Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Что творится на рынке такси. Поддельные права, машины и водители

Возможно, сейчас кто-то работает в агрегаторе такси, используя ваше водительское удостоверение. Не удивляйтесь, если за вами приедет не тот человек и не та машина, которая указана в вашем приложении. Водители часто используют подложные рабочие аккаунты, документы и работают одновременно в нескольких агрегаторах. А самое главное, непонятно, кто отвечает за вашу безопасность. В Госдуме РФ рассматривается законопроект «О такси», который призван изменить эту ситуацию.

 

Вы уверены, что знаете своего водителя?

Главный агрегатор такси в стране и Твери – «Яндекс.Такси». О подноготной его работы нам рассказали местные водители компании. Они утверждают, что сейчас процедура регистрации – формальный вопрос. «Яндекс» не будет проверять подлинность ваших прав, поэтому многие водители часто используют подложные документы. Многие водители заводят пять-шесть липовых аккаунтов, поэтому не боятся негативных оценок со стороны пассажиров. Таксопарки, которые являются прослойкой между «Яндексом» и водителем, условны и не несут никакой ответственности. Они могут находиться даже в другом регионе.

– В 30% случаев к вам на заказ приедет не тот человек, который заявлен в приложении. Часто вам может быть подана даже не та машина.
«Яндекс.Такси» никак не отслеживает местонахождение своих автомобилей. Водитель под одним аккаунтом может отработать в Твери, а уже через пять минут кто-то начнет работать по нему же, допустим, в Санкт-Петербурге. Делается это очень просто – с помощью передачи друг другу кода доступа, который присылает «Яндекс», – рассказывает водитель агрегатора в Твери Егор. – Каждые десять дней «Яндекс» проводит фотопроверку машины, чтобы убедиться, что она в рабочем состоянии. Это обходится очень просто. Куча автомашин съезжается в одно место, и все фотографируются с одним комплектом номеров.

В этом вопросе главное для пассажира – безопасность. Если парк, где зарегистрирована машина, находится, допустим, на Чукотке, а сам водитель ездит под липовым аккаунтом, то непонятно, кто будет отвечать за последствия ДТП, если оно вдруг случится.

Сейчас средний чек поездки по Твери с учетом 20%-ной комиссии «Яндекса» и таксопарка составляет 150 рублей. Водители зарабатывают чуть больше 120 рублей. Еще десять лет назад средний чек за поездку был 200 рублей. За месяц работы в такси, как рассказывают водители, можно на своей машине заработать в районе 70 тысяч рублей, а на арендованной – 30–40 тысяч чистыми. Для этого придется работать по 16 часов в сутки и почти без выходных.

«Яндекс.Такси» говорит, что страхует свои машины на 2 миллиона рублей. Но, как утверждают водители, агрегатор не стремится брать на себя ответственность.

– В Москве один водитель погиб, когда ехал на заказ «Яндекс.Такси». Агрегатор сказал, что нет никаких доказательств этого факта, – говорит Егор. – Получается, что страховка действует только в момент, когда ты везешь пассажира. А если ты едешь на заказ или с заказа и вдруг попал в ДТП, то ничего никому не сможешь доказать.

Возможно, сейчас кто-то работает в «Яндекс.Такси», используя ваше водительское удостоверение. И это не шутка. Водители рассказывают, что все номера водительских удостоверений, которые попали в интернет, используются для регистрации в агрегаторе. Делается это просто: водитель распечатывает удостоверение с вашим номером, проходит с ним фоторегистрацию и начинает работать. И самое интересное, число аккаунтов никем и ничем не ограничено. По одним документам могут работать даже 15 человек.

Мы с интересом выслушаем точку зрения «Яндекс.Такси» на все приведенные здесь факты. Сейчас ясно одно: нашей стране нужен новый закон о такси.

 

Тверской закон «О такси» промониторят

– Пока нет федерального регулирования работы такси, мы можем рассматривать этот вопрос с точки зрения безопасности, – говорит председатель постоянного комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Законодательного Собрания Тверской области Станислав Петрушенко. – Да, сейчас эта услуга может быть небезопасной для граждан. Лично я и сам иногда пользуюсь услугами агрегаторов. Я выбираю более дорогой и комфортный уровень. В этом случае на хорошей машине приезжают не иностранцы, а жители нашего города. Они ведут себя культурно и возят безопасно. Лучше заплатить дороже, но быть уверенным в своей безопасности.

В Тверской области есть свой закон «О такси», который был принят в 2011 году. Тогда он наделал много шуму. Водителей обязали получать лицензии на работу, устанавливать тахографы, таксометры и другую аппаратуру. Но вскоре был изменен федеральный закон, регулирующий эту сферу. В итоге оказались в проигрыше самые добросовестные компании и водители. А несколько лет назад рынок начали подбирать под себя агрегаторы. Сейчас «Яндекс.Такси», по сути, монополист в большинстве городов страны.

– Областной закон о такси еще действует. Его мониторинг будет закончен только до конца года. Сейчас муниципалитеты дают нам свои оценки и предложения, – говорит Станислав Петрушенко.

Но, прямо говоря, областной закон «О такси» сейчас никак не влияет на ситуацию. Лицензию водители получать не обязаны, так что проверять нечего. В законе прописано, что в области могут работать только белые и желтые такси, но на это все просто закрывают глаза. Никаких рейдов по проверке работы такси ГИБДД и Министерство транспорта Тверской области давно не проводят. Рынок живет сам по себе в ожидании федерального закона.

 

Приструнить агрегаторов

В первом чтении федеральный закон «О такси» был принят в 2018 году. Его рассмотрение во втором чтении долгое время откладывалось и должно состояться этой осенью. В документ внесено более 300 поправок!

В законопроекте прописано, что работать в такси смогут только люди с российским гражданством и водительским стажем не менее трех лет. Каждый таксист должен будет получить разрешение на работу, которое будет действовать пять лет. Машины будут оснащены тахографами или ГЛОНАСС, чтобы контролировать режим труда и отдыха водителей. Обсуждается вопрос государственного регулирования цен на такси.

Но главный вопрос закона – статус агрегаторов. Если в законе будет прямо и точно прописана их ответственность за оказание перевозок (и санкции за несоблюдение закона), то все быстро встанет на свои места. Всем же очевидно, что именно «Яндекс» диктует свои условия водителям. Это просто нужно ввести в законное поле.

И этому может поспособствовать Тверская область. Постоянный комитет по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам ЗС Тверской области поддержал обращение Орловского областного Совета народных депутатов в Государственную думу. Законодатели просят своих федеральных коллег четко и понятно прописать ответственность агрегаторов и таксопарков.

«Считаем необходимым закрепление в законопроекте норм, устанавливающих обязанность служб заказа такси, действующих при заключении договора перевозки от своего имени, осуществлять контроль за соблюдением перевозчиками требований к режиму труда и отдыха водителей, проведением ежедневного предрейсового медицинского осмотра водителей, техническим состоянием транспортных средств», – сказано в обращении.

В Государственной думе обещают принять закон «О такси» уже в 2019 году, но верится в это с трудом. Но рано или поздно он все-таки будет принят. Затем несколько лет уйдет на то, чтобы этот закон начал работать. Возможно, поездки на такси подорожают, но точно станут более безопасными как для пассажиров, так и для водителей.

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.


яндекс.ћетрика