Торжокская сестра карельской погорелицы. Каждый может помочь сохранению уникальной церкви

25.09.2018, 13:44

Существует Концепция сохранения памятников деревянного зодчества России, но вопрос об исчезновении объектов культурного наследия России поднимается только тогда, когда происходят шокирующие, необратимые утраты, такие как пожар в Кондопоге. Запоздалые сожаления и заявления карельского Минкульта о том, что имеются обмеры и церковь можно восстановить, никого не вводят в заблуждение.

Реставрация путем сноса или восстановление, возможно, реальный путь возвращения жителям Твери речного вокзала, рухнувшего в прошлом году на 80-м году жизни. Но храм, древние стены которого растут из корней национальной идентичности, погиб. Новострой, копия, макет, клон – это будет некий туристический объект, но не намоленное место паломничества.

Мы убедились в том, что церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ширковом погосте Пеновского района, находящаяся в аварийном состоянии, не реставрируется – выделены средства на проект, который пока не готов, источник средств на осуществление самих реставрационных работ не определен (см. статью в прошлом номере «Тверская Кондопога»).

Еще одна столь же известная деревянная церковь находится в Торжке. Часто отмечают ее внешнее сходство с церковью, да недавнего времени стоявшей в Кондопоге. Это Вознесенская (Старо-Вознесенская) деревянная церковь с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – ярусный храм XVII века, расположенный на улице Грузинской, идущей от Борисоглебского монастыря по сравнительно высокому берегу реки Тверцы.

Церковь Тихвинской иконы в Торжке. Современный вид

 

«Восьмерик на четверике»

В Торжке много культовых объектов и достопримечательностей, но деревянная церковь среди них занимает особое место. Я до сих пор помню, как много лет назад наш класс ездил на экскурсию в Торжок, как мы подошли к этой церкви. Будто встретились с нашими далекими предками, строившими прекрасные здания без единого гвоздя. Помню, как не хотелось покидать это необычное место.

Церковь, впервые упомянутая в писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 года, описана как «древян клетцки», что означает клеть, четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. С таким же описанием упомянута и церковь в Ширковом погосте. Известно, что сегодняшний вид – четырехугольный сруб (четверик), покрытый на восемь скатов, над которым расположен второй четверик с восьмискатной кровлей, а над ним третий, еще меньший четверик, покрытый так же, и в завершении – большая главка на круглой шее, – церковь в Пеновском районе приобрела в 1697 году.

С церковью в Торжке все немного сложнее. По клировой ведомости церковь датируется 1653 годом, когда на месте обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм. Голландский географ Николаас Витсен, приезжавший в Россию в 1664–1665 годах в составе посольства, сделал рисунок «Башня в Торжке», на котором изображается деревянная церковь типа «четверика на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов, то есть такая же, как в Ширковом погосте. Значит ли это, что позже Вознесенская церковь была перестроена или изображен какой-то другой храм? Некоторые ученые называют датой появления храма в его современной композиции 1717 год.

Церковь имеет четыре яруса и высоту 34 метра, что на 9 метров меньше, чем у храма в Ширковом погосте, она срублена из сосны. Тип строения «восьмерик на четверике» говорит о том, что первый ярус представляет собой четырехугольный сруб, но на него поставлены три постепенно убывающих в размере «восьмерика» – восьмиугольных сруба. Это придает зданию изящество, пропорциональность, гармонично вписывает его в ландшафт – здесь Тверца делает плавный поворот.

Башня в Торжке. Рисунок Н. Витсена

 

Сохранилась чудом и неравнодушием

В 1782–1783 годах под здание был подведен фундамент из белого старицкого камня, о чем свидетельствует выбитая на камне дата, также тесовая кровля заменена железной. Были и другие работы, частично изменившие первоначальный вид здания. 5 октября 1883 года обновленная церковь была и освящена в честь Тихвинской иконы Божией Матери. С тех пор храм стал называться Старо-Вознесенской Тихвинской церковью, а Вознесенской церковью называли новый каменный храм, построенный неподалеку в 1852–1854 годах (с 1939 года и по сей день каменный храм закрыт, требуются работы по восстановлению).

В середине XIX века деревянные храмы после постройки каменных обычно разбирали, но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей велел сохранить эту замечательную по древности и архитектуре церковь. Известно, что настоятель Борисоглебского монастыря архимандрит Антоний искал благодетелей среди именитых граждан Торжка, чтобы восстановить деревянную церковь Вознесения, и в 1883 году работы по обновлению, расширению окон и обшивке тесом были проведены на средства прихода каменного Вознесенского храма.

