Николай Гусар: «Почта – главная коммуникационная система страны»

10.12.2019, 15:56

«Почта России» сегодня стремительно меняется. Многие заметили, что почтовые отделения теперь приходится посещать чаще, а времени в очереди проводить все меньше. О новых функциях и новой миссии «Почты России» мы беседуем с директором Тверского филиала «Почты России» Николаем Гусаром, человеком, который всю жизнь посвятил почте, а в 2015 году возглавил макрорегион «Центр» – структуру, объединившую 11 областей Центрального федерального округа РФ.

 

Новые технологии меняют все

– Николай Александрович, начнем с того, что мне, как главному редактору одной из немногих оставшихся в Тверской области печатных газет, особенно близко. Сегодня почтовые отделения в районах являются почти единственным местом, где распространяется региональная периодика. Бумажные газеты остаются главным средством формирования единого регионального пространства, способом донести до всех населенных пунктов Тверской области информацию о том, что происходит в Твери, а также у ближайших соседей. Это важная социальная миссия. Как вы видите перспективы нашего сотрудничества?

– Каждый источник информации имеет своего потребителя. Этот спрос – мерило всего. Те, кто считает, что бумажная пресса куда-то уйдет, не правы. Да, она будет меняться, ее количество будет меняться, изменится тематика. Но те, кто любит живое общение, любит читать бумажную прессу, все равно останутся. Я, например, предпочитаю печатную периодику и книги.

– Почта сейчас остается, пожалуй, единственной структурой, которая объединяет наш малонаселенный регион, во многих отдаленных населенных пунктах ничего, кроме отделения «Почты России», и не осталось. Как почта встраивается в новое цифровое общество, что делается, чтобы идти в ногу со временем?

– «Почта России» – главная коммуникационная система страны. Потоки информации, которые мы передаем, возрастают, и переход в «цифру» неизбежен. Мы хотим быть современной компанией, и мы чуть больше месяца назад преобразовались из ФГУП в акционерное общество. На самом деле цель этих преобразований – не отставать от времени, следовать за теми запросами, которые сейчас стремительно меняются. Меняются отправители и получатели писем. Раньше люди переписывались друг с другом, сейчас идет переписка между органами власти и населением. Сейчас почта старается не только доставить письмо, но и оказать комплекс услуг. Доставить письмо – и сразу принять штраф, оплату коммунальных услуг, налоговый платеж, выдав при этом чек. Это можно сделать и на дому у клиента через мобильные почтово-кассовые терминалы. Потребности людей растут, именно поэтому организация должна быть конкурентоспособной. Сейчас россияне активно используют каналы интернет-торговли и получают товары из разных стран. В связи с этим нашей приоритетной задачей было снизить время ожидания в отделениях почтовой связи. И цифровые технологии, безусловно, помогают нам в этом. Одним из последних достижений, которые явно оценило население, стала простая электронная подпись. Единожды заполнив паспортные данные в заявлении на оформление электронной подписи, в следующий раз уже не надо заполнять извещение и предъявлять паспорт. Достаточно назвать код из СМС и получить корреспонденцию. Времени на это уходит в несколько раз меньше. Раньше оператор тратил время на то, чтобы найти пакет по номеру в извещении. Сейчас стеллажи стоят за спиной у оператора в открытой зоне. Организована система адресного хранения, за каждым отправлением закреплено свое место на полке, и есть подсказка в компьютере, где искать те или иные письма и посылки.

– Эта автоматизированная программа уже имеется во всех почтовых отделениях?

– Да, программа внедрена во всех 877 отделениях почтовой связи, расположенных на территории Тверской области. Несмотря на то что большинство из этих отделений убыточны из-за сложной логистики и больших расстояний, мы обеспечиваем хороший уровень сервиса, сокращаем сроки доставки, и в этом нам также помогает цифровизация почтовых услуг. В момент приема информация о почтовом отправлении попадает в систему, и в месте выдачи информация по этому почтовому отправлению появляется заблаговременно, благодаря чему мы можем спланировать свои ресурсы. Сейчас идет пиковая предновогодняя нагрузка, на почте большое количество почтовых отправлений, которые нам надо вручить. Добавляют работы и сезонные распродажи типа «черной пятницы», «киберпонедельника».

