Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Учитель биологии в Твери покажет спектакль про химические вещества

В тверских школах есть учителя, которые умеют вовлекать детей в изучение науки. Мы поговорили с биологом школы № 38 Юрием Матвеевым, который активно занимается популяризацией науки, о том, почему наука – это прикольно.

Встречаемся мы в кабинете биологии. Здесь довольно необычная обстановка. Над входом висит изображение зверька-джедая, который держит световой меч. Это шуточный орден пургаториуса – предка приматов. На двери – фотографии популяризаторов науки Александра Панчина, Александра Маркова, Евгении Тимоновой, Станислава Дробышевского и других (все они, кстати, побывали в Твери по приглашению лектория «Живое слово»; в их ряд, правда, затесался рок-музыкант Егор Летов, позднее станет понятно почему). На подоконнике в банках живут Никодим и Аркадий – это водные травы рода элодея. На полках – библиотека книг популяризаторов. («Это должно быть в каждой школе», – говорит Юрий.) Рядом лежит настольная игра про естественный отбор, которую разрабатывают Юрий и его ученики. А над столом учителя – красочный плакат с переделанной песней «Гражданской обороны» «Все идет по плану».

Весь небосклон переломлен

пополам,

А Ленинозавр совсем усоп.

Он разложился на нефть

И на липовый мед,

А эволюция идет

и идет по плану…

Ученые идут в народ

– Сейчас стремительно развивается популяризация разных наук, в том числе биологии. Это стало востребовано, появилось большое количество научных каналов на YouTube, выходят научно-популярные книги, ученые ездят с лекциями по всей стране…

– Популяризация науки существует давно. Мы знаем прекрасные книги по биологии, которые создавались еще в советское время. Книги Игоря Акимушкина, «Жизнь растений» под редакцией Армена Тахтаджяна, «Мир растений» Алексея Смирнова, который работал в Твери, и т.д. А потом случился провал, и не только с популяризацией биологии, это произошло во многих сферах.

Только недавно началось возрождение. Первые шаги к этому были сделаны, когда фонд «Династия» начал выпускать книги. Появилось то, что можно читать, у людей возродился интерес к биологии. Самое интересное, что это совпало с моим возвращением в школу (я долгое время работал в других сферах). Меня стали просвещать ученики, они советовали книги, и мое знакомство с книгами Александра Маркова и Кирилла Еськова произошло благодаря ребятам. Когда в Тверь с лекциями стали приезжать известные биологи и популяризаторы, мне тоже об этом рассказали ученики.

– Наверное, ученые поняли, что мало проводить исследования за закрытыми дверями лаборатории, нужно выходить в народ…

– Это важно. Появилось понимание, что людям может быть интересна наука, даже если они ей не занимаются профессионально. Это формирование позитивного образа науки.

– Должен ли учитель быть популяризатором науки? Насколько это возможно? Ведь есть рамки, есть учебники и программы…

– Главное, чтобы рамок не было в голове. Учитель – это аватар своего предмета, от него многое зависит. Можно себя ограничивать, можно следовать программе полностью. Вопрос, устраивает ли это человека, общество, государство? Нужно ли государству, чтобы ученик вышел из школы со знаниями предмета 1980-х годов? Наука изменилась за это время, а программа содержательно не поменялась. Например, до сих пор в учебниках написано, что все расовые признаки адаптивны и сформировались под воздействием среды. Мы долго смеялись над тем, что монгольские скулы надуло ветром. Авторы пытались обобщить, а в итоге дети не будут разбираться, у них в головах останется путаница. И банальных ляпов в учебниках много. Школьный учебник вообще не читается, при этом многие дети любят читать, например, Асю Казанцеву, Александра Панчина и т.д.

– Где учителю взять энергию на популяризацию?

– Нужно любить свой предмет. И нужны люди, которые поддерживают тебя.

– Александр Панчин в книге «Сумма биотехнологий» приводит данные социологического опроса, опубликованного на сайте Аналитического центра Юрия Левады. На вопрос: «Верно ли, что обычные растения не содержат генов, а генетически модифицированные – содержат?» –  правильный ответ – нет – дали только 29% опрошенных. Если у всех в школе была биология, откуда берутся такие ответы?

