Как в ближайшие годы изменится Тверской театр драмы. Директор театра Светлана Вержбицкая рассказала о происходящих и грядущих переменах

10.12.2019, 16:09

У тверской театральной общественности накопилось немало вопросов к областному академическому театру драмы, который сейчас находится в стадии активных изменений.

Мы видим новые яркие постановки столичных режиссеров. Из состава труппы выводятся пожилые артисты, на замену которым приходят молодые актеры из Москвы и других регионов. Эпоха главного режиссера Веры Ефремовой подходит к концу, и хочется понять, будет ли в театре новый главный режиссер, или театр выберет продюсерскую модель, когда директор приглашает самых разных режиссеров для постановок.

– Светлана Валентиновна, заканчивается 2019 год, который на федеральном уровне был объявлен Годом театра. Какие плюсы он принес нашему театру?

– В театре Год театра никогда не начинается и не заканчивается. Что касается конкретно Тверского театра драмы, то мы свою миссию на Год театра сформулировали так: «Год классики». Классика – это не только привычные для нас Островский, Гоголь и другие авторы. Есть современные подходы к классике, и есть современная классика. Главное при этом – сохранить высокий уровень культуры в постановках. Когда режиссеры позволяют себе использовать в спектаклях нецензурщину, пошлость, обнаженку, то это, на мой взгляд, разрушает театр.

Еще в прошлом театральном сезоне была поставлена советская классика. Режиссер Александр Сафронов сделал постановку по пьесе Василия Шукшина «Энергичные люди». С ней мы успешно съездили на фестиваль Василия Шукшина в Барнауле, на малую родину классика.

Режиссер Александр Павлишин поставил детектив Агаты Кристи «Свидетель обвинения». В этой постановке впервые был использован наш новый мультимедийный экран. Благодаря использованию самых современных технологий зрители смогли увидеть классический спектакль под новым углом.

В этом сезоне мы уже увидели две яркие премьеры от московских режиссеров. Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии правительства РФ в области культуры заведующий кафедрой режиссуры московского Театрального института им. Б. Щукина Михаил Борисов создал спектакль «Свадьба Кречинского» по пьесе Александра Сухово-Кобылина. Впервые в истории театра драмы мы увидели постановку, созданную в стиле вахтанговского фантастического реализма, наполненного сатирой и гротеском. Комедия зрителю нравится. На «Свадьбу Кречинского» всегда полные залы.

В конце ноября главный режиссер московского Театра на Покровке и главный режиссер Ростовского академического театра драмы имени Максима Горького Геннадий Шапошников поставил «Доходное место» Александра Островского. Это очень важный для нас момент. До этого в репертуаре театра оставался только один спектакль Островского «Женитьба Белугина», который поставил уже ушедший из жизни народный артист России Александр Чуйков.

На малой сцене в начале декабря состоялась премьера спектакля «Привидения» по пьесе Генрика Ибсена. Режиссер Александр Павлишин создал интересный, актуальный спектакль, в котором поднимаются вечные вопросы взаимоотношения людей.

Год театра мы закончим сказочным музыкальным спектаклем Шарля Перро «Золушка». Режиссер – Иоланта Мельникова, она же заведующая музыкальной частью театра.


Спектакль «Свадьба Кречинского». Фото Анастасии Чистяковой.
 

 

Театры учатся зарабатывать сами

– Есть опасения, что после Года театра финансирование отрасли, напротив, сократится. Например, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в одном из выступлений обмолвился, что в России слишком много государственных театров. Возможно, их количество будет сокращаться. Как вы считаете, правильно ли это? Может ли драматический театр стать полностью коммерческим?

– Я не приветствую такие решения. В России есть коммерческие театры, но ни один из них не на слуху. В голову приходит только «Табакерка» Олега Табакова. Возможно, Министерству культуры РФ стоит оценить число театров федерального подчинения. Но что касается регионов, то в них немного театров. Так, на всю большую Тверскую область всего пять профессиональных театров. Они все разные, но имеют своего зрителя.

Знаете, в советское время театры были полностью на содержании государства, но в современных финансовых условиях получают на свою деятельность лишь часть средств и вынуждены учиться зарабатывать сами. Наша задача – заработать за счет продажи билетов, и мы с ней справляемся. С доходов от нашей предпринимательской деятельности мы частично выплачиваем зарплату и платим за содержание нашего здания. Согласно плану на 2019 год, мы должны самостоятельно заработать 27 млн рублей. Уверена, что мы перевыполним этот план, а в будущем еще больше увеличим доходы.

