Как преодолеть дефицит доверия. В Тверской области есть неизвестная власти современная экономика

07.08.2018, 14:25

О создании современной экономики в регионе на конкретном примере рассказывает Геннадий Климов, главный редактор журнала «Умное производство».

Тверь и вся Тверская область на самом деле удобное место для развития самых разных индустрий. В регионе есть три глобальных конкурентных преимущества: избыток электроэнергии, удобная логистика между двумя российскими столицами, и, самое главное, здесь присутствуют несколько научных и инженерных школ, которые способны быстро выйти на мировой рынок с конкурентоспособной высокотехнологичной продукцией. Хочу вам это показать на конкретном примере.

На фото слева Геннадий Климов, Коротких Сергей Григорьевич заместитель генерального директора по приборостроению ООО "ИНТЕХ-Внедрение" и Беляков Виктор Николаевич генеральный директор ООО "БАЛТНЕФТЕГАЗСЕРВИС" г. Тверь. ООО "ИНТЕХ-ВНЕДРЕНИЕ" г. Москва, на фоне скважинного прибора электрического дивергентного каротажа "Тверца ЭДК-7-89-01 ВЦ".

 

«Геофизика»: востребованный тверской кластер

42 года назад в Калинин (Тверь) приехали около 80 ученых из Башкирии с семьями, которые стали основой научного центра геофизики, призванного создать приборы и оборудование, которые способствовали бы поиску природных ископаемых.

После всех пертурбаций последних лет сейчас в этой отрасли в Твери, как мне рассказал Виктор Беляков, генеральный директор ООО «Балтнефтегазсервис» (Тверь), задействовано около 1 000 человек, которые распределены по множеству частных фирм. Многие из них работают в Египте, Кувейте, Иране, Саудовской Аравии, США и по всему миру, под флагами разных стран. Ну и, конечно, в России, Казахстане и в других странах бывшего СССР.

Я как раз сейчас загорелся желанием создать в Твери кластер, проектный хаб, где бы были созданы условия взаимодействия, взаимного доверия, синергии усилий и достижений. Вокруг журнала «Умное производство» мы уже имеем клуб самых профессиональных машиностроителей, электронщиков, программистов и математиков. А что, если их объединить в один клуб с геофизиками? Мы же победим все американские школы! Тем более США ввели санкции на поставку высокотехнологичного оборудования в Россию.

В моих планах познакомиться лично со всеми геофизиками и машиностроителями, работающими в Тверской области и Подмосковье в сфере поиска и добычи полезных ископаемых. Мы готовим для журнала «Умное производство» обзор фирм в сфере машиностроения для нефтегазовой отрасли.

На фото Олег Сергеев, директор "Герс-технолоджи". 

 

В рамках этого проекта я посетил на днях в Твери компанию «Герс Технолоджи», пообщался с директором Олегом Сергеевым. У них идеальный проектный институт, разрабатывающий и производящий оборудование для инженерного сопровождения строительства нефтяных и газовых скважин. Они производят и механику, и электронику, и программное обеспечение – и все высочайшего уровня. Видел у них в цехе три станка, поставленные им нашими давнишними партнерами из компании «Пумори» Александра Баландина, руководителя Екатеринбургского отделения Союза промышленников и предпринимателей. В фирме «Герс Технолоджи» царит удивительно дружелюбная атмосфера, как в команде, которая может совместно решать задачи любой сложности. Как раз «Герс Технолоджи» – наглядный пример проектных атмосферных хабов, о которых я так часто говорю.

Совершая вояж по машиностроительным предприятиям, специализирующимся на нефтегазовом оборудовании, я ищу живые предприятия. Так, я посетил в Бежецке ООО «Инжиниринговый центр «НафтаТек». Компания занимается разработкой, производством, а также модернизацией нефтегазового оборудования. В цехах видел собранные самоходные буровые установки. Это пример частной компании, которая создается на энтузиазме и благодаря уникальным компетенциям ее руководителя. Президентом группы является ее основатель Фуад Ахмедов. Он чудесный человек, бакинец, переехавший в Россию. В свое время инженерная школа машиностроения для нефтяников начиналась в Баку.

Пока я сделал несколько выводов. Для российских производственников открылся огромный рынок в связи с введением американских санкций. В этот раз не мы (как в случае с сельским хозяйством), а сам Запад запретил своим компаниям экспорт оборудования. Нефтяникам и газовикам срочно понадобилось искать замену импортному оборудованию, поэтому программы импортозамещения в этой отрасли открывают шансы для российского индустриального бизнеса.

И в силу особой концентрации таких компаний в Твери возникает возможность построить здесь несколько современных предприятий.

