Историческое письмо священников. Шесть тверских батюшек поставили подпись под призывом к милосердию и справедливости

24.09.2019, 16:48

Письмо священников Русской православной церкви в защиту фигурантов так называемого московского дела стало переломным моментом в духовном развитии нашего российского общества.

Напомним, что прошедшие летом несанкционированные митинги против недопуска к выборам в Московскую городскую думу породили ряд странных уголовных дел против людей, случайно выбранных из толпы. Одного из них, актера Павла Устинова, который не участвовал в акциях протеста, а просто стоял в центре Москвы и читал что-то в своем телефоне, на прошлой неделе пытались посадить на три с половиной года, обвинив в причинении вреда здоровью росгвардейца – якобы при задержании Устинова тот вывихнул плечо. История с Павлом Устиновым вызвала большой резонанс среди его коллег-актеров, в его защиту высказались многие звезды театра и кино.

 

«Валаамова ослица» заговорила?

Вслед за актерами возвысили свой голос те, от кого меньше всего этого ожидали, – священники РПЦ. К сожалению, современные медиа рисуют очень дремучий образ нашего духовенства, регулярно цитируя наиболее одиозных его представителей, таких как о. Всеволод Чаплин, о. Дмитрий Смирнов, о. Андрей Ткачев, которые то призывают детей пороть, то жен бить. В то время как 90% российских священников – это образованные мыслящие люди, которые пришли в церковь на волне 1990-х в поисках смысла жизни и, кстати, свободы.

Другое дело, что наши батюшки сегодня – народ подневольный. Вопреки распространенному мнению зарплату они получают от доходов своего храма и всецело зависят от правящего архиерея. Пошлет владыка священника поднимать историческую руинированную церковь в деревне, где не осталось населения, – и все, матушка с детьми могут умереть с голоду. Поэтому свое свободомыслие наши священники держат при себе, стараясь по минимуму выступать в СМИ, и только по абсолютно неполитическим вопросам.

Но тут это правило дало сбой. И чиновники Московской патриархии стали пытаться сформулировать, почему им это не нравится, как это часто бывает, используя жанр доноса. Заместитель председателя отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Русской православной церкви Вахтанг Кипшидзе раскритиковал письмо священников в поддержку обвиняемых по «московскому делу». Он заявил, что текст письма является политической декларацией, которыми можно только «бороться с властью». Вместо этого священники должны воспитывать верных правосудию судий и честных правоохранителей, заявил он. Его коллега Александр Щипков вообще назвал письмо политической акцией и провел аналогии с 1917 годом. Мол, тогда священники заинтересовались политикой, и к чему это привело?! Некоторые консервативные критики докатились до того, что, по их мнению, священник не имеет права сам печаловаться о непорядках в обществе, но должен делегировать это право своему епископу или митрополиту.

Но прошло несколько дней, в судьбе фигурантов «московского дела» наметились положительные перемены, и риторика чиновников от православия, решивших, что они вправе одергивать людей, облеченных саном священника, стала более умеренной. Видимо, они почуяли какую-то перемену ветра.

 

Санкций от владыки
Саввы не было

Признаюсь, нас очень волновала судьба подписавших письмо батюшек. Известно, что в некоторых епархиях тех, кто подписался под письмом, заставляли писать объяснительные. К счастью, у нас митрополит Тверской и Кашинский Савва – человек умный и никак не отреагировал на то, что шесть клириков из Тверской и Бежецкой епархий тоже поставили свои подписи под этим письмом. Сейчас под письмом уже 184 подписи, батюшки продолжают подписывать его на сайте «Правмир».

Одним из первых подписался тверской протоиерей Александр Шабанов, настоятель храма Арсения Тверского, специалист по кельтскому христианству. Затем – отец Вячеслав Баскаков, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при медицинском центре имени Аваева. Подписали письмо отец Георгий Белодуров, настоятель Свято-Никитского храма в Твери, отец Сергий Губской-Борисов, клирик Вознесенского собора Твери, директор детской школы хорового пения, отец Георгий Гагарин, заштатный клирик Тверской епархии, а также протоиерей Валентин Бонилья, настоятель Знаменской церкви села Вырец в Лихославльском районе (Бежецкая епархия).

