Триста спартанцев под Максатихой

23.08.2011, 14:43

ЧЕМУ МЫ УЧИЛИСЬ СРЕДИ ЛЕТА

 

Летняя школа журнала «Русский репортер» расположилась под боком у Твери – в деревне Ручки под Максатихой. С 23 июля по 17 августа она принимала учеников со всей России, по триста человек за смену

 

ПЕРВЫЙ УРОК.СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ

— Я уже десяток пассажиров туда отвёз, — по дороге от Максатихи до Ручков хвастался крепыш-таксист, но всё равно заблудился, чертыхнулся, справился у местной продавщицы и наконец подрулил к школе.

Я вижу лысую девочку с огромным фотоаппаратом. И ещё массу молодых людей, экстравагантных и не очень, скученных и по одиночке, деятельно снующих туда-сюда. На выкошенном лугу разбиты большие армейские палатки. Слева кухня, длинные дощатые столы под навесом. На картонке любовно намалевана карта: улица Научная, Косой переулок, Шумный костёр, Тихий костёр… Вдали видно поле, заставленное палатками всех цветов и размеров. Там живут «летнешкольники».

Штаб лагеря – школа в Ручках, попавшая под топор оптимизации. Это известково-белое здание, чуть облупленное и с провалившимся крыльцом. Стены обклеены свеженькими газетными полосами — творческими отчётами журналистов за первый цикл. В школьном спортзале носятся дети (чьи вы, крошки?). Кто-то, сидя на скамейке, печатает на ноутбуке, нервно грызёт пальцы. Все эти люди, и даже лысая  девочка, кажутся мне странно знакомыми, наверное, потому что близки по духу и приехали с одной целью – учиться и учиться, как завещал нам дядюшка Лейбин, главный редактор «РР».

— Вот вам Люба, поите чаем, кормите шоколадками! – Григорий Тарасевич с бородкой, директор Летней школы и научный редактор «Русского репортёра», лично приветствовал многих новеньких и за руку отводил в нужную мастерскую. Простой и недосягаемый одновременно, он был здесь вождём, строгим критиком, идейным вдохновителем и нянькой. Он вычитывал тексты, заказывал по телефону колбасу и помогал чинить водокачку. Все, даже собственный сын, называли его Гришей, а отчества его никто и не знал. Меня Гриша отвёл на «репортажку».

Мастерскую выбирали по вкусу: журналистика (научная, культурная, газетная, репортажная), фотография, физика, филология, социология, медицина, экология… С точными и естественными науками было строго: три-четыре пары в день, опыты, зачёты, экзамены. А журналисты в основном практиковались:  писали статьи, издавали журналы. Я вошла в кабинет в тот момент, когда коллеги облепили большой стол, сконструированный из нескольких парт, и о чём-то жарко спорили. Весёлая рыжая Алёна водила маркером по доске. Над партой в углу висел плакат с толстыми красными буквами «Вся власть – воображению». Кипел чайник и страсти вокруг стола.

— Я беру пастуха! –  заявляла Настя в зелёном свитере, прилетевшая на школу из Иркутска.

— Тогда я – пасечника, — парировала Юля из Барнаула.

— Давайте сделаем другой проект, — буркнул тонкий мальчик в углу и начал что-то путано объяснять.

—  Тогда получится фигня, — возразила девушка Аня в пёстрой кофточке, студентка МГИМО.

На мастерской начинался проект «Один день из жизни … » В Ручках и окрестностях нужно было отыскать человека выбранной профессии, провести с ним весь день, а потом создать красивый и вдумчивый текст. Летняя школа делится на четыре цикла по пять дней, и практический результат обязателен. Поэтому людям, приехавшим на один цикл, надо было торопиться.

— А можно я возьму…ммм… доярку?  — спросила я робко. И мою фамилию тут же записали маркером на доске.