– Как складываются отношения с большими поставщиками, такими как AliExpress?

– С крупнейшими интернет-магазинами у нас заключены прямые контракты. Это позволяет сокращать сроки и становиться в этом смысле наиболее конкурентоспособной компанией.

 

Почтальон – живая профессия

– Как обновляется почта в Тверской области?

– Тверской регион в России на хорошем счету, мы предоставляем много услуг в селе, стараемся обновлять свои отделения связи. Ведь для клиента почта – это отделения связи. Наверное, вы и по Твери замечаете, как это происходит. Обновили 1-е отделение связи, 43-е и 26-е. Безусловно, ремонтные работы ведутся по мере появления средств. Но огромная работа идет и за пределами отделений. Мы обновляем автопарк, меняем логистические маршруты, ускоряем процесс обработки почты. Наряду с обновлением инфраструктуры мы повышаем уровень мотивации работников – весной всем почтальонам, операторам, начальникам отделений связи и их заместителям будет увеличена заработная плата. В среднем рост составит 20%.

– Много говорится об идее сделать почтовое отделение центром притяжения в сельской местности, где будет и торговля, и возможность выпить чай и кофе, и получить консультацию врача или юриста.

– Центрами притяжения почтовые отделения являются по определению, это всегда был главный центр информации и общения. Люди собираются в отделениях почтовой связи, обсуждают разные вопросы. Недавно на одном из центральных телеканалов прошел сюжет, как кого-то разыскивали в Бологом. И информацию смогли получить только у почтальонов – только они знали, что разыскиваемые люди жили в Бологом, но уеха- ли. У почтальона максимальная информация, он, как правило, работает на своем месте десятки лет. На мой взгляд, почтальон – это как педагог или медицинский работник, это люди, которые любят свою работу, любят людей.

– Как у вас с кадрами, идет ли к вам молодежь?

– Молодежи особенно много в городских отделениях: им удобно совмещать работу и учебу. Многие после выпуска остаются работать на почте. У нас есть программа карьерного роста, обучения, наставничества. Из почтальонов молодые ребята и девушки вырастают в операторов, далее есть возможность занять позицию заместителя, а потом и начальника почтового отделения. Если у человека есть желание развиваться, то «Почта России» с радостью даст ему эту возможность и ресурсы, среди которых внутреннее дистанционное обучение и корпоративный университет.

 

Признание заслуг тверской почты

– Я знаю, что «Почта России» в Тверской области – центр компетенции для 11 регионов России. Что это значит? Какую это накладывает ответственность?

– Почта – это коммерческая организация. С 2015 года мы не получаем государственных субсидий и работаем на самоокупаемости. В России сейчас больше 80 управлений федеральной почтовой связи. Они поделены на 10 макрорегионов. Тверь была признана центром компетенции среди областей, которые вошли в макрорегион «Центр». Это Тула, Калуга, Рязань, Брянск, Смоленск, Кострома, Ярославль, Владимир, Иваново, Орел. Все они подчиняются Твери.

Почему Тверь? УФПС Тверской области всегда показывало самые высокие показатели по всем почтовым и финансовым направлениям, что год от года подтверждало высокую компетенцию наших сотрудников. Я очень горжусь своим коллективом, их достижениями! Хочу отметить, что благодаря правильному, «боевому» настрою мы показываем очень хорошие результаты.

 

Современные услуги приходят в глубинку

– Объем посылок в связи с интернет-торговлей вырос?

