«Ребенок может впитывать мегатонны информации». Тверской учитель о том, почему наше образование медленнее, чем мозг школьника

03.09.2019, 15:59

Сегодня, в первую школьную неделю, мы начинаем разговор о проблемах современного школьного образования. Наш собеседник – учитель математики, физики и астрономии тверской школы № 24 Андрей Геннадьевич Рогозин.

– Когда вы начали работать в школе?

– С 2011 года. До этого я недолго был предпринимателем, а также преподавал в Тверском государственном техническом университете на кафедре технологии и машиностроения. Все началось в 1988 году, когда от нашего политеха нас послали на инновационные игры. С тех пор интерес к образованию у меня присутствует. Вообще, в жизни надо делать только то, что интересно. Как сказал Конфуций, если вы найдете дело, которое вам по душе, вы не проработаете ни одного дня в своей жизни. То есть работа не будет для вас в обузу. Я стараюсь следовать этой поговорке, поэтому работаю в школе.

– Расскажите о школе, в которой вы сейчас работаете. Она находится на окраине Твери, создает ли это особые проблемы?

– Эта школа уникальна. И уникальна она тем, что здесь работают учителя-универсалы. То есть любой учитель может прийти на любой урок и провести его. Мы форматно знаем весь материал. Поэтому здесь, чтобы стать действительно нормальным учителем, требуется очень короткое время.

Для того чтобы стать хорошим учителем, обычно требуется восемь лет. Это связано с тем, что сначала ты приходишь в школу с полной уверенностью, что ты все знаешь и все умеешь, начинаешь делать свой первый выпуск, а выпуск не идет. В обычных школах, где много параллелей, ты узнаешь об этом где-то на пятый год, если брать учеников с пятого-шестого класса. А в этой школе ты узнаешь об этом где-то на второй-третий год. Признаешь свою некомпетентность и начинаешь работать. Поэтому я и говорю, что эта школа уникальна с той точки зрения, что она рождает профессионалов.

Также в этой школе ярко видны все проблемы, которые существуют в образовании. Я не говорю о проблеме финансирования, она и так очевидна, и о других проблемах. Я буду говорить о том, что страна, которая позволила себе изобрести сверхоружие, может позволить себе изобрести сверхобразование. И я не понимаю, почему его до сих пор нет.

Возьмем, допустим, наработки, которые есть у того же Келли (автор теории личностных конструктов. – Прим. ред.), и другие наработки в области работы с информацией. Они настолько велики, и если их сконцентрировать в рамках школы, это будет довольно интересно. Например, уже давно известна такая методика, как скорочтение, которая до сих пор почему-то в школах не введена. Есть абсолютно уникальные пособия по физике, учась по которым, ребенок, у которого очень много пробелов, сможет быстро их восполнить. Учащиеся от простой задачи, постепенно усложняя ее, быстро доходят до очень сложных задач. Но в списке министерства образования таких пособий нет. Это если говорить о профессиональной боли и не цеплять какие-то сложные вопросы.

– К вопросу о профессиональных болях. Некоторые родители убеждены, что именно школа должна учить ребенка всему с нуля. Как вы считаете, это правильно?

– Был такой японский миллиардер Масару Ибука, он выпустил книгу о необходимости и важности раннего развития детей «После трех уже поздно». Развитие ребенка – это больше забота родителя. Конечно, на мой взгляд, школа должна учить ребенка читать и считать. Но лично я пришел в школу не только читающим и считающим, но и бегло рассказывал большие тексты в стихотворной форме.

О том, почему дети медленно усваивают материал, нам рассказывал Сергей Николаевич Махновец на курсах повышения квалификации. Он говорил, что проводили специальные исследования: у детей на уроке снимали энцефалограмму. На уроке у них показывалась «мертвая» линия, а на перемене она у них «зашкаливает». Такая же активная мозговая деятельность происходит, когда человек решает много примеров и разных задач, у него буквально в хорошем смысле «горит» мозг. И проблема в том, что сейчас в школах идет замедленное изучение материала. Я, например, могу объяснить решение всех уравнений до полного квадрата за час, научить решать и два-три часа потрачу, чтобы это отработать. А в школе этому отводится около года.

– Получается, у нас образование «медленное»?

– Да. Потому что его создают взрослые люди, которые уже не умеют мыслить как дети. А ребенок способен впитывать в себя мегатонны информации, но не ту, которую дает ему сейчас учитель. И поэтому я не понимаю, почему у нас не формируется культура преподавания через различные техники, понятные детям, которые сейчас существуют во всем мире. Сейчас текст учебника отдельно, а мир отдельно. Например, образовательный стандарт таков, что ученики ту информацию, которую они заучивали, теперь должны добывать сами. По-моему, это не очень правильно, потому что информацию, которая добывалась столетиями, ребенок заново не откроет. У него в этом случае есть только «подложка», иллюзия того, что он что-то открыл сам. Добываются правильно знания тогда, когда я говорю ученикам: «Ребята, вы должны к завтрашнему дню доказать мне вот эту теорему», и они сами будут искать, понимать, додумываться и так далее.

– Действительно ли советское образование лучше того, что у нас есть сейчас?

– Еще в школе я понял, что учит не школа. Сейчас многие дети занимаются с репетиторами, а школа – это квест, в котором ребенок с помощью родителей должен переходить из класса в класс. Здесь есть серьезная зависимость от родителей. Ведь основное образование ребенок получает дома, а школа этому способствует.

– Говоря о ЕГЭ, многие люди, получившие образование в СССР, считают, что проще было сдать выпускные экзамены с билетами и сочинениями, чем решать современные тесты.

– Сам ЕГЭ несложный, но там очень много всего. Матрица заданий настолько огромная, что приходится применять иные техники, для того чтобы ученик это все удерживал в голове. Вообще, в обучении детей есть такой «закон унитаза»: ты даешь им материал, слышишь от них, что все просто, и думаешь, что они завтра все тебе решат. Но оказывается, на двери, которая ведет из класса, есть невидимая ручка. И каждый, кто выходит, «смывает» все полученные на уроке знания. А когда ты готовишь ученика индивидуально, ты понимаешь, что нужно не просто учить, а увязывать знания в «пучки», чтобы они уже работали вместе с этими блоками. Если бы сейчас вернули систему образования, которая была, она бы проиграла по отношению к современной с точки зрения того объема информации, которой должен владеть ученик. Но с точки зрения дисциплины и отношения к учителям и всему прочему та система выигрывала. Многие учителя рассказывают об отсутствии дисциплины на занятиях. У меня на уроках все нормально. Я не начинаю урок, пока не будет дисциплины. Я всеми правдами-неправдами, всеми законными путями, которые мне доступны, призываю учеников к дисциплине, управляю ситуацией, как учитель и как человек, у которого есть психологическое образование. Не думаю, что каждый учитель хочет и может применять такие техники.

Если рассматривать Советский Союз, то там, если ты в школе серьезно провинился, выстроят всю школу, тебя выведут и перед всеми снимут красный галстук. Казалось бы, ерунда, но ты уже изгой, не такой, как все. Страна держала всех. Поэтому я думаю, что советская система образования по дисциплине выиграла бы у современной.

– Сегодняшние школьники живут в совершенно новой реальности, они родились уже в цифровом мире. И конечно, сравнивать процесс их обучения с процессом обучения, каким он был 40 лет назад, невозможно. Спасибо вам за интересную беседу и успехов!

– Спасибо.

Ольга Козлова

81 0
Лента новостей
Прокрутить вверх