 

Объединить профессионалов

На фото: Геннадий Климов, Владимир Баюнов, Фуад Ахмедов и директор по производству в ООО «Инжиниринговый Центр «НафтаТек» Джафаров Юсиф.

 

Но здесь есть западня. Чтобы делать конкурентоспособный бизнес, нужны уникальные компетенции как в нефтегазовом секторе, так и в машиностроении одновременно. А так бывает редко. Во-вторых, к моему удивлению, такие уникальные специалисты даже в пределах одного региона часто не знакомы друг с другом. Как результат вижу, что компании, даже расположенные рядом, тратят деньги и время на одинаковые технологии и станки (например, покупают токарные станки для длинномеров). При этом и там и там они загружены максимум на 10%. Кооперация практически отсутствует. Причина – дефицит доверия друг к другу и отсутствие информации друг о друге.

И еще. Во всех компаниях слишком много универсального оборудования. Конечно, там работают выдающиеся специалисты. Например, в ООО «Инжиниринговый центр «НафтаТек» в Бежецке прекрасный специалист Александр Кузнецов. Он токарь-расточник. Ему 74 года. На ветеранах держится еще многое. Но молодежь на эти станки найти уже трудно. Нужны цифровые технологии, нужны станки с ЧПУ. Та же «Роснефть» как основной покупатель требует переходить от кустарного производства к строительству новых заводов. А серийные заводы строятся совершенно по другим принципам, чем опытные производства. Тут нужна кооперация с нашими проектировщиками «умных производств». Создаваемые сегодня заводы должны быть конкурентными и через 10 лет, выпуская продукцию малыми сериями в заданные сроки и с обусловленной себестоимостью, не превышающей себестоимость конвейерного производства. Умные производства это умеют, но их нужно проектировать изначально умными, чтобы потом не нести ненужные затраты.

И еще важно развиваться по кластерному принципу. Поэтому журнал «Умное производство» впредь усложняет свою миссию. Мы становимся коммутаторами отраслевой и межотраслевой кооперации и хотим создать в Твери узел комьюнити-менеджмента: создания, поддержки и развития сообществ или структур с сетевой иерархией в сфере геофизики.

Члены нашего клуба получат глобальное рыночное преимущество – возможность получать надежных партнеров. Мы будем гарантами, которые формируют среду взаимного доверия среди участников рынка. В принципе, мы и раньше этим занимались, создавая репутации компаниям и предпринимателям. Благодаря этому некоторые члены нашего клуба из рядовых стали глобальными игроками рынка высокотехнологичной продукции. Теперь мы это поставим на поток, создавая инструментальную основу для личностных коммуникаций.

 Кроме того, надо создать общественную ассоциацию машиностроителей, работающих для нефтегазовой отрасли. Во-вторых, будет на базе журнала «Умное производство» создан закрытый клуб для профессионалов, имеющих предельные компетенции и репутации надежного партнера. В-третьих, мы к концу года вместе с Игорем Бреслером, генеральным директором тверского АО «НИИИТ», запустим закрытую социальную сеть наподобие «Фейсбука», в которой профессионалы смогут быть на связи друг с другом в реальном времени. Там же можно будет презентовать новые возможности и налаживать кооперативные связи. Сеть будет построена на принципах умных иерархий, верховными координаторами станут модераторы журнала «Умное производство».

Кстати, возглавить ассоциацию (стать исполнительным директором) я предложил Владимиру Баюнову из Бежецка. Он очень неравнодушный человек. (В.А. Баюнов окончил в свое время факультет механизации Калининского СХИ и РАГС при Президенте России, работал на заводе «Бежецксельмаш». Был на партийной работе. Депутат Государственной думы РФ 1-го и 2-го  созывов.)

От правительства Тверской области нужна незначительная помощь. Хорошо было бы придать официальный статус кластеру, стихийно сложившемуся в регионе. Научно-производственный кластер «Геофизика» мог бы стать драйвером экономики не только Твери, но и России в целом. Наши ребята и так уже работают по всему миру, почему бы им не работать под национальным флагом и флагом Твери?

А уж внутри кластера можно, при умных подходах, решать много проблем системного повышения эффективности всех участников не только в части взаимной поддержки и кооперации, но и в части подготовки специалистов, совместного продвижения на мировые рынки. Именно для этого в регионе давно пора создавать проектные офисы.

 


Справка

Геннадий Климов руководил службами автоматизации «Центросвара» на пике его развития, построил в Твери первое советско-германское предприятие «Свартеплотехника», в начале 1990-х годов первым запустившее поставки произведенной в Твери продукции в Западную Европу. Климов с группой единомышленников 11 лет назад сформулировал идеологию умного будущего и создал методологию умных производств, которые легли в основу доктрины «Индустрия 4.0» – главного драйвера мирового индустриального развития.

50 0
Лента новостей
Прокрутить вверх