12 шагов от пьяницы до бизнесмена. Откровенная беседа с членом сообщества анонимных алкоголиков

23.07.2019, 17:50

Как показала публикация «Пить или не пить», написанная по итогу лекции токсиколога Алексея Водовозова, читателей по-прежнему волнует тема алкоголя: чем он вреден, сколько кружек или бокалов выпить допустимо и т.д. Мы решили расширить эту тему и поговорили с человеком, изучившим проблему на своем печальном опыте, – с членом тверского сообщества анонимных алкоголиков. В откровенной беседе он рассказал, до чего порой доводит алкоголь, как мыслит пьющий и что делать, если спиртное губит твою жизнь.

 

Казалось, я просто весело живу

Максим – приятный на вид мужчина средних лет, приехал к нам в редакцию на внедорожнике. Он как на духу поделился историей своей жизни. Оно и неудивительно, ведь на встречах сообщества анонимных алкоголиков эту историю ему приходилось рассказывать довольно часто.

– Максим, как вы пристрастились к алкоголю?

– Выпивка никогда не была моей проблемой. Она была решением. Я чувствовал отдаление от общества, как будто есть люди вокруг, а есть я. Не мог почувствовать себя частью компании. Меня преследовало чувство внутреннего одиночества. Казалось, что я какой-то не такой, как остальные люди. Когда я впервые попробовал алкоголь, эти границы, как мне казалось, исчезли. Если что-то происходило не так, то я просто выпивал. По итогу стал этим активно пользоваться, как волшебным эликсиром, и какое-то время алкоголь делал меня счастливым. Так продолжалось два-три года. Я начал привыкать к выбору легкого пути. Например, выбирая между двумя университетами, остановился на том, куда проще было поступить, а не на том, куда изначально хотел пойти учиться. А вскоре я вообще бросил учебу. Начал вращаться в пьющих компаниях. Тогда мне казалось, что я просто веду веселый образ жизни. Мог уехать пить в другой город и ничего не помнить, это даже мне чем-то забавным казалось. Никогда не думал, что алкоголь может обернуться для меня какой-то проблемой.

 

Разрушенная жизнь и цель: самоуничтожение

– Вы пытались бросить пить?

– Да. Пытался решить проблему уходом в армию, там почти не пил, но с первого дня возвращения начал пить еще больше. Появилась девушка, которая потом стала моей женой. Она сразу стала новым оправданием того, что я пью, ведь она тоже выпивала, и вообще я считал, что она меня провоцирует к выпивке. Но когда родился сын, жена бросила пить, а я продолжил еще сильнее. Семья развалилась. Старые друзья, которые не алкоголики, тоже отвернулись от меня.

С работы меня уволили по статье. Два раза пробовал кодироваться. Оба раза безрезультатно. Алкоголь перестал быть для меня чем-то особенным, он уже не приносил радости, я пил просто потому, что не мог принять реальность, которая казалась мне ужасной. Начал просыпаться с тяжелым грузом, было ощущение катастрофы всей жизни. Физически мне уже никогда не было хорошо, похмелье было 24 часа в сутки. Потом до меня вдруг дошло, что я уже никогда не стану нормальным, не сбудутся мечты детства, моя участь – позорная смерть от пьянства. При этом я не считал себя алкоголиком, я понимал, что умираю, а от чего конкретно, не мог понять.

А потом случайно, как мне тогда показалось, я встретил человека, имевшего схожий со мной опыт. Он поделился своей историей, как беспробудно пил, но бросил благодаря программе «Двенадцать шагов». Он явно имел когда-то те же проблемы, что и я, так как знал, о чем говорит. И он выглядел при этом счастливым. Это меня встряхнуло. У меня появилась надежда, что у моей жизни есть еще шанс на спасение.

 

Двенадцать шагов к жизни

– Какие были ваши первые шаги на пути к трезвости?

