«Усатый нянь». Тверитянин Владимир Крошкин о том, что воспитание детей – это мужское дело

19.09.2017, 17:13

Недавно мы в редакции «Каравана» наткнулись на объявление «Лучший нянь Твери ищет работу». Нам показалось необычным, что мужчина работает няней, и мы решили взять у него интервью. Педагог, музыкант, артист хора Тверской филармонии и многодетный отец Владимир Крошкин рассказал, почему он любит работать няней.

Владимир – мужчина с доброй улыбкой и мудрым взглядом, он с первых минут располагает к себе и внушает доверие. У него есть не только усы, но и борода, так что звание «усатого няня» Владимир точно заслужил.

«Я с детства этакий Бонифаций»

– Как вы стали заниматься таким нетипичным для мужчины делом?

– На самом деле тут нет ничего необычного. Я понимаю, когда люди видят объявление, возникает мысль: «Все мужики на заводах работают, а он с детьми сидит». Но большинство известных педагогов – это мужчины: Макаренко, Сухомлинский, Федоров, Иванов, Корчак, Карнеги и т.д. Я считаю, что воспитание детей – это мужское дело. Когда я окончил музыкальное училище в Костромской области, переехал в Тольятти,  то пришел устраиваться в местный детский сад. Показал свой диплом, сказал, что у меня есть музыкальное педагогическое образование, но я хочу работать воспитателем. Так меня и приняли на работу.

– Почему тогда в детских садах работают одни женщины?

– В России очень мало мужчин, которые работают в детских садах: один в Екатеринбурге, один в Курске, один в Питере, один в Белоруссии… В Твери не встречал, чтобы кто-то этим занимался. Причина понятна: мужчина – это все-таки кормилец семьи, а кто пойдет в детский сад на такую зарплату? Это даже не зарплата, а пособие. А кризис образовательной системы начинается именно отсюда. Педагогов не ценят. Воспитателей остро не хватает, поэтому в садах работают не педагоги, а обычные женщины, например, ради того, чтобы пристроить в сад своего ребенка. А там и этому рады, должен же кто-то работать.

– Сами тогда почему этим занимаетесь?

– Сколько себя помню, ко мне всегда прилеплялись  дети. Как к Бонифацию из известного мультфильма. Позже  я понял, что я ничего так хорошо не умею делать, как заниматься с детьми. И это нравится мне больше всего на свете. Хотя работал в других местах, в том числе на заводе. Но, даже не работая в саду, я продолжал работать с детьми: проводил домашние праздники, ставил с ними спектакли. Это уже превратилось в хобби. Сейчас работу няней я совмещаю с работой в филармонии.

 

«Найти общий язык можно с любым ребенком»

– Вы больше с мальчиками работаете или с девочками?

– По-разному, в прошлом году работал с мальчиком. С весны по конец лета сидел сразу с четырьмя: три девочки и мальчик. Сейчас они все пошли в сад.

– Но ведь еще с древних времен мальчикам в качестве воспитателей нанимали мужчин, а девочкам – женщин?

– Это необходимо при достижении определенного возраста, а в раннем детстве мужчина нужен в воспитании и мальчика, и девочки. Пока ребенок маленький, в  него закладываются многие вещи. В мальчике нужно воспитывать мужские качества, он должен постоянно видеть перед собой пример мужчины. А у девочки формируется подсознательное представление о мужчине, потом, исходя из этого, она будет выбирать себе супруга. Очень важно, чтобы у детей был перед глазами хороший пример человека, который имеет  такие качества, как уравновешенность, ангельское терпение (на мой взгляд, это необходимые качества для няни). Мне больше нравится заниматься именно с детьми дошкольного и начального школьного возраста. В этом возрасте им можно передать больше. Ведь важнее всего то, что заложено в ребенка до шести лет. Многие почему-то, наоборот, несерьезно относятся к этому возрасту, а потом будет сложно перевоспитывать.

– То есть вы по-разному строите свое общение с мальчиками и с девочками?

– Конечно, хотя обоим нужно показать достойного мужчину. Но для девочки, например, важно, чтобы рядом была защита и опора. Вообще, в любом случае к каждому ребенку нужен свой подход. Например, я сидел с двумя девочками. Та, что постарше, сразу стала играть, вторая осторожничала. Это нормально, все мы разные.

– Когда попадается ребенок со сложным характером, не отказываетесь с ним сидеть?

– Нет. Все равно нужно искать подход, ребенок все-таки. Найти контакт можно с любым.

 

«Пусть Володя поживет с нами»

– Наверное, профессия няни актуальна, ведь сейчас катастрофически не хватает мест в садах?

– Некоторые вообще принципиально не хотят отдавать детей в садик. А иногда бывает ситуация, что мест действительно нет, а частный сад стоит примерно столько же, сколько и услуги няни. В принципе, плюсы есть и в том и в другом. В саду дети учатся общаться, социализируются. А с няней развивают навыки личного общения, няня учит многим вещам. Но я нахожу выход, мы приходим на площадку, и я играю со всеми детьми сразу. Иногда ставим прямо на улице сказки, например «Волка и семерых козлят». Я обычно играю волка, какую-нибудь маму подключаем в качестве козы, а дети становятся козлятами. Бывает, даже придешь на площадку, начинаешь играть с одним ребенком, а постепенно все подтягиваются.

Летом гуляли в Заволжье, так там дети уже кричали мамам: «Пошли быстрее на площадку, там дядя Володя с детьми пришел. Иногда, когда начинаю играть с детьми, спрашивают, кто я.  Обычно отвечаю: «Усатый нянь». Несколько раз на такой ответ услышал: «Вы Володя, что ли?». Так что меня уже знают (улыбается). Был мальчик, который сказал маме: «Я люблю Володю, пусть он поживет с нами» (смеется). Пришлось объяснять, что папа точно будет против.

– Сколько у вас своих детей?

– У меня четверо детей. Сейчас сыновья в Москве, жена тоже работает полнедели в Москве, потому что в Твери нет работы. А я остался в Твери с дочкой, она учится в 5-м классе. Не хочу переезжать работать в Москву (улыбается). А ведь если подумать, там няней можно спокойно больше 60 тысяч зарабатывать.

– Ваши дети не ревнуют? Вы все-таки с такой любовью говорите о своих воспитанниках.

– Нет. Они уже в том возрасте, когда я им отдал все, что мог.

– С такой профессией приходится тоже постоянно развиваться, читать литературу?

– Да, например, недавно изучал разные народные игры. Мы не задумываемся, но игры развивают определенные качества в детях и в первую очередь учат общаться. Например, если ребенку нужно в игре «Колпачок» потанцевать перед всеми – это хорошо избавляет от комплексов. Сейчас много книг читаю по педагогике, хорошо, что они доступны в интернете. Разработано много зарубежных систем, но в чистом виде они нам не подходят, менталитет немного другой, поэтому беру только какие-то части от них. Как-то даже хотел открыть свой сад на дому, назвать его «Крошкин дом», но для этого нужно слишком много разрешений.

***

Когда мы уже прощаемся с Владимиром, я наблюдаю интересную сцену. Видим маленького мальчика, который угрюмо сидит у машины, пока его папа что-то выгружает. И происходит удивительная вещь: мальчик, увидев моего спутника, расплывается в улыбке. Они здороваются и спокойно перекидываются парой фраз, хотя видят друг друга впервые. Видимо, действительно существует такой дар – находить контакт с детьми.

Екатерина СМИРНОВА

100 0
Лента новостей
Прокрутить вверх