Железная дорога Дорошиха – Васильевский Мох: зачем изобретать велосипед?

17.12.2019, 16:53

На прошлой неделе на официальном сайте регионального правительства появилась информация о том, что жители Твери путем голосования в социальных сетях могут решить судьбу ветки, соединяющей областной центр с поселком Васильевский Мох. В качестве вариантов ее использования предлагались парковая зона с пешеходными и велосипедными дорожками, лыжероллерная трасса, а также линия городского транспорта. Насколько разумна эта идея, попробуем разобраться.

Вероятность равна нулю

Начну с того, что наиболее верным будет решение использовать железнодорожные пути по прямому их назначению. Почему – объясню ниже, а пока хочется предложить чиновникам оставить озвученную ими тему в покое и больше к ней не возвращаться. По одной простой причине: линия находится на балансе ОАО «Российские железные дороги» и отношение к региону имеет разве что территориальное. И отказываться от нее в ведомстве никто не собирается. Точнее, федеральное правительство этого вряд ли допустит, на что очень хочется надеяться: любая железная дорога, даже малодеятельная, – это стратегический объект. Напомним, что пути сообщения находятся не в собственности РЖД, а в управлении. Если бы транспортники могли распоряжаться их судьбой, очень многие линии в Тверской области, да и не только, давно уже были разобраны, так как уже снесен целый ряд исторических станционных построек. Можно отменить поезда, коль возить на них некого и нечего, но не более.

Доказательством того, что ставить крест на самой ветке в госкорпорации пока не планируют, служит, во-первых, наличие на всех объектах станции Васильевский Мох свежих табличек с указанием их инвентарных номеров. Не только на здании вокзала, которое хоть и с закрытыми металлическим профлистом окнами, но стоит. Даже на заколоченной будке стрелочного поста есть такая табличка. А еще то, что расположенная вдоль путей система сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) находится в рабочем состоянии. Кабельные муфты на своих местах, релейные шкафы мерно гудят, так как внутреннее их оборудование находится под напряжением, светофоры горят.

Все это говорит о том, что время от времени здесь совершают инспекционные обходы и при необходимости приводят в порядок наиболее важные объекты инфраструктуры. Поэтому вероятность того, что инициатива областного правительства найдет поддержку в РЖД, мягко говоря, равна нулю. Даже если она действительно основана на пожеланиях граждан.

 

Изюминку удалось сохранить

Линия строилась в 30-е годы прошлого века для вывоза торфа (станция Васильевский Мох введена в эксплуатацию в 1936 году). Кроме грузового сообщения, на ней действовало и пассажирское. Даже в 1990-е там ходило пять пар пригородных поездов в будние дни и шесть в выходные. Это был состав из пяти или шести вагонов под маневровым тепловозом. Его еще называли «кузнечиком» – за зеленый цвет вагонов и чешского локомотива ЧМЭ3. Поезда были всегда заполнены, ими пользовались не только жители поселка Васильевский Мох, но и дачники.

В 2007 году в проекте генерального плана развития Твери предполагалась возможность изменения схемы железнодорожного сообщения с Васильевским Мхом. Планировалось построить мост через Волгу и соединить две линии – станция Тверь – мелькомбинат и Доронинская – КСМ-2. А имеющуюся ветку, проходящую через микрорайон Юность, демонтировать. Но скоро власти в Твери сменились, и о работе над генпланом забыли. Проекту не суждено было сбыться, что тоже имеет свои плюсы. Например, была бы поставлена под вопрос судьба ферменного моста через Тверцу, по праву являющегося изюминкой линии.

Дальше произошли реформы в РЖД, давшие старт массовым сокращениям пригородных поездов. К концу 2000-х количество рейсов сократилось до трех, а потом и до двух в сутки, вагонов в составе стало не более двух-трех, затем его стали пускать только на лето. А с 2014 года всякое движение на Васильевский Мох полностью прекратилось.

По железке лучше

Не все садоводческие кооперативы имеют автобусное сообщение, поэтому во многие из них, особенно расположенные вблизи платформы Завод «Метиз», проще добираться по железной дороге.