По большому счету эти священники сделали для церкви очень важное дело. Они показали миру, что православные – это христиане и помнят заповеди Христовы, а не только Домострой. Напомним, Христос сам был распят как политический преступник по клеветническому оговору. И такая же судьба постигла почти всех апостолов. Так кому же и печалится о происходящем в стране, как не христианским священникам?

Мы приводим текст этого исторического письма.

Открытое письмо священников в защиту заключенных по «московскому делу»

«Исполняя пастырский долг печалования о заключенных, мы, священники Русской Православной Церкви, каждый от своего имени, считаем своим долгом выразить убеждение в необходимости пересмотра судебных решений в виде тюремных сроков, присужденных ряду фигурантов «московского дела».

Один из осужденных, Константин Котов, не совершая никаких насильственных действий ни в отношении представителей власти, ни других граждан, был подвергнут беспрецедентно жестокому наказанию. Вся «преступная» деятельность этого человека заключалась в заступничестве за других заключенных, при этом исключительно мирными средствами. Нам было горько узнать о том, что одним из вещественных доказательств, изъятых у него, был самодельный плакат со словами протоиерея Александра Меня «Милосердие – то, к чему мы призываем» и призывом к обмену пленными с Украиной. Спустя 29 лет после убийства отца Александра, нераскрытого следствием, его слова продолжают быть актуальными и звучат как укор нашему ожесточенному обществу. Что касается обмена пленными между Россией и Украиной, который совершился после ареста и суда над Константином Котовым, то он однозначно был поддержан Русской Православной Церковью, и оценивать его как призыв к противоправным действиям нелепо.

У нас вызывает недоумение отказ судьи приобщить к делу видеозапись, доказывающую невиновность Константина Котова и противоречащую показаниям полицейских, которые повторяют друг друга дословно. Мы хотим напомнить всем, кто давал или будет давать показания по этому и другим делам, слова Священного Писания: «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет» (Притч. 19.9). Лжесвидетельство делает человека соучастником суда над Спасителем, который был также основан на показаниях лжесвидетелей (Мф. 26.60).

Мы надеемся, что с других фигурантов дела, которые ожидают суда и не обвиняются в насильственных действиях (в частности с Алексея Миняйло, православного человека, активно вовлеченного в социальную и благотворительную работу), будут сняты обвинения и они окажутся на свободе в ближайшее время.

Мы категорически выступаем против любого проявления насилия как со стороны демонстрантов, так и со стороны представителей власти, обязанность которых – обеспечивать безопасность граждан, включая самих демонстрантов.

В отношении фигурантов «московского дела» вызывают наше недоумение приговоры суда в сравнении с другими, гораздо более мягкими приговорами, которые вынесли российские суды обвиняемым в более тяжелых преступлениях. Мы считаем, что наказание должно быть соразмерно нарушению закона, а власть накладывает на человека дополнительную ответственность, а не освобождает от нее. В противном случае само правосудие превращается в насмешку и «массовый беспорядок».

Мы хотим выразить надежду на то, что российские граждане будут жить с доверием к судебной системе, которая будет справедлива и беспристрастна независимо от социального, экономического и политического статуса подозреваемого или обвиняемого. Суд должен быть способным защитить гражданина от произвола исполнительной власти и силовых структур, в противном случае само его существование превращается в декорацию и формальность.

Мы обращаемся к людям, облеченным судебной властью и несущим службу в силовых структурах нашей страны. Многие из вас крещены в православной церкви и считают себя верующими людьми. Судебные разбирательства не должны носить репрессивный характер, суды не могут быть использованы как средство подавления несогласных, применение силы не должно осуществляться с неоправданной жестокостью.

Мы выражаем обеспокоенность тем, что вынесенные приговоры в большей степени похожи на запугивание граждан России, чем на справедливое решение в отношении подсудимых. Апостол Павел связывает страх с рабским состоянием человека: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе» (Рим. 8.15), а апостол Иоанн писал: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся несовершенен в любви» (1 Ин. 4.18). На запугивании нельзя построить общество свободных, любящих друг друга людей.

Мы призываем всех к усиленной молитве о заключенных и о тех людях, в руках которых оказалась их судьба, о России, ее властях, воинстве и народе. Пусть Бог благословит всех нас Своим миром и подаст нам силы и решимость уважать и любить друг друга».

Мария Орлова

75 0
Лента новостей
Прокрутить вверх