«Король Лир» нашел пристанище в Твери. На сцене Тверского ТЮЗа кипят шекспировские страсти

28.11.2017, 14:25

«Король Лир» – одна из самых душераздирающих историй Шекспира. В пьесе говорится о взаимоотношениях отцов и детей, о борьбе лицемерия и истинной любви, предательства и верности. Премьера трагедии состоялась на сцене ТЮЗа в минувшие выходные. Актеры готовили постановку днем и ночью, тщательно прорабатывая каждую деталь. «Караван» побывал не только на премьере, но и на генеральной репетиции спектакля.

– У ТЮЗа тяжелая история с шекспировскими пьесами, за последние 20 лет по разным причинам они не дошли до тверского зрителя. Но я счастлив, что пьесу «Король Лир» все-таки увидят, – рассказал накануне премьеры исполнитель главной роли заслуженный артист Александр Евдокимов. Ему удалось показать в первую очередь доверчивость и наивность – качества, сгубившие короля Британии.

С самого начала актеры ТЮЗа принялись репетировать сцену поимки и ослепления графа Глостера, которого сыграл заслуженный артист Александр Романов. «Верю», – сказал бы Станиславский. В этой сцене – накал эмоций. Герцог Корнуэльский бросается на графа и вырывает ему глаз: «Держите кресло, молодцы! Сейчас я растопчу твои глаза ногами!». Глостер вопит: «Ко мне, на помощь! Ужас! Боги! Боги!».

Старший Глостер не замечал лицемерия и коварства со стороны своего внебрачного сына Эдмунда, но прозрел, когда потерял глаза. Однако от искалеченного и выброшенного на улицу графа не отвернулся обиженный им сын Эдгар в исполнении Андрея Иванова. Этим самым Глостер схож с королем Британии, обделившим наследством младшую дочь Корделию.

– Так, репетируем четыре четверти, – скомандовала балетмейстер Маргарита Красных.

Актеры принялись простукивать каблуками нужный ритм, чтобы создать на сцене атмосферу запредельных пыток. Стоит сказать, что режиссер-постановщик Наталия Лапина уделяла огромное внимание каждой детали – музыкальным переходам, громкости звучания, расстановке актеров: на каком стуле лучше сидеть или стоять, как лучше душить герцога Корнуэльского. В эпизоде с Корделией и французскими войсками Наталия Лапина попросила артистку Ангелину Аладову обуть туфли на высоком каблуке.

Фразу «Граф, будьте гостем. Я удивлена, что миротворец муж мой нас не встретил» актрисе Дарье Астафьевой нужно было произнести так, чтобы показать не только страстную любовь Гонерильи и Эдмонда, но и юмор. Да, без юмора не обойтись даже в трагедии.

Когда артист Александр Крайнов спрыгнул с трехметровой высоты и сделал эффектный кувырок, тем самым погасив инерцию, режиссер сказала в громкоговоритель:

– Что это за ниндзя? Проще, Саша.

Ну а появление Эдгара/бродяги Тома из глубин сцены должно стать настоящим аттракционом ужасов для зрителей с первых рядов. Андрей Иванов действительно появляется неожиданно, будто вырастает из-под земли. Зловещий балахон и свет непременно сделают свое дело: кто-нибудь точно вздрогнет и скажет «Ой!».

Литературный «Король Лир» – богатый материал для театра, он гениален сам по себе, просто потому, что его написал Шекспир и лучше всех перевел на русский язык Борис Пастернак. Кажется, основная трудность для любого режиссера-постановщика заключается в том, чтобы внести в великую трагедию что-то свое.

Классику у нас очень любят: билеты на первые премьерные спектакли уже раскуплены, в работе задействована почти вся труппа ТЮЗа. Мрачные декорации, пропитанные атмосферой упадка, отличный свет, музыка и очень выверенный монтаж сцен. Получилось ли у Наталии Лапиной внести свое авторское «я» в бессмертную трагедию Шекспира? Думаю, да. Свою оценку поставит и тверской зритель. Увидеть спектакль можно будет 2, 3 декабря и 2 января.  

Павел Кириллов

34 0
Лента новостей
Прокрутить вверх