«Оцифровка глупости» Куда могут завести игры чиновников

15.10.2019, 15:06

Министерство цифровизации и министерство демографии Тверской области – то, без чего, по мнению губернатора Тверской области Игоря Рудени, регион не справится с новыми национальными проектами, которые являются инструментом начавшегося транзита власти.

 

Цифровизация как замена модернизации

Это отражает понимание нашей нынешней элитой любых реформ. Все выливается в высокую степень участия государства в любых экономических, политических и бизнес-процессах и имитацию перемен, спрос на которые уже трудно не заметить.

Цифровизация изначально понималась как развитие современного информационного общества в двух направлениях. Во-первых, это создание глобальных цифровых библиотек документов и фотографий, находящихся в сотнях и тысячах архивов мира. Во-вторых, ожидалось, что цифровые технологии упразднят целые классы клерков и традиционного чиновничества и многократно ускорят все мировое делопроизводство. Однако за последние 15 лет всеобщей цифровизации эти ожидания не оправдались. Лишь немногие архивы библиотек стали действительно доступны для удаленных пользователей. А количество бюрократов, пусть даже вооруженных цифровыми аккаунтами, не только не уменьшилось, но даже увеличилось.

По факту так называемая цифровизация оказалась скорее имитацией, если не профанацией технологического прогресса.

В понимании нынешней правящей верхушки цифровизация – это замена модернизации, которая в итоге может оказаться ловушкой для тех, кто призывает к модернизации и реформам. «Оцифровать можно и явную глупость», – писал наш ушедший год назад главный редактор Геннадий Климов. И уже сейчас мы наблюдаем повсеместное стремление оцифровывать чудовищные бюрократические наслоения, накопившиеся во всех сферах жизни. Функции в ведомствах дублируются, идет огромный поток поручений и такой же огромный поток отчетности.

Своим цифровым рейтингом озабочены чиновники от образования, медицины, социальной сферы. А в результате учителям, преподавателям вузов, врачам и социальным работникам некогда заниматься людьми – они оставляют «цифровые следы» везде, где можно и где нельзя.

Политические элиты сейчас пытаются заменить технократами, от которых не требуется принимать политические решения, они должны помогать высшему слою править дальше без каких-либо социальных эксцессов. То есть технократически улучшать наш с вами быт, не меняя политического фундамента.

Высший слой – это наследники завоеваний эпохи перестройки, те, кому сейчас под 70, у кого даже электронной почты нет, и те, кто до сих пор воспринимает интернет как «проект Госдепа». Понятно, что они осознают свою некоторую ущербность и рассчитывают, что им на помощь придет цифровизация, которую обеспечит бойкая 40–50-летняя «молодежь», те самые технократы, которых сейчас штампуют на различных управленческих тренингах и направляют в губернии и министерства.

Бойкий молодой (с точки зрения своих 70-летних покровителей) губернатор Игорь Руденя на технократа, исходя из его прошлого, не тянет. Он, напомню, бывший сотрудник ГАИ, то ли окончивший, то ли нет пищевой институт и дополнивший резюме окончанием Академии ФСБ. Технократы все же учились минимум в РАНХиГС, а еще лучше в Физтехе.

Впрочем, лицо у Игоря Михайловича смышленое и мозги соображают быстро. И поскольку основная политическая задача, которая стоит перед управленцами его поколения, продлить «угасание» существующей системы, задача эта ему вполне по плечу. Министерство цифровизации Тверской области – это шаг на пути к имитации модернизации.

 

«Печать зверя»

Впрочем, имитация модернизации и даже «оцифровка глупости» – это самое безобидное, с чем мы можем столкнуться. Возможно, нашим «кремлевским старцам» уже рассказали про внедренную в Китае систему «социального рейтинга».

Удивительно, но в коммунистическом государстве КНР оператором «социального рейтинга» стала частная компания «Алибаба», эту систему изобрел гуру сетевого бизнеса Джек Ма. Суть в том, что у человека, исправно покупающего товары, вовремя платящего кредиты, оплачивающего налоги и ЖКХ, не нарушающего правила дорожного движения и т.д., рейтинг повышается, и ему даются дополнительные бонусы и скидки. Но стоит, например, перестать выплачивать кредит или задолжать за ЖКХ, рейтинг снижается, и наступает поражение в правах – вплоть до запрета покупать билеты на самолет или скоростные поезда, а также останавливаться в приличных гостиницах и обедать в приличных ресторанах. То есть тот, у кого низкий социальный рейтинг, скатывается на маргинальный уровень и вынужден практически бомжевать.

Этот способ контроля над населением может вполне устроить наследников Сталина и Дзержинского. Несмотря на то что еще Иоанн Богослов описывал такие шутки в «Апокалипсисе» («всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание»), а наши чиновники дюже православные, подозреваю, что ничего в социальном рейтинге их не смутит. Так что на всякий случай приготовимся. Одно утешение, если это случится – значит, конец света скоро.

 

Лукашенко вместо Медведева?

Возвращаясь к способам транзита власти. Сейчас власть нуждается не просто в одном преемнике, как это было во времена Бориса Ельцина, а также в середине правления Путина, необходимо поколение-преемник. Сращение с властью не передается по наследству, и те, чьи сверхкапиталы были созданы исключительно благодаря близости к Кремлю, думают о том, как не потерять свои позиции после 2024 года. Конкретно преемником Путина в 2024 году может быть Дмитрий Медведев, Сергей Шойгу, Сергей Собянин и даже сам Путин. Но суть проблемы от этого не меняется, все равно идет смена поколений.