– Мы часто восхищаемся советской системой образования, а точнее, даже ее идеальным образом, который сформировался у нас в головах. Биология как предмет была очень идеологизирована с самого начала. Она была догматична. И отголоски этого остались. Например, в ОГЭ до сих пор антропогенез представлен трудовой гипотезой. Плюс не надо забывать, что прошло много времени с момента, когда люди учились. То, что не используется, забывается. Восполняются пробелы в знаниях некачественным контентом средств массовой информации.

 

Спектакль про химические вещества

– Вы занимаетесь популяризацией и помимо школы. Расскажите о ближайших проектах.

– В субботу, 19 апреля, в Твери будет проходить «Библионочь». Главная тема связана с Годом театра, и мы придумали театральную драму, где героями будут выступать химические вещества. В библиотеке имени Горького мы будем ставить занимательные химические опыты. Ранее мы показывали что-то подобное на проекте для детей «Наука на вырост». Так что приходите в библиотеку имени Горького, мы будем выступать 19 апреля, в 18:30, в Славянском зале.

– Я читала в соцсетях о настольной игре по биологии.

– Да, она называется «Симбиозис». Это небольшие карточки с парами разных живых организмов. Цель – определить типы отношений между ними. Причем играть в нее могут и дети, и взрослые. Расскажу, как она появилась. Моя ученица Ольга Замятина в прошлом году стала призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. В этом году ей нужно было начинать участие с этого же этапа. Обязательное условие – наличие проекта. Мы долго думали над ним, в итоге решили делать настольную игру, так как она ими увлекается. Так появился проект. А саму настольную игру мы сделали уже позже с другой ученицей Екатериной Бурухиной. Я купил принтер и ламинатор, сами напечатали, сделали коробочку. В нее мы играем на уроках, на «Науке на вырост». Она прошла апробацию в 44-й гимназии. Надо, наверное, зарегистрировать авторские права.

 

Блиц

– Главные плюсы и минусы преподавания в школе.

– Ты можешь заниматься своей наукой – это плюс. Минус в том, что часто преподавать приходится тому, кому это не нужно, кто и так пресыщен. Учитель проигрывает интернету. Еще сильно не хватает времени. Чтобы жить, учителю нужно работать на две ставки. Не зря в советское время была сформирована цифра – 18 часов, потому что на уроке работа учителя не заканчивается: любой урок нужно подготовить, я уж не говорю о заполнении бумаг. Самое ужасное, когда учитель не хочет учить учеников, а ученики не хотят учиться. Чудеса случаются, когда все происходит наоборот.

– Три главных популяризатора биологии в России.

– Не обидеть бы других. Александр Марков, Станислав Дробышевский. Это наука, которая пошла к людям. Но есть когорта молодых людей, которая фантастически красиво работает с материалом. Их много, но я бы назвал Валентина Конона, который больше известен как TrashSmash.

– Три научно-популярные книги, которые должен прочитать каждый.

– Тяжело советовать книги, прелесть в том, что сейчас каждый может выбрать свое. Назову книги, которые на меня произвели впечатление: «Рождение сложности» Александра Маркова, «Удивительная палеонтология» Кирилла Еськова и «Мелкие боги» Терри Пратчетта, одна из лучших книг по религиозной философии. Кстати, я сам из школы вышел креационистом, но попал на биофак, там все изменилось.

– Три научных канала в интернете.

– Сейчас почти нет времени на то, чтобы что-то смотреть. TrashSmash, SciOne, «Все как у зверей». Еще добавлю в список лекции Вячеслава Дубынина и antropogenez.ru. Что бы мы делали без трансляций «Ученые против мифов»? И обязательно посмотрите фильм «Ветер крепчает» Хаяо Миядзаки.

– Три спорные темы, в которых должен разобраться каждый современный человек.

– ГМО и биотехнологии в целом. Они изменят мир не меньше, чем изменили компьютеры. Антропогенез – обширная тема, которая помогает понять, откуда мы. И нужно разобраться в том, что такое наука, чем она является и чем не является.

Екатерина Смирнова

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.


яндекс.ћетрика