Беседа с Сократом. «Караван» поговорил с тверским актером Залимом Мирзоевым о кино и театре

14.05.2019, 16:33

В майские праздники в кинотеатрах зрители могли увидеть сразу два фильма с участием актера Тверского театра драмы Залима Мирзоева. 25 апреля на экраны вышел фильм «Варавва» – взгляд на библейскую историю о смерти и воскресении Христа с позиции убийцы Вараввы. А вслед за ним 8 мая выходит фильм «Коридор бессмертия» о строительстве и работе железнодорожной магистрали, взявшей на себя основную тяжесть перевозок и доставившей в осажденный Ленинград 75% военного снаряжения и продовольствия. Мы поговорили с Залимом Хажмирзовичем.

«Зритель ждет подобных фильмов»

– Как вы попали на роль Мельхиора в фильме «Варавва»?

– Как обычно, все случайно. Они долго искали актера на эту роль. С исполнителем главной роли Павлом Крайновым мы до этого работали в нескольких проектах, он и предложил мою кандидатуру. Меня пригласили на встречу с режиссером Евгением Емелиным, потом прошел небольшую пробу, а через неделю уже был на съемочной площадке. Даже сценарий не успел прочесть.

Когда актер приступает к работе с материалом, он ищет что-то индивидуальное, особенное, пытается ярче себя проявить. Конечно, это и мне свойственно. Но я понимал, что здесь актерский эгоизм не уместен. К этой теме следует подходить деликатно, проявляя уважение к чувствам верующих. У меня было много сомнений и вопросов, на которые не было ответов, и я обратился за помощью к отцу Георгию. Мы долго разговаривали о религии и традициях, просто о жизни. Не буду вдаваться в подробности, скажу, что это было похоже на бережную настройку инструмента перед ответственным концертом. Возможно, я что-то растерял по дороге и не прозвучал так чисто, но я был искренен в своих помыслах.

– Какая реакция у зрителей?

– Я смотрел фильм трижды: в рамках фестиваля «Лучезарный ангел», предпрокатную премьеру и как простой зритель в кинотеатре «Звезда». Разные показы, разный зритель, но общее ощущение, что люди давно ждут такое кино. По моему мнению, фильм удался. И это заслуга удивительной команды, коллектива съемочной группы. Виктория Хлебникова, художник по костюмам, сотворившая чудо по киношным меркам из ничего. Евгения Касперская, второй режиссер, хрупкая красавица, но с железным характером, так грамотно, рационально организовывала съемочный процесс. Замечательная работа оператора Андрея Дейнеко, два приза на фестивалях за лучшую операторскую работу. Павел Крайнов, исполнитель роли Вараввы. На мой взгляд, это лучшая работа в его творчестве, две кинонаграды за лучшую  мужскую роль на разных кинофестивалях тому подтверждение. С большим уважением отношусь к двум нашим капитанам, которые пусть и медленно, но уверенно привели свой корабль в нужное место, – это генеральный продюсер Антон Кириллов и режиссер Евгений Емелин. Можно бесконечно говорить о каждом участнике съемочного процесса.

– Интересно, каково смотреть на свою актерскую работу спустя семь лет?

– Актер смотрит фильмы не так, как обычный зритель. Всегда следишь за игрой, ищешь ошибки. Если все хорошо, то отключаешься и смотришь фильм.

– Фильм «Варавва» исторический?

– Это скорее вариации. О Варавве мало материала. Американцы снимали фильм по книге Пера Лагерквиста. Сценарий нашего фильма был написан по материалам английской писательницы Марии Корелли.

– Какие фильмы на библейские сюжеты вам самому ближе?

– Не могу сказать, что больше нравится. Меня всегда больше волнует, веришь ты или нет в то, что происходит на экране.

 

«Роли приходят, когда я к ним готов»

– В трудные минуты все мы обращаемся с просьбой о помощи к Всевышнему, – философски рассуждает мой собеседник,– и, если наше желание не исполняется, мы в отчаянии ропщем, что Бог не услышал наших молитв. Но это не так, Бог нас любит, слышит, но дает только тогда, когда мы готовы получить этот дар и правильно им распорядиться. Может, я не совсем прав. Говорю, опираясь на свой жизненный опыт.

Это к тому, как я оказался в проекте «Коридор бессмертия». Казалось бы, я попал случайно. Не знаю, как меня нашли, вечером раздался звонок: «Мы хотели бы пригласить вас на роль… Свободны ли вы послезавтра?». Мне хватило времени только на то, чтобы добраться до места съемок.