– Дистанционная торговля компании «Отто Групп Russia» давно сконцентрировалась в Тверской области. Сегодня развивается «Озон», у нас серьезное сотрудничество на уровне центрального аппарата нашего акционерного общества, открываются новые точки совместно с «Почтой России» в других регионах. Тверь является передовой пилотной площадкой. Все, что отрабатывается в Твери, потом транслируется на Россию. Мы хотим стать надежным партнером для лидеров онлайн-торговли, что, безусловно, стимулирует нас работать над ростом качества и оказания услуг. Сроки перевозки, пересылки посылок и писем сокращаются, мы ужесточаем требования к себе и тем самым повышаем уровень клиентского сервиса.

– И главное, что это позволяет людям в отдаленных населенных пунктах чувствовать себя неоторванными от цивилизации: открыли каталог, что-то заказали, пришли в ближайшее почтовое отделение и забрали свой заказ.

– В этом и есть смысл дистанционной торговли, ее основная задача. Люди могут пользоваться благами цивилизации вне зависимости от места своего проживания. Это удобно, и почта им в этом помогает. Это значительно улучшает качество жизни населения. Кроме того, тверитяне могут получать свои заказы в том числе через курьерскую службу. Подразделение курьерской службы есть в Вышнем Волочке, Твери.

– Я заметила, что в этом году стала часто бывать на почте, и думала, это совпадение. Как-то так получается, что одна моя знакомая из Палеха присылает мне свою картину, другая знакомая из Москвы – книгу. Я получаю на почте бандероли буквально через три дня и быстро ухожу из почтового отделения, потому что очереди нет.

– Да, это результат планомерной работы. Вы подняли интересную тему. Почта дает новые возможности для развития малого и среднего бизнеса, который является основой экономики любого государства.

 

Последняя миля до села

– Чтобы получить госуслуги, сельским жителям надо ехать в райцентр. Может почта, как последний представитель государства на местах, помочь людям в этой ситуации?

– Часто в селах нет даже фельдшеров, аптеки тем более нет. Крупные торговые сети туда точно не зайдут. Наш почтальон – единственная связь с большим внешним миром для сельских жителей. Исторически почтальонам все доверяют, им всегда откроют дверь. Наша широкая сеть отделений почтовой связи позволяет решать государственные задачи. Мы, действительно, та структура, которая, собрав лучший опыт других стран, станет в перспективе центром жизни.

Мы решаем государственные задачи – все граждане России, в том числе пенсионеры на селе, имеют доступ к финансовым услугам благодаря наличию окон «Почта Банк» в наших отделениях. На почте есть и представители банка, и наши операторы, которые могут подготовить правильную документацию, отправить заявку на кредит. Безусловно, поддержание такой инфраструктуры требует немалых затрат. Но клиентоориентированность наших отделений растет, и, значит, растет количество желающих пользоваться нашими услугами.

– Акционирование может дать новые возможности? Не уведет ли оно от традиционных задач почты?

– Мы остались государственной компанией. Наш акционер – это Российская Федерация, у нее все 100% акций. Мы будем продолжать реализовывать нашу социальную функцию. Более того, мы готовы ее расширять. Почта может помочь доставить лекарства на село, собрать документы, провести опрос, передать документы в соц- защиту, чтобы человеку могли автоматически сформировать положенную ему выплату, проинформировать и опросить людей. Акционирование делает почту более конкурентоспособной, более самостоятельной в своих решениях. Коммерческие структуры должны быстро реагировать на потребности рынка.

– Тверская область находится в уникальном географическом положении, и нужно развивать логистическую сферу. Об этом говорили лет 15 назад, и многое в этом отношении сделано.

– Безусловно, мы будем продолжать реализовывать свой географический потенциал. Сегодня наша тверская почтовая команда оптимизирует все процессы в макрорегионе, показав на примере Твери, что мы можем обрабатывать большие объемы корреспонденции, снижая сроки обработки и себестоимость.

– Спасибо вам за очень интересный рассказ о том, как меняется «кровеносная система» страны, и о новшествах в знакомой всем с раннего детства работе почты. Надеюсь, мы продолжим этот разговор.

– Обязательно!

Мария ОРЛОВА

171 0
Лента новостей
Прокрутить вверх