Причем вышеупомянутая «молодежь» средних лет, из которой черпают «губернаторов-технократов», тоже уже не займет вершин власти. Это как в 1980-х, поколение руководителей-фронтовиков сразу сменили 30-летние, «дети войны» (за исключением самого Ельцина) уже были мало на что способны.

Как известно, из прошлого кризиса 2012–2013 годов, связанного с транзитом власти – рокировкой Медведев – Путин, наша властная элита вышла за счет истории с присоединением Крыма. На некоторый момент был организован всплеск народного энтузиазма, эффект которого рассеялся лишь через несколько лет. До сих пор центральное телевидение не может отойти от темы Украины, но сейчас эта проблематика скорее нервирует и отвращает зрителя от просмотра передач разного рода «вечерних мудозвонов» (цитата из новой песни Бориса Гребенщикова).

Повторить «крымский эффект» власть бы очень хотела, но где взять новый Крым? Как мы узнали из приближенных к администрации президента источников, серьезно рассматривается версия создания союзного государства Россия – Беларусь. Новое государство, новый старый президент… В декабре 2019 года ожидается подписание нового союзного договора между Россией и Беларусью, и именно это должно стать первым шагом к объединению. На мой взгляд, тут есть одно, но очень большое препятствие – батька Лукашенко. Вряд ли этот сильнейший и хитрейший на постсоветском пространстве политик захочет уступать свое место главного президента нового государства Владимиру Путину.

Вообще, человек предполагает, а Бог располагает. Лично я больше верю в концепцию турецкого социолога и экономиста Нессима Талеба относительно «черных лебедей» – труднопрогнозируемых событий, которые могут кардинально изменить все. Откуда не ждешь – оттуда и прилетит.

 

Ржевский мемориал как политический инструмент

Однако версия про объединение с Беларусью очень нравится простому народу обеих стран и простому чиновничеству регионального уровня. Известно, что губернатор Игорь Руденя охладел к строительству Спасо-Преображенского собора, на кровлю для храма собирают старинным способом, который практиковался последние 20 лет, – всем миром. Видимо, эта история не принесла ему ожидаемых карьерных дивидендов.

Теперь главным проектом Тверской области стало строительство Ржевского мемориала. Ожидается, что Ржевский мемориал станет символом грядущего в 2020 году 75-летия Победы. Сомнительный символ в свете сегодняшнего дискурса, когда официальная пропаганда пытается представить войну веселой прогулкой под лозунгом «Можем повторить!».

Бои подо Ржевом стали одним из самых кровавых фрагментов Великой Отечественной войны, и самым бессмысленным к тому же. Полмиллиона погибших советских солдат, почти миллион раненых. Когда Ржев в 1978 году наградили орденом Отечественной войны, еще молодые тогда ветераны грустно шутили: «Немцам награду дали».

Советская историография замалчивала Ржевскую битву, само это понятие появилось только уже во время перестройки, когда усилиями местных историков Светланы Герасимовой и Олега Кондратьева с кровопролитных боев подо Ржевом была снята завеса молчания. До этого только душераздирающее стихотворение Константина Симонова «Я убит подо Ржевом» напоминало о страшных и мало чем оправданных потерях. Выжившие называли эти бои «ржевской мясорубкой».

На Ржевском мемориале будет написано: «Защитникам Ржева». Собственно, защищали (обороняли) его немцы, шесть сражений за город прошло в 1942–1943 годах.

Но тем не менее на уровне объединяющихся России и Беларуси Ржевский мемориал должен сыграть в следующем году большое идеологическое значение. Любопытный факт из жизни коллег: портал «Тверь-24» вошел в официальный пул СМИ при президенте Беларуси Александре Лукашенко. Мы знаем, что официального учредителя портала Александра Гамбурга по этому поводу уже задергали региональные чиновники и силовики, которые хотят быстрее установить контакты с вновь создающимися структурами.

Кстати, бывший депутат Госдумы от Тверской области Вадим Соловьев, член ЦК КПРФ, глубоко интегрирован в этот процесс: Лукашенко как-то проще с коммунистами, чем с либеральным блоком правительства РФ.

 

Нам готовят в губернаторы женщину?

Это, конечно, не значит, что Вадим Соловьев не собирается участвовать в борьбе за кресло губернатора Тверской области. Пока Игорь Руденя продолжает искать, куда уйти из региона с почетом и повышением, но не факт, что в следующем году его просто не снимут, дабы разнести по времени выборы губернатора и выборы депутатов Госдумы (иначе в 2021 году они совпадут и региональный негатив наложится на федеральную повестку).

Косвенный признак того, что выборы губернатора Тверской области могут случиться в следующем году, – консультации в партии «Справедливая Россия». Известно, что депутат Госдумы Алексей Чепа, бывший начальник Рудени по Аграрной партии России, недолюбливает Игоря Михайловича. Сейчас, по нашим данным, идет согласование кандидатур от СР с администрацией президента. Известно, что предлагают кандидата-женщину. Это новый поворот для нашего региона. Любопытно, кто это может быть?

Словом, осенний политический цикл только набирает обороты. Следите за нашими публикациями.

Мария Орлова

29 0
Лента новостей
Прокрутить вверх