Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Транспортная модель убивает тверской бизнес? Поговорили с экспертами о переделе рынка перевозок в городе

В августе мы уже писали о том, что в 2020 году в Твери и Калининском районе собираются внедрить новую транспортную модель. Но с тех пор эта тема стала обрастать новыми событиями. Транспортную схему немного изменили, перевозчики массово подали в суд на Минтранс, а торги тем временем собираются провести уже в октябре. Эксперты рассказали журналисту «Каравана» о том, что происходит.

 

Маршрутная схема и суды с Минтрансом

Изначально в транспортную схему собирались внести радикальные изменения: отменить 25 маршрутов, а добавить только 11. После того как такой вариант развития событий раскритиковали сами жители, решено было все-таки сохранить большинство маршрутов. Планы по ликвидации троллейбусов подтвердились, их заменят автобусные маршруты. Так как контактная сеть их не ограничивает, маршруты этих автобусов решено продлить. Например, автобус, который заменит троллейбус № 2, будет ходить до «Глобуса», а не до бульвара Профсоюзов.

Но пока полную транспортную схему никто не представил, надеемся, что мы и жители города сможем увидеть ее хотя бы в начале следующего года. По идее, новая транспортная модель должна начать работать уже с этого года. Это неплохо, особенно с учетом того, что сейчас к маршруткам у жителей есть большое количество претензий, давно нужно радикально менять качество обслуживания и манеру вождения большинства водителей, а на некоторых маршрутах количество транспорта и сами автобусы.

Остаются вопросы еще и потому, как власти поступили с бизнесом. На данный момент все идет к тому, что людей просто уберут с рынка, не дав доработать даже до истечения контрактов. Не удивительно, что в конце сентября перевозчики массово подали на Минтранс в суд, чтобы оспорить его действия.

Повышение цены за проезд – это, вероятно, еще один из ходов перевозчиков в этой «транспортной войне». С 14 октября в ряде маршруток (№ 6, 7, 9, 24, 27, 33к, 55, 177, 204, 205, 222, 223, 228) стали брать с пассажиров 30, а не 25 рублей. В Тверской федеральной антимонопольной службе решили, что перевозчики нарушили пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. В соответствии с ним признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению цен (тарифов).

О введении транспортной модели и судах мы поговорили с тверскими экспертами.

 

Введение транспортной модели затянется на год

Владимир Исаев, эксперт в транспортной сфере:

– Обращение в суд – это адекватная реакция перевозчиков на то, что происходит. Сложно сказать, какую сторону займет суд, ситуация противоречива. С одной стороны, закон дает право менять виды регулярных перевозок, с другой стороны, перевозчик вправе работать до конца действия срока свидетельства. Думаю, что это затянется надолго, возможно, дойдет до Верховного суда.

Есть несколько вариантов развития событий. Первый. Если удастся закупить подвижной состав в срок, то перевозчики уйдут с маршрутов. Но могут возникнуть сложности с набором водителей. Нужно время на обучение людей, не все смогут сразу управлять автобусами большой вместимости. Второй. Автобусы будут закупать поэтапно. Тогда часть бизнеса останется работать, но постепенно перевозчиков будут вытеснять. Затянется, думаю, и введение новой транспортной модели минимум на весь 2020 год.

Что касается трамвая, в том виде, в котором он был представлен в Твери, этот транспорт не перспективен. Увеличение количества личного транспорта привело к тому, что необходимо расширять проезжую часть. Но, если найдутся средства на строительство «выделенки» для трамваев, тогда в этом есть смысл. Но опять же, не каждая улица может ее вместить, у нас они были на участках от вокзала до площади Капошвара, от Горбатого моста до Артиллерийского переулка, можно построить маршрут через эти улицы и несильно загруженные, например, пустить по набережной. Но это все требует больших вложений. По троллейбусам не могу сказать по финансовой составляющей, говорили, что основная причина их ликвидации – это дорогостоящий ремонт контактной сети. Но я и не могу сказать, что этот вид транспорта обязателен, если на смену ему придут современные автобусы 5–6-го класса экологичес-
кой безопасности.

 

Вместо новых автобусов могут закупить б/у

Владимир Густов, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Тверской автотранспортный союз»:

– Я могу объяснить, почему перевозчики приняли решение подавать в суд. В прошлом году администрация провела конкурсы на маршруты, были выданы транспортные карты, которые действуют до 2022–2023 годов. Были закуплены транспортные средства, взяты кредиты. А правила игры резко изменились. Президент часто говорит о стабильности, а в данном случае ее нет, малый бизнес просто выкидывают с рынка. Сложно сказать, на чью сторону встанет суд, при спорах с органами власти разбирательство приобретает еще и политический характер. Но предприниматели готовы дойти до Верховного суда, Конституционного суда, если потребуется.

Представители Минтранса уже заявили о проведении торгов на маршруты. План закупок размещен на официальном сайте zakupki.gov.ru. Но пока никакой информации о сроках проведения нет. Возможно, они ждут решений суда. Но скорее всего, торги проведут, а потом в суде скажут, что все уже сделано, а если отменять результаты конкурсов, будут нарушены права неопределенного круга лиц. Такое уже проворачивали не раз. По плану закупок суммы большие, речь идет о контрактах на 100 млн. Для участия в торгах нужен обеспечительный платеж, у местного бизнеса после закупки транспорта точно нет таких свободных денег. Тем самым круг участников сокращается.

Кроме того, я так и не увидел окончательной транспортной схемы, есть только наметки. Должен быть документ планирования, где прописаны все шаги, в том числе резкие изменения транспортной схемы. Его должны обсуждать с предпринимателями и пассажирами, у нас же просто приняли постановление без обсуждений, потому что кому-то так захотелось.

До февраля вряд ли успеют закупить такое количество новых автобусов, не думаю, что заводы успеют произвести их. Есть предположение, что будут закупать б/у автобусы, например, из Москвы. Думаю, в 2020 году на маршрутах будут московские автобусы, часть новых и привлекут перевозчиков из Твери и Тверской области, дадут им поработать какое-то время. В феврале точно не будет резких движений, предполагаю, что будут закрывать глаза даже на нарушение законов.

 

Если будут следовать плану, все получится

Станислав Петрушенко, депутат Законодательного Собрания Тверской области:

– Я не могу комментировать то, на чью сторону суд встанет в этом деле, потому что в суде перевозчики пытаются оспорить и Закон Тверской области. Что касается транспортной модели, насколько я знаю, работа ведется. Я думаю, что переговоры с производителями транспорта проведены, заводы заинтересованы в получении заказов, сейчас они работают в несколько смен, поэтому проблемы с поставкой автобусов вряд ли будут. Если все будет делаться так, как запланировано, все получится. Меня, как бизнесмена, беспокоит то, как поступают с перевозчиками. Сейчас прорабатываются варианты, при которых они смогут продолжить работу.

«Караван» продолжит следить за дальнейшим развитием событий.

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.


яндекс.ћетрика