатора на берегу р. Жабны. Так благодаря случаю Калязин стал известен за пределами Тверской области.

В 1979 году Морев был переведён в Калинин на должность заместителя председателя облисполкома. В зону его ответственности входила сфера торговли, бытового обслуживания, строительство, газификация.

— Газификация области была нашей заслугой, — говорит юбиляр. – Совместное решение обкома КПСС и облисполкома было представлено в Москву, и Черномырдин (в то время министр газовой промышленности) подписал постановление о газификации Калининской области. Мы были хорошо знакомы с Виктором Степановичем, и, придя в правительство, он предлагал мне занять престижную должность в Газпроме, но я отказался. Сказал: «Я родился и всю жизнь посвятил Калининской области, здесь хочу и остаться».

Владимир Генрихович остался верен своему слову, он по-прежнему верен своей земле. Сейчас он возглавляет организацию «Оборонпромкомплекс», является председателем Совета старейшин Ассоциации Тверских землячеств, считает главной своей целью – передать накопленный за долгие годы опыт молодому поколению.

— Мне предлагали вступить в новую партию, но я ответил, что всё в жизни делаю только один раз, — говорит Владимир Морев, – один раз я родился, один раз женился, один раз вступил в партию и изменять себе не собираюсь.  

Елена ПАВЛОВА

108 0
Лента новостей
Прокрутить вверх