Тверь, хватит проигрывать! Основатель тверского центра прикладной урбанистки Михаил Хомутов – о шансах города на выживание

20.06.2017, 14:30

В России выстраивается сеть центров прикладной урбанистики, направленных на развитие городов. Создатель этого проекта и его идеолог – известный российский урбанист Свят Мурунов. Недавно, кстати, он проводил исследование в Торжке (см. материал Свят Мурунов: «Город – это смыслы и культура» – №19 (1100) от 17.05.2017). ЦПУ уже формируются в 195 городах: Ростов-на-Дону, Казань, Ярославль, Воронеж, Краснодар, Киров, Вологда, Ижевск, Пермь, Хабаровск, Якутск и др. Недавно центр прикладной урбанистики появился и в Твери. «Караван+Я» поговорил с его создателем – Михаилом Хомутовым.

«Тверь мало кто считает своим городом»

– Почему вы решили заняться развитием ЦПУ в Твери?

– Это долгая история. Я один из основателей проекта «Лаборатория Удобный город» (ЛУГ). Когда мы занимались ЛУГом, там преобладали технические моменты: ширина дороги, установка светофора, организация дорожных развязок. По сути, то, что сейчас делает администрация Твери, мы предлагали несколько лет назад.

В прошлом году я сделал случайную выборку, опросил 100 человек, и только двое сказали, что живут в Твери и ощущают город своим. Для остальных город как чужой. Это нормально, если 70-80% жителей города можно назвать «пассажирами», а у нас таких почти 100%.

– Интересно. А почему так происходит?

– Тверь – это фактически коридор между Москвой и Питером. Сейчас Тверская область отдает больше, чем получает. Мы отдаем самое ценное – людей, в том числе амбициозных и умных. И никто не занимается этим вопросом. Нет никакой аналитики. Когда начнется учебный год, я планирую опросить тверских школьников, студентов и понять, чего они хотят. Аналогичный опрос сделали в Нижнем Тагиле – выяснили, чего не хватает молодежи, а потом начали развивать город именно в этих направлениях. Изначально оказалось, что три четверти старшеклассников покинут Тагил. Среди причин: отсутствие актуального высшего образования, культурной жизни и т.д. Сейчас в Нижнем Тагиле работают над этим.

– Помогает?

– Ждать результатов можно через 3-5 лет.  Чтобы видеть динамику, нужно проводить исследования каждый год, а это само по себе хлопотное занятие. Представьте, сколько в городе школ, институтов и университетов.

– Что вы имели в виду, назвав жителей Твери «пассажирами»?

– До начала последнего кризиса был бум автомобилизации – у людей были деньги, и они могли их тратить. Сейчас кризис, но количество машин растет.  Причин этому несколько. Одна из них – неудовлетворительная работа общественного транспорта, из-за этого жителям приходится передвигаться на машинах. Влияет и отсутствие коммуникации между людьми, жители некомфортно ощущают себя в городе. Человек вышел из квартиры, сел в машину, доехал до работы, вышел с работы, сел в машину и приехал домой. Такой человек изолирован от города, от общения с другими людьми, от общественных пространств. Соответственно, он становится «пассажиром», ему все равно, где жить. А раз все равно, почему бы не выкинуть мусор в окно, не подраться с другим водителем на дороге и т.д. Это же не его город.

 

«Нужно готовить город к тому, что будет через 20-30 лет»

– Вы давно знакомы со Святом Муруновым?

– Я пересекался с ним в Москве, когда помогал рабочей группе программы «Новые лидеры территориального развития». В 2014 году у ребят был выпускной проект в Торжке, они разрабатывали концепцию развития города через туризм. Я им помогал, показывал Торжок. Мне это было интересно. Тогда же я познакомился с Татьяной Соколовой, которая сейчас занимается развитием Торжка.

В конце марта 2017 года я съездил на воркшоп Свята в Торжке и окончательно понял, что это именно то, что я искал. Ведь проблема Твери в том, что развитием города никто не занимается. Никто не думает, что будет с Тверью через 10, 20 или 30 лет. На трехдневном обучении в школе ЦПУ в Торжке мы как раз обсуждали, каким будет Торжок через сто лет. Это сильно влияет на человека и на его восприятие себя и города, в котором он живет.

Необходимо предпринимать конкретные меры исходя из прогнозов. Например, сейчас набирает обороты такой тренд, как удаленная работа. К 2020 году каждый пятый россиянин будет трудиться дистанционно – и это уже официальные прогнозы. Совсем скоро отработаются технологии взаимодействия, и мы увидим взрывной рост «удаленки». В результате граждане начнут «расползаться» из Москвы, и возникнет конкуренция между областями и городами ЦФО за этих людей. Я не вижу в действиях нашей администрации, что они учитывают этот тренд. Впрочем, перед администрацией таких задач никто и не ставил.

– То есть Тверская область должна поставить себе цель победить в этой конкуренции?