 

 

Цены на билеты не будут расти

– Планируете ли вы повышать цены на билеты, чтобы увеличить доходы театра?

– Пока не планируется. Мне кажется, что покупательская способность жителей Тверской области не растет. За три года моей работы в театре драмы стоимость билетов на наши спектакли осталась прежней – от 200 до 800 рублей. При этом мы из года в год все чаще проводим акцию «Доступный театр», в рамках которой на определенные спектакли можно купить билет от 200 до 250 рублей. К нам приходит очень много зрителей.

 

Выбираем новую модель управления

– В Тверском театре юного зрителя давно нет ни художественного руководителя, ни главного режиссера. В театре действует продюсерская модель. Директор приглашает различных режиссеров, которые делают спектакли. В Тверском театре драмы уже тоже упразднена должность художественного руководителя. Сейчас главный режиссер театра драмы народная артистка России Вера Ефремова, но ее эпоха потихоньку подходит к концу. Какая модель в будущем, на ваш взгляд, будет оптимальна для театра драмы?

– Тверской ТЮЗ, как и многие театры России, пошел по такому пути. Я не вижу в этом ничего плохого. Если для театра это удобно, если он не теряет свой уровень, то почему бы так и не работать? Никто этому сейчас не мешает и не запрещает.

Что касается нашего театра, то время покажет. Мы сейчас пробуем разные варианты. Например, очень давно в театре не работали приглашенные режиссеры. Мы решили возобновить эту практику, чтобы оценить свои плюсы и минусы. Я считаю, что значимость такой должности, как художественный руководитель, уходит в прошлое. Даже в федеральных учреждениях почти не осталось художественных руководителей. Художественную политику определяют главные режиссеры или художественный совет театра.

– Какова роль художественного совета в театре драмы?

– Через него идет планирование репертуара и сдача всех спектаклей. Я не исключаю, что в будущем у театра будет новый главный режиссер. Важно, чтобы получился хороший творческий альянс. Очень правильно, когда у директора, режиссеров и актерской труппы театра есть единодушие в работе, желание двигаться к совместной цели через интересные, современные и талантливые постановки. Я всегда говорю, что наша основная цель – зритель, а он голосует покупкой билета.

У всех творческих людей есть свои «хотелки». Но каждое желание нужно тщательно взвешивать, четко понимая, что в современных условиях нужно зарабатывать. Да, это звучит не так творчески, как хотелось бы, но это жизнь. Чтобы театр мог позволить себе достойную зарплату, интересные постановки, поездки на фестивали, нужно учиться зарабатывать. Кроме того, конечно, нужно держать высокий творческий уровень постановок.

В непростые девяностые годы Вера Ефремова не позволила скатиться театру в пошлость. Да, какое-то время зрительный зал был полупустым, люди искали зрелищ и не ходили в театр. Но через какое-то время все вернулось на круги своя. Наш тверской зритель умный. Он воспитан на достойных постановках и на плохие спектакли просто не будет ходить.

Знаете, в Москве и Санкт-Петербурге многие люди просто боятся ходить на классику, тем более с детьми. Они не знают, что там увидят. Околотеатральная тусовка, наоборот, восхищается, бьет в ладоши и говорит, что это гениально. Я не сторонник таких экспериментов. Почему все боятся сказать, что король-то голый?


Спектакль «Доходное место». Фото Анастасии Чистяковой.
 

 

«Обновление труппы – непростой, но нужный процесс»

– В прошлом театральном сезоне несколько пожилых артистов были выведены из штата. Взамен им были приняты новые молодые актеры. Планируется ли в ближайшее время продолжить эту практику?

– Знаете, почему мы занялись срочным обновлением труппы? Есть масса спектаклей, которые просто невозможно было поставить. Не хватало молодых актеров и актрис. В этом году пришли молодые актеры, мы видим Дарью Осташевскую в спектакле «Доходное место» и увидим в сказке «Золушка», а также начал играть Никита Бахметьев – большая роль в драме «Привидения» и роли второго плана в «Доходном месте» и «Золушке». Возраст новых актеров соответствует возрасту героев, а главное, ребята талантливы.