С.М.Прокудин-Горский. Старинная церковь Тихвинской иконы Божией Матери на правом берегу Тверцы. Лето 1910 года

 О высоком профессионализме строителей храма свидетельствует конструкция, не имеющая внутренних перекрытий. Это визуально расширяет пространство, позволяет охватить взором все внутреннее убранство, которое еще в XIX – начале XX века восхищало современников. В пятиярусном иконостасе были старинные иконы, среди них иконы Вознесения Господня, Тихвинской Божией Матери, святых жен-мироносиц, преподобного Сергия Радонежского. Иконостас венчал большой крест с распятым на нем Иисусом Христом и с предстоящими пред Ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечей. Кованая цепь спускалась с потолка, удерживая деревянное паникадило в форме голубя с распростертыми крыльями, подсвечники же располагались на спине и крыльях голубя.

Однако в советское время убранство храма было утрачено, сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви. Икона-небо «Троица Новозаветная», написанная темперой, была передана в фонды Всероссийского историко-этнографического музея в Торжке. План переноса храма в Музей деревянного зодчества в Василеве под Торжком, к счастью, не был осуществлен.

Реставрационные и научно-исследовательские работы, так же как и в Ширковом погосте, велись в 1970–1980-х годах. Восстановлена первоначальная форма окон, покрытие лемехом, удалена обшивка тесом, но работы не были завершены. В 2006 году церковь была передана в ведение Тверской и Кашинской епархии, ненадолго возобновились богослужения в летнее время, а в 2007 году ее закрыли на реставрацию. Храм находился в строительных лесах много лет. Там, где старая древесина существенно прогнила, реставраторы ее заменили, пожертвовав едва заметными следами росписей, которые были выполнены в лубочном стиле.

 

Прихожане, активисты, каждый из нас

По словам служителей храма, в прошлом году была подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России» Минкульта РФ по реставрации памятников истории на реставрационные работы 2019–2021 годов. Состояние памятника деревянного зодчества в настоящее время вызывает серьезные опасения у общественности. На двери храма закреплена табличка, в которой прихожан и туристов информируют о том, что правый нижний венец сгнил, требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

Кроме того, события в Кондопоге обострили чувство пожарной опасности. Община храма собирает средства для установки вокруг Тихвинской церкви забора и оплаты услуг сторожа. Прихожан беспокоит, что местная молодежь часто собирается у стен деревянного храма, курит и распивает спиртные напитки. От неосторожного обращения с огнем, от непотушенной сигареты, хулиганства деревянная церковь с многовековой историей может воспламениться и повторить судьбу своей карельской сестры. Напомню, что Старо-Вознесенская Тихвинская церковь – единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа. Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, напряженная устремленность ввысь – главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества, отмечаемые специалистами.

На сайте церкви в честь святителя Николая Мирликийского (расположен на другом берегу Тверцы, напротив Тихвинской церкви), к которой прикреплен старинный храм, есть реквизиты для перечисления пожертвований. В назначении платежа необходимо указать: «Пожертвование на деревянную церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Торжке».

Общественный активист, основатель компании «Экспедиция в Торжок» Татьяна Соколова – в числе заинтересованных граждан, которые общаются с чиновниками и представителями власти, чтобы сохранить уникальную церковь:

– Батюшка проводит службы в нескольких церквях, восстанавливает их, у него достаточно много работы. В самом храме работает пенсионерка, фактически все на их плечах, мы с ними увиделись, они поделились информацией, и мы решили включиться, помочь. В региональном управлении по сохранению наследия дали полезный совет по сохранению жемчужины Торжка: сначала сделать заказ на обследование церкви, пообщаться со специалистами, увидеть сметы, а потом уже стучаться в разные двери, говорить о финансировании, и пока у нас такой сценарий.

Церковь в Торжке, похоже, уже обрела отряд защитников, которые постараются довести реставрацию до конца и обеспечить пожарную безопасность. Деревянные церкви близки человеку и, как человек, боятся огня. Очень важно привлечь к защите здания от потенциальной опасности и МЧС, противопожарную службу, совместно с реставраторами разработать методологию и порядок проведения противоаварийных работ. Реставрация предполагает обследование, создание проекта – все это занимает время и деньги.

Работы по противопожарной обработке древесины также требуют методик, применимых для памятников историко-культурного наследия. Характеристики огнезащитных составов таковы, что обработка не сказывается на механической прочности древесины, не разрушает химический состав, не приводит к ускорению износа. Однако все это относится к новым материалам, а как отреагирует древесина, которой несколько сотен лет? Необходимо провести лабораторные исследования, прежде чем вести речь о противопожарной обработке тем или иным составом.

Очень важно сохранить деревянные церкви Верхневолжья не макетами, воссозданными после пожарища, а живыми, действующими храмами, дающими возможность прикоснуться к жизни многих поколений наших предков, помолиться вместе с ними за процветание Руси.

Мария ПАРАМОНОВА

36 0
Лента новостей
Прокрутить вверх