ОБЖ есть — ума не надо?

10.02.2011, 00:00

    В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ ПЛАНИРУЕТСЯ ОСТАВИТЬ ТОЛЬКО ТРИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТА

    Не прошло и полгода, как обсуждение законопроекта об образовании вспыхнуло с новой силой. Родителям старшеклассников не даёт покоя то, что среди всех школьных предметов могут остаться всего три — ОБЖ, физкультура и «Россия в мире» (синтез истории, обществознания, географии и культурологии). Остальные предметы будут поделены на шесть блоков, из которых школьники выберут ещё семь предметов. Получается, из каждого блока можно будет отдать предпочтение не более чем одному предмету, а значит, выбрать, например, русский язык и литературу одновременно будет невозможно.
    По словам авторов, нововведение (в частности, изучение в качестве обязательных предметов ОБЖ и «России в мире») обусловлено реалиями современной российской действительности, а именно нарастанием в обществе агрессивных настроений, особенно в среде молодёжи.
    — Воспитание патриота и гражданина важнее физики и математики, — сказал автор поправок, гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. — У современной молодёжи совсем нет понимания того, что мы живём в поликультурном, полинациональном, поликонфессиональном мире. Не воспитано чувство толерантности, уважения к другим народам.
    Однако многие уверены, что «воспитание гражданственности» нанесёт ущерб дисциплинам, более необходимым для последующего поступления в вуз. Выказывая своё возмущение, родители упирают на то, что недопустимо объявлять предметом по выбору государственный язык, русскую литературу, математику и историю. В открытом письме, подписанном в том числе и многими российскими деятелями культуры, сказано, что владение русским языком должно составлять основное базовое умение любого гражданина. Математика представляет собой ещё один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука, а без знания истории (своих корней) невозможно ориентироваться в современном мире. Русская литература же, собственно, и представляет собой Россию в мире, являясь для граждан своей страны основой безопасности жизнедеятельности. Данное письмо, опубликованное в Интернете, всего за несколько дней собрало рекордное число откликов, и, имея наглядное доказательство всеобщего недовольства, первые лица страны не смогли уйти от комментариев. Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко заявил, что до тех пор, пока на все вопросы не будут даны ответы, утверждение документа он на себя не возьмёт. Не исключено, что это заявление Фурсенко сделал после разговора с премьер-министром Владимиром Путиным, которого тоже впечатлила необычайно бурная реакция общественности:
    — Вы знаете, как я люблю спорт и физкультуру, — обратился Путин к министру образования. — Но если ваши эксперты решили сделать физкультуру единственным обязательным предметом в школе, мне кажется, они перестарались. У юристов это называется эксцесс исполнителя. Если без шуток, то что на самом деле предлагается? Суть, грубо говоря, в том, что ребёнок (или его родители) будет сам определять, какие предметы он хочет изучать, а какие нет. Но школьник — это даже не студент, и в этом возрасте трудно принимать окончательное решение. Вопросы такого фундаментального значения для будущего страны должны обсуждаться с общественностью, с экспертами. Эксперименты должны быть проведены. Спешить нельзя. Понятно, что изменения нужны, но принимать их следует на ясном глазу.
    Серьёзные опасения внушает то, что в случае принятия нового закона родителям придётся оплачивать среднее образование детей из собственного кармана (не считая, конечно, трёх обязательных предметов). По самым скромным подсчётам, обучение одного ребёнка-школьника обойдётся в 6 тысяч рублей ежемесячно. Но и Фурсенко, и президент Дмитрий Медведев опровергают эти сведения, называя данную информацию слухами.
    — Среднее образование платным не будет, — заявил Дмитрий Медведев. Но исключать того, что в результате реформы всё образование (как среднее, так и высшее) не станет платным со временем, конечно, нельзя.
    Мы решили поинтересоваться у тверитян, что они думают по поводу вероятного принятия одиозного закона.

    Татьяна Бабушкина, декан педагогического факультета ТвГУ:
    — Моё отношение, конечно же, отрицательное. Когда образование было универсальным, выпускники школ были лучше подготовлены, могли лучше ориентироваться в обществе. С введением ЕГЭ отмечается снижение общей образованности, а что будет, если оставят ОБЖ, физкультуру и «Россию в мире», я даже и не знаю. Явно ничего хорошего, будет просто профанация образования, ведь всё тесно взаимосвязано. Наше образование недаром считалось лучшим в мире, а теперь его подгоняют под западные образцы и таким образом просто разрушают.

    Марина Круглова, студентка факультета иностранных языков ТвГУ:
    — Есть свои «плюсы» и «минусы». К «плюсам» я отношу то, что не всем, например, даётся иностранный язык: я, когда преподавала в школе, видела, что в классе только человека три занимаются им в полную силу, а остальные просиживают время. У старшеклассников большая нагрузка, внимание рассредоточивается и лучше выбрать те предметы, которые нужны для поступления. «Минусы» — это платность образования, помимо нескольких обязательных предметов, которые не нужны для поступления в университет. Хотя и сейчас большинство школьников, начиная класса с седьмого, занимается с репетиторами… В общем, я положительно отношусь к реформе, но считаю, что прежде чем её принимать, нужно её серьёзно проработать.

    Елена Рузлёва, тележурналист:
    — Я плохо отношусь к реформе, потому что не совсем понимаю, что она в итоге принесёт. Я считаю, что базовый уровень знаний у человека обязательно должен быть, и уж, конечно, такие предметы, как русский язык, литература, математика и история, должны изучаться непременно. Из положительных моментов можно отметить то, что школьник сможет более целенаправленно заниматься теми предметами, которые ему действительно нужны.

    Татьяна Слесарева, директор гимназии №12:
    — Конечно, необходимо меняться в соответствии с тем, как меняется мир. Но для того, чтобы внедрить стандарты второго поколения, нужно сначала изменить структуру образования: увеличить количество спортплощадок, бассейнов и т.д. Я не думаю, что стоит однозначно трактовать ситуацию — проект реформы вызвал в обществе волну возмущения, и я полагаю, что закон не будет принят. Я на 100 процентов уверена, что уровень базовой науки останется таким же, каким он был. И среднее образование платным не будет — об этом неоднократно заявляли и премьер, и президент.

    Алёна ВОЛКОВА

22 0
Лента новостей
Прокрутить вверх