Я почти уверен, если бы я проходил кастинг, меня вряд ли бы утвердили. Пути Господни неисповедимы, только таким путем я мог попасть в этот проект. Мне как актеру очень важна атмосфера, в которой живет и действует мой персонаж. На пробах, сидя в какой-либо комнате, мне вряд ли удалось бы в полной мере найти и проявить дух, характер, понять состояние моего героя. Попав на площадку, я ощутил атмосферу, близкую к той, что была в военные годы: жесткая дисциплина, каждый знает, что и зачем делает. И здесь мы встретились с «главнокомандующим» всего этого процесса – режиссером Федором Поповым. Разговор был короткий, без предисловий, объяснил предлагаемые обстоятельства, первый дубль, небольшая корректировка, и дальше полное доверие к актеру. Это позволило мне проявить свое индивидуальное отношение к людям и событиям того времени.

У моего героя даже нет имени, просто грузин, пожилой солдат. Для меня это символично, потому что это дань памяти именно неизвестному солдату. Мы знаем героев войны, но сколько безымянных солдат положили свои жизни на алтарь победы?

– Почему людям стоит посмотреть «Коридор бессмертия»?

– На мой взгляд, фильм своевременный, особенно сейчас, когда мы слышим много лжи и полуправды о заслугах Красной армии в победе над фашистами. Дошло до того, что раздаются голоса: «Лучше бы сдали Ленинград, жертв было бы меньше», – тем самым умаляется подвиг блокадников, то, ради чего они принесли себя в жертву. Мне нравится тональность фильма «Коридор бессмертия»: нет пропаганды, героической патетики, я просто вижу, как люди живут, делают свое дело и не думают о героических поступках. Фильм честный, пронзительный, в полной мере отражает дух и ценности поколения 1940-х.

 

«Чтобы поддержать форму, хожу в спортзал»

– В театре все, как в жизни, по-разному, – рассказывает Залим Хажмирзович. – Я уверен, что каждому в свое время судьба подводит белого коня. Но ты никогда не знаешь, когда это произойдет. И задача актера быть всегда в форме, быть готовым не только оседлать его, но и удержаться на нем. Это я к чему? Актер обязан поддерживать свою форму и уметь ждать. Актер должен быть конкурентоспособным, без конкуренции нет развития! В меру своих сил и преклонного возраста я стараюсь делать все возможное. Вот уже два года регулярно посещаю спортзал.

– А если говорить о театре, есть какие-то роли, которые пришли к вам вовремя?

– Тут сложнее. Работа есть, но за последние 10 лет я больше сделал в кино. Хотя театр – это мой родной дом, который я обожаю. Для меня не сильно важно, большая или маленькая роль у меня, важно с кем и как я ее играю. Что меня радует, с приходом в театр директора Светланы Вержбицкой появилась тенденция к переменам: заметно улучшилось материально-техническое обеспечение, появляются молодые актеры и новые режиссеры, что раньше было невозможно. Что это дает? Актер должен быть пластичным, уметь работать в разных стилях и направлениях, а каждый режиссер приносит что-то новое. Сейчас театр движется в правильном направлении.

– Какая ваша любимая роль в театре?

– Пугачев в «Капитанской дочке», с удовольствием играю полковника в «Донна Люция, или Здравствуйте, я ваша тетя». Сейчас я знаю, до чего я дозрел. Я бы сыграл в «Беседах с Сократом». Но для этого нужен и режиссер, с которым мы будем говорить на одном языке.

– Часто актеры говорят, что кино проще, чем театр, в плане того, что не нужно заучивать огромные тексты и т.д.

– Это не так. Методика разная. В театре мы текст постепенно укладываем в действии, слоями, поэтому текст надолго оседает. Я начинал свою актерскую карьеру в Кабардинском национальном театре (г. Нальчик), но до сих пор могу вам прочесть монолог оттуда, настолько прочно текст садится. В кино все происходит быстро, ты выучил, отыграл и забыл. Бывает полчаса – и два листа текста. Легче выучить в таком ритме или спокойно дома? У меня был случай, я играл турецкого генерала в «Институте благородных девиц», меня неожиданно в начале смены попросили прочитать текст на турецком, через полчаса обещали прислать консультанта из посольства. У нас на все было час или полтора, минут 40 мы просто ругались. Но в итоге у нас получилось, я попытался поймать мелодию языка, механически и интонационно запомнил текст.

– Наверное, это нельзя сравнивать.

– Можно, профессия же одна, разные подходы. Например, озвучка?– это тоже довольно сложно. Тебе нужно попасть в артикуляцию, при этом отвлекает параллельный звук.

Моя мечта зреть долго, пока есть силы для роста. Зреть, но не перезреть. Перезрелый плод падает. Сказал: «Ах, я – мастер» – и все, конец. Как яйцо вкрутую, обратного процесса нет.

Екатерина Смирнова

54 0
Лента новостей
Прокрутить вверх