Понимаете, в труппе театра должно быть не более 40 артистов. Увеличивать их количество мы не можем. Да, обновление состава – непростой, но очень нужный процесс. Мы достигли тех целей, которые ставили перед собой. В будущем, возможно, процесс обновления продолжится.

Новых артистов мы набираем через конкурс. Информацию обо всех вакансиях мы размещаем на своем сайте. Любой артист может подать свое резюме. Потом назначается день просмотра. Наших двух новых артистов мы выбрали из 20 кандидатов.

Сейчас в нашем штате работают четыре молодых актера с московской пропиской. Они уже имеют возможность сравнить, что значит быть актером в Москве и в региональном театре. В театре драмы они получают роли, которые очень долго ждали бы в каком-нибудь московском театре.

 

О том, почему в Твери не будет своей актерской школы

– Наш театр носит звание академического. Оно дается только тем театрам, которые имеют свою театральную школу. Раньше в Твери был филиал московского Щепкинского училища. Не планируется ли возобновить подготовку актеров на базе театра драмы?

– Это нереально при тех законах об образовании, которые сейчас есть в Российской Федерации. Сегодня они запрещают открывать филиалы актерских вузов. Сокращается и число учебных заведений, которые готовят актеров. И этот процесс продолжится.

– Есть раскрученные тверские артисты, которые активно снимаются. Молодые артисты, которые пришли в труппу театра, наверняка тоже хотят подработать и стать известными с помощью кино. Поощряете ли вы съемки своих артистов?

– Я всегда говорю, что нужно для себя определить, что первично для актера – театр или кино. Если съемки не мешают работе в театре, то я не вижу в них ничего страшного. Многие известные московские актеры активно снимаются, продолжая играть в своих театрах. Но если это будет в ущерб театру, придется сделать выбор. Например, Тарас Кузьмин активно снимается в кино. Он выстраивает свой график в соответствии с театральным репертуаром. Никто не мешает и молодым артистам сниматься. Но если они являются штатными артистами, то театр для них должен быть главным.

 

«Ночь в театре» и новые премьеры

– Расскажите о том, что нас ждет во второй половине сезона. Какие постановки планируются? Будут ли работать новые московские режиссеры?

– В феврале 2020 года на малой сцене впервые в истории театра драмы будет поставлен спектакль по произведению Александра Куприна. Зрители увидят постановку «Гранатовый браслет». Его ставит молодой режиссер из Малого театра России. Его имя вы узнаете позже. У нас есть обоюдное решение начать наше сотрудничество с малой сцены, а дальше посмотрим. Зрителей ждет подарок к 8 Марта, какой именно, скоро узнаете! В марте снова повторится акция «Ночь в театре». В прошлом году мы поддержали инициативу актера Тараса Кузьмина и провели ее впервые. Я думаю, что на этот раз мы сохраним сам формат, но содержание немного изменим. В мае режиссер Александр Сафронов выпустит на малой сцене к 75-летию Победы спектакль «Василий Теркин» Александра Твардовского. Мы планируем очень серьезно гастролировать с ним по Тверской области. В мае нас ждет исторический спектакль. Эту историю еще никогда не ставили в театре драмы. Подготовка к спектаклю длится уже два года. Название спектакля и имя режиссера мы раскроем в следующем году.

– Планируется ли продолжить обновление здания театра в межсезонье?

– Мы точно будем менять теат- ральный занавес на большой сцене. На эту цель выиграли очередной грант Всемирного банка. Также подали в бюджет Тверской области заявку на замену кресел в большом зале. Надеемся, мы получим нужные нам деньги. Пора обновить кресла, ведь им уже более 40 лет.

 

 

В Твери ждут новых столичных режиссеров

– Сезон 2020–2021 года начнется еще нескоро, но наверняка на него уже есть какие-то планы?

– Конечно. Осенью 2020 года режиссер Валерий Персиков поставит спектакль по произведению Федора Достоевского. Планируется привлечь к сотрудничеству приглашенных режиссеров, в первую очередь из Москвы и Санкт-Петербурга. Мы тщательным образом подходим к их выбору, просматриваем спектакли, продумываем, как сотрудничество скажется на театре. Зрители любят наш театр. Есть люди-театралы, которые не могут жить без театра. Какие-то спектакли они смотрят по десятку раз. Хотим, чтобы зрителю было комфортно и интересно в театре, чтобы было как дома.

Андрей САБЫНИН

205 0
Лента новостей
Прокрутить вверх