Для жителей поселка Васильевский Мох поезд тоже имел свои преимущества. Хотя бы тем, что там есть вокзал. Ждать автобус людям приходится на открытом пространстве, не имея возможности спрятаться от дождя или ветра. По времени поезд шел от начальной до конечной точки примерно столько же, сколько и автобус.

В настоящее время движение осуществляется только от Дорошихи до станции Доронинская (это примерно половина общей протяженности линии), далее по подъездным путям на КСМ-2 и ТЭЦ-3. А ветка на Васильевский Мох почему-то исчезла с «Яндекс.Карты» (наверное, ей и руководствовались в правительстве области). На самом деле пути там лежат, хоть состояние их оставляет желать лучшего. Сгнили отдельные шпалы, кое-где украдены стыковые накладки, многие участки заросли кустами. Возможно, что рельсы окажутся непригодными для дальнейшей эксплуатации. Но само полотно, как и объекты СЦБ, в целости. Так что если говорить о возобновлении движения, то замены потребует только рельсошпальная решетка и балластный слой.

 

Поезду – зеленый свет

Предположим, в ОАО «РЖД» все же решили пожертвовать железной дорогой. Оправданно ли будет изобретение велосипеда, которое предлагают чиновники? Рассмотрим все варианты.

Парковая зона. Как мы помним, недействующей является только часть линии, расположенная в Калининском районе. А зачем там парк? Кто специально поедет туда гулять или кататься на велосипеде, если рядом лес?

Лыжероллерная трасса. Ее, конечно, можно обустроить на месте железнодорожного полотна. Только трасса должна быть кольцевой, а не отрезком от точки А до точки Б.

Линия городского транспорта. Трамвая? Теоретически это допустимо, даже подстроившись под редкие грузовые составы – ширина железнодорожной и трамвайной колеи одинаковая. Но зачем делать локальный маршрут там, где есть выход на магистральную железную дорогу с возможностью доехать до платформы Пролетарская и железнодорожного вокзала? Тем более строение пути рассчитано на более серьезные, чем трамвай, нагрузки.

Поэтому разумно будет восстановить сообщение по прежней схеме. И если идея правительства – не пустое сотрясание воздуха, если губернатор Игорь Руденя имеет реальную возможность повлиять на руководство ОАО «РЖД», то лучше всего будет разместить соответствующий заказ. Надо сказать, что в соответствующей группе во «ВКонтакте» очень многие разделяют именно эту точку зрения.

 

По будням электричка, по выходным паровоз

Другое дело – какой использовать подвижной состав. Поезда под тепловозной тягой? Во-первых, обычные пассажирские вагоны из-за узких дверей и проходов не очень удобны для дачников, как правило, едущих с объемной поклажей. Да и по финансам накладно.

Как вариант – рельсовый автобус. Для этого необходимо наладить в Твери базу для их отстоя и ремонта, ближайшее депо, где они обслуживаются, находится в Великих Луках. Но это технический вопрос. В перспективе рельсовые автобусы можно заменить электропоездами. Теми же «Иволгами», что уже связывают столицу с ближним Подмосковьем. Если, согласно предстоящей реформе городского транспорта, троллейбусы передадут эстафету автобусам и электробусам, можно будет говорить и об электрификации ветки. До тех пор, пока она пересекает на одном уровне улицу Паши Савельевой с троллейбусной контактной сетью, этого сделать нельзя.

А в перспективе по отдельным дням организовать поезд под паровозом. Судя по тому, что прокатиться от Бологого до Осташкова, где уже больше года по субботам ходит состав под паровой тягой, приезжают гости из обеих столиц, можно быть уверенным, что проект будет пользоваться заслуженным спросом.

Представьте, в интернете появятся фотографии и видеозаписи пыхтящего на мосту паровоза! Насколько это повысит интерес к Твери! А железнодорожный туризм даст толчок к развитию поселка Васильевский Мох. Например, там можно было бы построить и лыжероллерную трассу.

Жаль, что поспешили разобрать линии и депо узкоколейной железной дороги, которые тоже можно было бы использовать в туристических целях. И не только.

Михаил ЛЕТУЕВ

285 0
Лента новостей
Прокрутить вверх