Жизнь идет по Кругу. Сестра известного певца рассказала, куда идти фанатам

06.08.2019, 15:06

У многих жителей России Тверь ассоциируется с творчеством Михаила Круга. Он пел о родном городе, любимых местах, людях. Большинство туристов, оказавшихся в Твери, первым делом ищут памятник Кругу, цветы на его могиле не успевают засыхать, а песни смолкать. Однако, как показал мой личный опрос, многие тверитяне не могут сказать, где находится его музей, и даже если знают, то не уверены, работает ли он. «Караван» встретился с сестрой певца Ольгой Медведевой, которая провела экскурсию и рассказала некоторые подробности жизни и творчества известного шансонье.

 

Пел ли Круг шансон?

Не знаю, правильно ли будет называть М. Круга шансонье, потому что, как рассказала Ольга Медведева, сам он не любил эту формулировку:

– Он называл себя артистом русского жанра и не признавал слово «шансон». Видите? – Ольга указала на визитку, лежащую на витрине. – Миша так и говорил: «Я не шансонье, я – артист русского жанра или городского романса».

– Почему музей находится именно в здании бывшего ресторана «Лазурный»?

– Миша здесь часто бывал. Проводил время как посетитель или пел свои песни. Тогда это был один из самых популярных ресторанов в Твери. К тому же у клуба очень удобное расположение – в центре города.

– В каких еще местах М. Круг любил бывать?

– Таких мест немало. И выступал он много где. В каждом районе Твери есть площадь или улица, о которых он пел. Особое место в жизни брата занимали Дворы Пролетарки, особенно казарма № 48. Там мы выросли, а когда переехали, все равно продолжали гостить здесь у бабушки. Также особое место в его сердце занимала улица Орджоникидзе, так называемая «торгошка».

 

Дворы Пролетарки, татуировки, домино

– У Михаила Круга было очень много криминальных песен, с чем это связано? С бандитским временем или круг его знакомых таков был?

– Мне сложно объяснить, почему у Миши был такой интерес. Брат никогда не вел дневники, где мог бы  объяснить, поэтому я могу только предполагать, хотя на этот вопрос он ответил в фильме «Михаил Круг» редактору «Тверской жизни» Виктору Куликову: «У нас все вокруг связано с тюремной жизнью, потому что половина народа сидит, а половина носит передачи». Действительно, так и было. Я думаю, что на характере его песен сказалась и жизнь в Пролетарке. Люди там были такие, как Миша и пел: «У нас в Твери народ простой, но гордый». Действительно, я хорошо помню этих мужиков с татуировками, в синих майках, которые сидели за игрой в домино на кухне около умывальника. Я помню их татуированные пальцы.

Народ сложно жил. У кого-то отец сидел, потом возвращался и рассказывал пацанам о тюремной жизни. Не могу сказать, что у брата друзья были из этого окружения, скорее наоборот. Но почему-то эта атмосфера  запала в душу, и он об этом писал.

– Достаточно много написано литературы о жизни и творчестве Михаила Круга. Какие книги вы бы посоветовали прочитать?

– Мы работали с нашим тверским журналистом Евгением Новиковым над книгой «Владимирский централ: правда о жизни и смерти Михаила Круга». Она написана по воспоминаниям близких Миши: мамы, Леонида Телешева, ребят из его группы, друзей. Евгений готовил текст, а я подкидывала идеи и советовала, с кем лучше побеседовать.

 

Сын Михаила Круга стал полицейским

– Чем занимаются его сыновья?

– Старший, Дмитрий, капитан полиции в учебном центре МВД. А младший, Сашка, еще учится в школе, закончил 10-й класс. Начал петь, планирует продолжать. Недавно на концерте спел Мишину песню.

– С Ириной Круг поддерживаете связь?

– Да, конечно. Видиться, правда, удается очень редко. Ездили вместе на гастроли, и то там некогда было пересекаться. В основном общаемся по телефону или списываемся по Ватсапу.

– Увы, не многие жители Твери знают, где находится музей Михаила Круга…

– Да, есть такое… Почему тверские не знают, я не в курсе. Мне даже приезжие рассказывали, что спрашивали у местных, где памятник Кругу, и то не каждый мог дать ответ. Может, не знают те люди, кто не особо интересуется его творчеством? А самым-самым фанатам, конечно, известно. Они приезжают даже из других городов, многие ежегодно. Летом каждые выходные встречаю гостей, привожу в музей, рассказываю. Зимой поменьше, но зато целыми автобусами.

Есть идея установить на «Лазурном» табличку, чтобы больше людей знали о музее и с легкостью могли его найти. Мы всем рады!

 

Музей-ресторан

А теперь о музее. Внешне его украшает красный кирпич, олицетворяющий казарму «Париж» Дворов Пролетарки. С двух сторон – фотографии из семейного архива: Михаил Круг с друзьями, коллегами, родней, улыбается и смотрит на нас живыми глазами.

Есть здесь одна из первых гитар артиста, купленная когда-то за 6 рублей, одежда, галстуки, «бабочки», любимая шляпа и тот самый шарфик, изображенный на известном памятнике Кругу.

Одно из самых ценных для фанатов – рукописные тексты песен, сделанные красными и черными чернилами: «Мадам, без Вас убого убранство», «Селигер» и текст песни, который не знаком даже его сестре Ольге. По всей видимости, песня «Как-то мы в «Лазурный» вечером зашли на посошок» так и не дошла до своего слушателя.

Также среди экспонатов музея – кружка со знаком зодиака Михаила – Овном, диски, почетные грамоты, полученные еще на фамилию Воробьев, дорожные шахматы на магните, которые артист любил брать с собой в поездки, и многое другое.

Уходить из музея не хочется. Здесь все спокойно и душевно. На прощание окинула взглядом все помещение и предметы, столики с белоснежными скатертями, уютные стулья, дрожащие свечи.

– Музей работает и как ресторан?

– Да, – поясняет Ольга Медведева, – можно приходить с друзьями, близкими, послушать музыку Михаила Круга или даже попеть, угоститься хорошей кухней и славно провести время там, где любил отдыхать артист.

Дашун Самарина

179 0
Лента новостей
Прокрутить вверх