У Шумного костра Вера из МЕДО звонко пела под гитару: «Скованные одной цепью, связанные одной целью…». На Тихом костре о чём-то вполголоса  дискутировали. В три часа ночи Летняя школа погрузилась в сон. А уже в 3.30 мы с юной коллегой отправились на утреннюю дойку – делать репортаж про доярку тетю Нину (см. «Караван+Я», №33. — Прим. ред.)

 

ВТОРОЙ УРОК. ДОКТОР ХАУС И КРОКОДИЛ

— Доброе утро, Летняя школа! –  зычно кричал между палатками Григорий Тарасевич, похоже, взваливший на себя ещё обязанности будильника.

Кухня встретила пшённой кашей с кабачковым вареньем, а школа — новым расписанием для каждой мастерской. Лекции читались в актовом зале и бильярдной местного ДК, в больших палатках и школьных классах. «Просвещаться» можно было и на других мастерских. Журналисты, например, балдели  от лекций по теории цвета, которые читал добродушный физик Александр Пятаков, а физики интересовались «Психологией лжи», о которой толковала журналистка Катя из Астрахани.

— А ещё есть такой формат общения, — «плюшки», — попутно знакомили меня девочки с репортажной. – Это беседа по душам с известным человеком. А есть «золотая лекция» — то, что интересно всем.

В тот день с «золотой лекцией» приехала Евгения Чирикова, главная защитница Химкинского леса. В отличие от своего медийного образа, где она спорит с президентом, сражается с ЧОПовцами и ратует за смену власти в стране, Женя показалась милой и домашней. Она поила своих деток чаем и приветливо кивала прохожим. Потом были «плюшки» с гуру современной фотографии Сергеем Максимишиным, филологом и юристом Александром Кобринским, да много ещё с кем.

Впрочем, черпать знания на ЛШ можно было не только на лекциях, а в любую секунду пребывания. Там учили мыслить по-другому и всюду искать нестандартные приёмы – например, как записать интервью, ничего не упустив.

— Представьте, что я – доктор Хаус, — прихлебывая кофе, предложил директор Гриша. (Это оказалось нетрудно: Тарасевич  так же остроумен и бородат, как герой популярного сериала.) – И вы должны… заставить меня поехать в больницу Максатихи.

Мы по очереди входили в роль доктора Кади, пытаясь потопить циничного Хауса, но тот изворачивался, как угорь, и сыпал уморительными доводами. Весёлая журналистка Ксения из Казани всё записывала, читала, а мы хором поправляли.

Но самым важным уроком стала редактура наших текстов известными столичными журналистами. Наши опусы детально вычитывали и как на рентгене просвечивали все ошибки и неточности.

— Вот так за пять минут — три года универа, — восхищенно вздохнула Аня из Питера, когда научный редактор журнала «Geo» Борислав Козловский по полочкам разобрал её статью про сельского почтальона.

Досуг тоже выбирали по вкусу. Киноманы вечерами смотрели фильмы на простынке в ДК, интеллектуалы в спортзале играли в «Что? Где? Когда?», а любители подурачиться – в «Крокодила». Мы с юной коллегой Наташей, сидя на расстеленном спальнике, сочиняли текст про доярку.

 

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК.НЕ «ПРЕСТИЖА» РАДИ

Летняя школа – место, где социальные, возрастные и прочие различия стираются. Песням у Шумного костра подпевал филолог и юрист Кобринский с фонариком на лбу. В углу «репортажки» свернулся калачиком научный редактор «GEO» Борислав Козловский… Спартанские условия школы мало кого напрягали. В целом ЛШ как проект сильно отличается от официально-помпезных молодёжных слётов, где главная задача участников — потусить, а власти – отмыть денежку. В Ручках не было случайных людей. Ну, или почти не было. «Школьников» под мухой я тоже не видела, хотя в деревне целых три магазина, один из которых заделан под красное дерево и называется «Престиж». Главный урок Летней школы я усвоила. Он в том, чтобы учиться и учиться, как завещал нам… в общем, вы поняли.

  

Любовь КУКУШИНА, Фото Евдокия ДОБРЕВА

13 0
Лента новостей
Прокрутить вверх