– Начал с поиска группы. Сам для себя решил оставаться трезвым, однако чувствовал себя некомфортно и неуверенно. Было тяжело. Встречал пьющих товарищей, они звали с ними выпить, но я не шел. И вот – первое собрание в сообществе анонимных алкоголиков, потом второе, третье. У меня в группе появился наставник, и я старался повторить его опыт прохождения «Двенадцати шагов». Со временем я начал ощущать, что у меня появился какой-то новый путь в жизни. В какой-то момент я вдруг заметил, что меня совершенно не беспокоит выпивка. Ушло желание, ушел и страх. Если раньше я обходил стойки с алкоголем в магазине и рюмочные, боясь посмотреть на бутылки, то теперь мне стало все равно. Внутри появилось ощущение свободы. Я получил комфортную трезвость.

– Это всемирное сообщество?

– Да. Содружество «Анонимные алкоголики» зародилось в 1935 году в США. Встретились два отчаявшихся пьющих человека, начали честно общаться о своем алкоголизме, вместе искать выход и тем самым пытались оставаться трезвыми. Далее вокруг этой идеи организовалось сообщество, которое активно росло. Сейчас это всемирная организация, более 170 стран. До России движение дошло к 1987 году.

– А когда это движение дошло до Твери?

– У нас оно начинало зарождаться в 1990-х, но на регулярной основе существует с 2007 года. Я узнал о программе «Двенадцать шагов» в 2013 году. Когда я только начинал посещать собрания, народу было немного – 3–5 человек. Сейчас в среднем приходит по 15–20. Хотя есть группы, которые открылись недавно, где и сейчас проходят небольшие собрания.

– Сколько всего групп в Тверской области?

– Три группы в Твери, также по группе есть в Конакове, Ржеве, Кимрах. Кроме этого, во многих городах есть одиночки, посещающие онлайн-собрания в интернете.

– С кем вы сотрудничаете?

– У нас заключено двустороннее соглашение с УФСИН. Ходим в тюрьмы, проводим встречи с заключенными, которые столкнулись с проблемой алкоголизма, рассказываем о себе, о программе «Двенадцать шагов». Сотрудничаем с областным клиническим наркологическим диспансером, посещаем стационары, говорим с теми, кому интересна программа, да и во многих больницах есть наши стенды. По возможности посещаем специализированное отделение для алкоголиков в областной психиатрической больнице в Бурашеве, общаемся с пациентами. Также поддерживаем связь с соцзащитой и разными общественными организациями.

 

Собрания как в американских фильмах

– О том, как проходят подобные собрания, мы знаем по фильмам: люди рассаживаются по кругу, представляются, делятся проблемой. У вас так же?

– Каждая группа автономная, она вправе устраивать собрания так, как считает нужным. Захотят, хоть на диванах разлягутся. Чаще всего мы садимся, как нам удобно, и делимся опытом в рамках «Двенадцати шагов». Иногда берем темы из нашей литературы, зачитываем, обсуждаем. Собрания бывают открытые для посещения всех желающих и закрытые – только для алкоголиков.

– Человек, который справился со своей проблемой, уходит или остается?

– Это выбор каждого. Мы никого не держим. Но обычно те, кто принял нашу программу, остаются, так как начинают видеть смысл в том, чтобы помогать таким же, как они сами. Появляется много друзей. Я, например, не вижу для себя другого пути. Я благодарен этому сообществу, и мне важно поддерживать свое выздоровление, чтобы трезвость была комфортной, а не серой и унылой «на зубах». Мне сейчас нравится помогать другим в этом деле. Это стало частью моей жизни.

– На чем основана теория сообщества?

– У «Анонимных алкоголиков» есть лишь одна цель – донести весть о выздоровлении до тех, кто страдает от алкоголизма и не знает выхода. Мы никому не подчиняемся и никому не даем отчетов. Сообщество не принимает участия в грантах и отказывается от любых денег со стороны, существует только на свои собственные средства за счет пожертвований, которые являются полностью добровольными и личным делом каждого. У нас нет штатных психологов, наркологов и других профессионалов – только алкоголики. Директоров и начальников тоже нет. Это полностью неформальная самоорганизация. Каждый сам решает, нужно ему это или нет, мы никого не вербуем и не уговариваем выздоравливать. Хочешь пить – пожалуйста, иди пей. Сообщество не занимается пропагандой, ничего не навязывает. Но если наши идеи привлекательны страдающему от алкоголизма, то мы с радостью поделимся своим опытом. И совершенно не обязательно потерять все в жизни, чтобы попасть к нам. У человека должно быть желание бросить пить. По сути, это единственное условие для членства в «АА». Все абсолютно бесплатно, без каких-либо членских или вступительных взносов. Еще мы не раскрываем наших настоящих имен и фамилий, отказываемся от фото- и видеосъемки в контактах со СМИ.

