Битва за маршрут. Что происходит на рынке междугородних перевозок Тверской области

01.10.2019, 15:34

На прошлой неделе Ространснадзор региона задержал три микроавтобуса, которые выполняли заказные рейсы между Тверью и Кимрами. Перевозчики обратились за помощью в прокуратуру, Следственный комитет и к уполномоченному по защите прав предпринимателей. Бизнесмены собираются бороться за свои транспортные средства и право работать. Наш еженедельник разбирался, почему эта ситуация произошла именно сейчас и как она повлияет на рынок междугородних перевозок в Тверской области.

Как сообщает Тверской автотранспортный союз, сотрудники Ространснадзора по Тверской области при участии сотрудников ГИБДД УМВД по региону задержали три автобуса, которые осуществляли заказные перевозки из Твери в Кимры и из Кимр в Тверь. Во всех случаях пассажиры были высажены, а автобусы отправлены на ответственное хранение либо на штрафстоянку. То есть использовать их перевозчики пока не могут.

И все это происходит в момент повышенного внимания к пассажирским перевозкам на региональном и федеральном уровнях. Напомним, что уже в 2020 году в Твери и Калининском районе будет создана новая система пассажирских перевозок. За все маршруты будет отвечать государственная компания, финансировать модернизацию транспортной инфраструктуры будет госкорпорация «ВЭБ».

Многие привычные городские маршруты будут изменены, а некоторые и вовсе упразднены. Насколько разумно и точно будет работать новая система пассажирских перевозок, покажет время. Главное, чтобы были учтены пожелания жителей и перевозчиков Твери. Пассажирские перевозки еще не раз окажутся в центре внимания в 2020 году.

В теме пассажирских перевозок есть и федеральная повестка. Тверская область участвует в нацпроектах. Транспортной отрасли в них отведена важная роль. К 2024 году по всей стране должна быть расширена и модернизирована железнодорожная и автодорожная инфраструктура. Ожидается увеличение пассажиропотока на транспорте общего пользования. Для центров экономического роста будут построены скоростные транспортные коммуникации.

То есть регионы России должны отремонтировать дороги, отладить и модернизировать работу сферы пассажирских перевозок. Для Тверской области это очень актуальный и экономически важный вопрос. И в момент, когда назрели ключевые изменения в транспортной отрасли региона, происходит странная и некрасивая история с маршрутом Тверь – Кимры – Тверь.

«Я 23 сентября на последнем рейсе ехала из Твери в Кимры на деловую встречу. Инспектор ГИБДД остановил автобус на Силикатке. В салон зашли сотрудники Ространснадзора по Тверской области. Они не представились, не показали документы и потребовали пассажиров покинуть салон, – рассказывает пассажирка Светлана Ермолаева. – Многие люди отказались выходить, ведь они купили билеты домой на последние деньги. К тому же в этот день автобусов до Кимр больше не было. В итоге автобус был отправлен на штрафстоянку вместе с пассажирами. За мной приехали родственники, а люди добирались до Кимр на такси».

В Тверском автотранспортном союзе отмечают, что главная претензия Ространснадзора к перевозчикам – отсутствие карты маршрута, но она требуется только для регулярных перевозок. Для заказных рейсов карта маршрута не нужна.

«Законодательство нашей страны никак не регулирует регулярность заказных перевозок, то есть перевозчик вправе осуществлять любое количество рейсов, если он соблюдает закон о заказных перевозках, – пояснили нам в Тверском автотранспортном союзе. – В случае с арестованными автобусами все перевозчики имели лицензии, договор фрахтования в форме заказа-наряда, с приложением списка пассажиров и соответствующей путевой документацией. Автобусы были технически исправны, проходили технический осмотр, водители – медицинский. С этим не спорят и представители Ространснадзора, которые арестовывали автобусы».

Они считают данную перевозку регулярной и объясняют арест автобусов необходимой мерой для предотвращения дальнейших нарушений. Однако Гражданский кодекс говорит о том, что аресты автобусов неприемлемы. Сотрудники Ространснадзора могли только составить протокол о возникшем с их точки зрения правонарушении. Об этом говорит и сложившаяся судебная практика. Подобные ситуации случались в Московской области. Суд вставал на сторону предпринимателей.

Теперь вынуждены отстаивать свои права через суд и тверские перевозчики. Они не смогут использовать три своих автобуса до тех пор, пока суд не отменит решение Ространснадзора. Судебные тяжбы могут длиться многие месяцы. Возможно, на это и рассчитывают сотрудники ведомства. Какова их мотивация?

Междугородний маршрут Тверь – Кимры – Тверь – очень показательный пример противоречивой ситуации, которая сложилась на рынке пассажирских перевозок региона. Согласно данным Министерства транспорта Тверской области, право на регулярные перевозки по этому маршруту с ноября 2015 года принадлежит ООО «Консульт-Центр». Это транспортная компания, созданная гражданской женой бывшего генерального директора предприятия областной собственности ОАО «Кимрское автотранспортное предприятие» (АТП).

По нашим сведениям, данное ООО долгое время по неизвестным причинам не осуществляло регулярные перевозки по выигранному маршруту. Тем не менее никаких штрафных санкций от министерства транспорта региона не последовало. На протяжении нескольких лет люди из Твери в Кимры добирались с помощью заказных перевозок от кассы «Автоэкспресс» у гостиницы «Турист» и с Тверского автовокзала.

Как ни удивительно, но с главного автовокзала региона совершенно открыто осуществляются заказные перевозки в самые разные города области. До недавнего времени существовал и подобный рейс в Кимры.

Сотрудничество с Тверским автовокзалом осуществляется по следующей схеме. Вокзал продает билеты и отдает перевозчикам деньги за вычетом своей комиссии. Часто вокзал задерживает выплаты на несколько месяцев. В таких условиях небольшим автотранспортным предприятиям выжить очень трудно. Именно поэтому многие предпочитают сотрудничать с частной кассой у гостиницы «Турист».

Совпадение или нет, но рейды Ространс-надзора начались в то время, когда ООО «Консульт-Центр» возобновило работу на маршруте Тверь – Кимры – Тверь. При этом другие заказные рейсы, которые осуществляются с Тверского автовокзала, Ространснадзор почему-то не проверяет.

Перевозчики считают, что в регионе начался очередной передел рынка в пользу компаний, которые сотрудничают с Тверским автовокзалом, а потому намерены бороться за свои права и равные условия доступа транспортных компаний на рынок.

Возникшая ситуация может разворошить улей противоречий рынка междугородних перевозок в Тверской области. Каким компаниям выданы карты маршрутов на осуществление регулярных перевозок в города области? Исполняют ли они свои обязанности? Какие маршруты в регионе не имеют перевозчиков и когда будут проведены новые конкурсы по их выбору? Почему частные компании осуществляют заказные перевозки с Тверского автовокзала, если Ространснадзор считает это нарушением закона? Вопросов возникает очень много, и очень хочется получить на них ответы.

Василий Стеклов

48 0
Лента новостей
Прокрутить вверх