На трезвую голову

18.01.2012, 13:55

Отказаться от вредных привычек всегда нелегко, но если вы хотя бы подумали об этом – вы уже на пути к чуду, — считают в православной общине «Спас»

Обилие традиций в России, как следствие, породило и множество разнообразного отношения к ним. Особенно это можно сказать о религиозных праздниках: кто-то соблюдает их, только чтобы отметить хоть что-нибудь, кто-то следует моде, зачастую даже убедив себя, что соблюдает требования. Сейчас, в канун Крещения, хочется надеяться, что 19 января к ледяным иорданям придут те, кто действительно испытывает потребность в духовном очищении. Но есть и такая категория людей, которые нуждаются в исцелении от духовного и физического недуга ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Люди, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью, объединяются, чтобы плечом к плечу противостоять одолевающему их злу. Одним из мест, готовых принять и помочь, является община «Спас» при храме «Неупиваемая чаша».       

Первое знакомство Елены с наркотиками произошло в 13 лет. Практически cразу она начала колоться. С того же момента можно открывать скобки, в которые будут потом заключены практически двадцать лет жизни, перечеркнутые и вызвавшие желание забыть о них навсегда. В 19 лет она села в тюрьму, вышла уже в 26 лет, и все началось по новой.

— Потом надоело, — Елена говорит короткими фразами, без эмоций. – Устала. Сначала обратилась в «Преображение» — видели, наверное, реклама во всех маршрутках висит. Это протестантская секта, я пробыла там три месяца. Неизвестно, кого и во что они «преображают», их методика – весь период реабилитации держать человека взаперти. Мне это не помогло. Чуть менее трех лет назад,  почти сразу после появления общины, пришла сюда. Наркотики бросила сразу. Но пережить этот период было очень тяжело.

После того как пагубное пристрастие удалось обуздать, Елена вышла в мирскую жизнь, пробовала привести в общину своих друзей, некоторые соглашались. Получилось не у всех. Сейчас Елена находится в общине уже на правах руководителя.

— Теперь это смысл моей жизни, мне здесь нравится, да и держаться помогает. Знаете же – бывших алкоголиков и наркоманов не бывает…

Сегодня городская часть общины состоит из семи человек, еще двое живут в области, в деревне. По словам отца Александра (Горячева), настоятеля храма «Неупиваемая чаша», это не так мало, как может показаться, к дверям общины вовсе не стоит очередь из желающих исцелиться.

День в общине начинается и заканчивается молитвой, она же сопровождает членов общины в течение дня. С утра – работа дворником. На другие специальности людей стараются не устраивать – чтобы, грубо говоря, не почувствовали запаха денег, которые напрямую ассоциируются со свободой и самостоятельностью.

— Бывало, что люди понимали, что могут заработать, и тогда мы их теряли, — рассказывает Елена.

Деньги, которые члены общины зарабатывают уборкой улиц, идут на содержание квартиры, где вместе проживают все семеро. Это люди разного возраста, социального статуса и семейного положения. В любом случае на период реабилитации они уходят из семьи, и это обязательное условие. Они должны окунуться в атмосферу совместного проживания, труда, покаяния, абстрагировавшись от жизни во- вне и поддерживая друг друга. Днём все общинники исполняют послушание по храму – безвозмездное выполнение различных работ. Вечером – чтение духовной литературы. День за днём повторяемые движения образуют систему. Проживание нескольких месяцев в таком режиме даёт шанс на то, что, вернувшись в мир, человек продолжит тот же ритм жизни и не станет вновь возвращаться к старым привычкам. И положительные примеры есть – помимо себя Елена назвала ещё пятерых, которым за эти три года удалось освободиться от зависимости. Но, к сожалению, ожидание положительного результата не слишком часто оправдывает себя.

— Все равно при самой выверенной системе главное – это вера в Бога и искреннее желание человека исцелиться, — говорит Елена.

Общину «Спас» три года назад организовал отец Александр (Горячев). Случилось это не вдруг – ещё в мирской жизни он пытался организовать общество трезвости и на сегодняшний день уже двадцать шесть лет является председателем Тверского товарищества трезвенников. В прошлом психолог, имеющий опыт работы с другими общинами и реабилитационными группами, он уверен: ни одна психотерапевтическая методика сама по себе не сможет ни остановить человека в запое, ни вылечить, ни дать ему возможность обрести радость трезвой жизни, если этого не хочет он сам. Поэтому первое, с чего начинается исцеление, – это разговор.

— Что бы мы ни начинали делать, первым всегда стоит искреннее желание, которое мы потом реализуем, — говорит отец Александр. — Если у человека нет желания быть трезвым, его никто не заставит. Людей приводят родственники, жёны, мужья, друзья, но против желания ты ничего не сделаешь. В моей личной практике есть чудесные случаи, когда человека приводили насильно, и он переставал злоупотреблять, но их можно перечесть по пальцам. Есть также и противоположные примеры, когда человек, казалось бы, готов к жизни без алкоголя, наркотиков и сигарет, вдруг срывается и снова попадает в этот водоворот. Здесь обязательно должен присутствовать момент так называемого чуда.

Чудом отец Александр называет и тот момент, когда он, молодой, обычный советский гражданин, в какой-то момент полностью отказался от алкоголя и табака.

— Я не был пропойцей, но и безупречным тоже не был – был, как все, — рассказывает священник. — Мог позволить себе закурить, выпить, иногда позволял «роскошь» напиться – в нашей стране это норма. Но однажды я посмотрел на себя в зеркало и задал вопрос – зачем я живу? Сразу ответа не нашёл, но понял, что поиском смысла я должен заниматься на трезвую голову, и полностью отказался от алкоголя и сигарет. То, что на меня снизошло это откровение, я называю чудом. Я и сейчас нахожусь под его воздействием.

Организовывая три года назад общину «Спас», отец Александр планировал, что срок пребывания в ней будет составлять три недели минимум, но не больше полугода. Во многих других сообществах и центрах по реабилитации это – обязательное условие. Определённая логика, по словам священнослужителя, в этом есть – иногда человеку нужно, чтобы его заставили. Но, судя по всему, в «Спасе» этот метод не сработал. Люди пребывают в общине самое разное количество времени – от одного дня до нескольких месяцев. Некоторые приходят по нескольку раз. Помимо «Спаса» в городе для избавления от алкогольной и наркотической зависимости есть наркодиспансер и несколько сомнительного рода групп, обещающих исцеление, рекламу которых, действительно, можно часто видеть в транспорте и на щитах для объявлений.

— Уже долгое время периодически возникает идея создания женской общины, — говорит отец Александр. – Женщин-алкоголичек и наркоманок много, и женская община была бы очень кстати. Но достаточного количества женщин, которые бы решились на то, чтобы признаться себе в недуге и прийти к нам, нет.

Люди спиваются постепенно, незаметно для себя и, нередко, для окружающих. Поддавшись уговорам, возможно, даже убедив себя, что искренне хочет «завязать», человек начинает путь к избавлению от той или иной вредной привычки. Он обставляет этот путь различными условиями, запретами, стимулами. А внутри сидит страх сорваться, потому что человек прекрасно понимает: больше, чем оправдать ожидания родных, друзей да и себя самого, ему хочется выпить (уколоться/закурить). Борьба с внешними обстоятельствами почти никогда не помогает избавиться от зависимости, пока желание не прорастёт изнутри.

— Только сказав себе: я хочу прожить свою единственную жизнь трезвым, можно начинать бороться за эту самую жизнь. Другого способа нет, — подытожил наш разговор отец Александр.

Ольга КОЛОСКОВА

14 0
Лента новостей
Прокрутить вверх