– Что собой представляет программа «Двенадцать шагов»?

– Это не терапия или прием таблеток. Это замена основы прежней жизни на новую, духовную. Любовь к людям, стремление к взаимопомощи, добру и самосовершенствованию – программа ориентирована на эти ценности. Алкоголику нужно честно разобраться в самом себе, понять, кто он есть на самом деле, и найти свою нишу – новый путь в жизни. Все это не имеет отношения к какой-то религии, хотя идея Бога в «Двенадцати шагах» присутствует, но каждый волен понимать под словом «бог» ту силу, в которую он готов поверить сам. Это глубоко личное дело, каждый решает сам для себя. Среди друзей в «АА» у меня есть как мусульмане и буддисты, так и православные, в том числе и воцерковленные. При этом никто никому не говорит, во что ему верить или не верить. Нас не интересует принадлежность отдельного человека к тем или иным религиозным учреждениям. Программа есть в свободном доступе, она полностью изложена в книге, которая так и называется: «Анонимные алкоголики», эти книги есть у нас на группах.

– Опишите портрет типичного алкоголика.

– Люди разного пола, возраста и социального положения. От дворников до депутатов и врачей. В Москве даже есть группа, состоящая из священников.

– Рассказывая о своей прошлой жизни, вы несколько раз подчеркнули, что не осознавали, что вы – алкоголик. Как это определить?

– Мы не ставим диагнозы, кто болен алкоголизмом, а кто нет. Каждый решает для себя сам. В нашей книге есть небольшой тест. Предлагается ходить в бар в течение какого-то времени. Просто приходить и выпивать по одной рюмке. Если у вас получается каждый вечер в течение месяца спокойно выпивать одну рюмку и уходить без продолжения, то, скорее всего, вы не алкоголик. Напомню, у настоящего хронического алкоголика есть феномен тяги. Когда он выпил, то уже не может остановиться, даже если хочет.

– Каждый может справиться с проблемой алкоголизма?

– В основном получается у тех, кто полностью отчаялся, признал свое поражение. Причем кто-то понимает, что проиграл, сидя в собственном доме на берегу моря, а кто-то, оказавшись без всего на улице. Если тщательно следовать рекомендациям программы, то, думаю, получится у каждого, кто возьмется за это всерьез. Главное – честность с самим собой. Все мои друзья и родственники, кто пытался со мной разговаривать, когда я злоупотреблял алкоголем, не смогли до меня ничего донести. Я злился в ответ и избегал тем о пьянстве. Пытался обмануть себя, что у меня еще все нормально, нет никаких проблем. Я услышал только такого же человека, как я сам, который честно говорил о себе. Это позволило мне увидеть, кто я на самом деле. И вот я уже шесть лет живу трезво. Я вижу результаты трезвости, и мне они нравятся, я не хочу обратно «туда». Проблема алкоголизма – это не проблема пития, болезнь поражает человека целиком, овладевает мотивами, мышлением.

Так и трезвость – это не просто отказ от потребления спиртного. Можно не пить, а при этом жить и мыслить, как пьяный. Важно пустить трезвость во все сферы, стремиться к совершенству. Это полностью поменяло мою жизнь. Если раньше у меня даже не было мобильного телефона, я лежал дома и боялся шагов на лестничной клетке, а на работе меня не держали дольше месяца, то сейчас у меня свой бизнес, машина, я не боюсь смотреть людям в глаза, и дела идут в гору.

– Как найти ваше сообщество?

– У нас есть сайт в интернете, как всероссийский (aarus.ru), так и тверской (aa-tver.ru). Есть информационные телефоны групп: 8-920-196-14-15, 8-905-609-31-19. В наркологических больницах, в пунктах соцзащиты, тюрьмах есть наш стенд с информацией, в том числе с контактами.

Дашун Самарина

504 0
Лента новостей
Прокрутить вверх