Хватили и голода, и холода

22.01.2019, 11:43

Девяностолетний юбилей отпраздновал 14 января Петр Алексеевич Алексеев, ветеран труда и войны, почетный гражданин Торжокского и Молоковского районов, кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени, девяти медалей. Члены Ассоциации тверских землячеств желают ему сохранить бодрость духа и интерес к жизни. «Караван» публикует воспоминания Петра Алексеевича о военном детстве и послевоенной жизни.

Я родился 14 января 1929 года в деревне Зенцово Торжокского района Калининской области. В 1936 году поступил в первый класс Яковлевской начальной школы, после ее окончания в 1940 году был переведен в пятый класс Владенинской семилетней школы.

С началом Великой Отечественной войны был вынужден прервать учебу, и с 1942 года я начал трудиться в колхозе «Зенцово» разнорабочим. Семилетку оканчивал вечерами.

В семье нас родилось пятеро мальчишек, я среди них был старшим. Отец Алексей Алексеев с первых дней войны ушел на фронт и погиб в боях под Сталинградом 5 сентября 1942 года в звании лейтенанта. 1942 год для нашей семьи был самым трагическим. Мало того что война отняла у нас самого дорогого человека – отца, но и лишила нас основного кормильца.

Буквально через два дня после гибели отца, 7 сентября, произошло второе не менее трагическое событие. В результате налета фашистских самолетов на Торжок бомбежке подверглась и наша деревня Зенцово, она расположена в пяти километрах от города. От сброшенных «зажигалок» сгорела почти половина жилых домов. В том числе сгорел и наш дом со всем имуществом. Наша семья – пятеро детей от трех до тринадцати лет – оказалась в крайне тяжелом положении: ни кола, ни двора, ни кружки, ни куска хлеба.

Чтобы не умереть с голоду, мы, трое старших мальчишек десяти – тринадцати лет, вынуждены были наравне со взрослыми трудиться по 12–14 часов в день. Зимой расчищали от снега военный аэродром. Там нам выдавали по 400 граммов хлеба за выполненную норму, и перепадало кое-что поесть из остатков солдатской кухни. Летом пасли колхозный и деревенский скот. Там нас тоже кормили, что называется, всем миром. В общем, в эту самую страшную, трагическую для нас зиму 1942/43 года мы под завязку хватили и голода, и холода.

После окончания войны в 1946 году правление колхоза направило меня на курсы бухгалтеров. Я получил специальность бухгалтера и стал работать в этой должности в своем колхозе «Зенцово».

В 1950 году я был призван в армию. Служил за границей, в составе Группы советских войск в Германии. Там в 1952 году вступил в КПСС. В армии окончил вечернюю трехгодичную дивизионно-партийную школу и на протяжении трех лет избирался секретарем комсомольской организации крупного подразделения. В 1956 году, после демобилизации из армии, возвратился в родной Торжокский район. До 1969 года работал в этом районе в комсомольских, партийных и советских органах вторым секретарем ГК ВЛКСМ, инструктором горкома партии, помощником первого секретаря горкома КПСС, секретарем партийной организации совхоза.

В 1969 году я был избран первым секретарем Молоковского РК КПСС, где проработал до 1982 года. После этого был переведен в Тверь, где работал в сельскохозяйственных органах заместителем главного инспектора по закупкам и качеству сельскохозяйственных продуктов, а также начальником отдела по производству и переработке льна (департамент сельского хозяйства). В этой же должности работал до 2004 года в ассоциации «Тверской лен». В этом же году ушел на заслуженный отдых, мне было 75 лет, общий трудовой стаж составил 62 года.

Когда-то мы уйдем за горизонт,

И, растворясь подобно горсти пыли,

Достигнем мы таких высот,

что нас не будет…

Но мы были, были, были!

21 0
Лента новостей
Прокрутить вверх