– Да. Но мы сейчас проигрываем. По зарплатам Тверская область на одном из последних месте в ЦФО. По факту, у нас ушло много интересных проектов. Популярный сейчас фермер Олег Сирота, например, рассматривал нашу область для открытия сыроварни, но победила Московская ( http://olegsirota.livejournal.com/23901.html ). В 2013 году я пытался «приземлить» в Тверской области проект «Поселок программистов» (poselok-programmistov.ru) . У его основателя был партнер-инвестор, планировалась застройка поселка на тысячу семей. Я возил основателя проекта Алексея Конышева в Весьегонск. Там нашелся землевладелец, который располагал участком земли с необходимыми коммуникациями. Однако переговоры затянулись, инвестор решил выйти из проекта. Сейчас Алексей строит этот проект в Кировской области на свои средства. Уже 8 домов из 56 выкуплено. Это могло быть и в Тверской области…

Кстати, плюс удаленщиков в том, что это, как правило, высокоинтеллектуальные люди, готовые менять окружающую среду. Тот же Алексей строит свой поселок, а при этом ведет в ближайшей школе курс по веб-разработке (подробнее об этом можно прочитать по ссылке http://blog.poselok-programmistov.ru/posts/10).  Там же выложен и сам курс обучения, написанный Алексеем Конышевым.

 

«Московские дачники привозят деньги и культуру»

– По роду занятий, я проехал область практически полностью, от Весьегонска до Западной Двины. Я видел, как там живут люди. Московские пенсионеры и дачники привозят туда деньги и культуру. Например, покрыл дачник красиво крышу, поставил хороший забор, в течение нескольких лет местные жители «подтягиваются», находят возможность сделать так же на своих участках. Когда мотаешься по области, внимательно наблюдаешь за всем, это дает почву для размышлений. Ты смотришь на дома, на их отделку, на марки автомобилей у народа. Можно скрыть официальную статистику, но дома и машины не прячут. В Кашинском районе, например, люди массово держат коров, перекупщики из Москвы приобретают у них продукты переработки молока. Зато у каждого второго дома по машине стоит. Люди водопровод налаживают, чем-то еще заняты. В общем, бьются за развитие. Приезжаешь в Краснохолмский район, особенно на его окраину, а там глухо и беспросветно.

– Получается, что район может спасти только близость Москвы?

– У нас область живет частично за счет трассы М-10, частично за счет близости Москвы. Но и при этом мы умудряемся проигрывать по многим вещам. У нас есть все, но мы этот потенциал не используем… Есть Селигер, Весьегонск, трасса М-10… Несколько лет назад мне попадалась статистика, что в сутки по этой трассе проезжает 11 тысяч машин, а мы с них зарабатываем только на заправках и стоянках. Туристические объекты и все остальное – мимо кассы. У нас их практически нет, при том что  у нас идеальное расположение. Проехал 200-300 километров от Москвы, вышел ноги размять, зашел в музейчик. Отдал 150 рублей, выпил чашку кофе, часовую программу посмотрел. Это ведь не только развитие, но и занятость местных жителей. Но этим никто не занимается. Посмотрев на это все, я и решил заняться ЦПУ в Твери.

– В Твери вы один или есть единомышленники?

– В некоторой степени меня поддерживают ребята из ЛУГа. Но нужно понимать, что мы уже 5 лет проработали вхолостую, поэтому люди устали. Я сейчас формирую новую команду, с которой мы и будем менять город.

– То есть люди могут к вам присоединяться?

– В какой-то степени. Нужно понимать, что это некоммерческий проект. Он существует на то, что я зарабатываю. Нет никаких зарплат, но есть масса работы, которую нужно сделать.

 

Люди и шкафы

– Расскажите о недавних проектах в Твери.

– У меня была целая эпопея с установкой книжных шкафов на остановках Твери. Инвентарь мне отдавали граждане. Так, на остановке «Улица Комарова» появился первый шкаф Мечислав (идея называть шкафы для кроссбукинга пошла из Хабаровска). Мечислав простоял пару недель, потом пропал в неизвестном направлении. Поставили новый, он исчез за сутки. В скором времени Мечислав должен вернуться на остановку «Улица Комарова».

– А какова идея проекта?

– Подобный проект уже реализован в Хабаровске. Постепенно вокруг шкафа, заполненного книгами, начинают образовываться сообщества, выстраивается коммуникация между горожанами. Это своеобразный инструмент для развития коммуникации, которой в Твери не хватает.

Также я сейчас готовлю реестр городских сообществ и активистов. У нас есть интересные люди, яркие проекты, но их не видно. Чтобы их найти, нужно проводить чуть ли не археологические раскопки. Поэтому создается ощущение, что в городе ничего не происходит. Если люди будут видеть, что что-то есть, то и отношение к городу будет меняться. Потом хочу собрать активистов, познакомить между собой, провести форум городских сообществ, где можно будет рассказать о своих проектах.

В сентябре-октябре мы будем проводить опросы среди студентов, анкеты составят эксперты ЦПУ, соответственно нужны будут волонтеры, которые будут проводить анкетирование. Тверской ЦПУ – это только маленькая часть большой сети по России, у нас порядка сорока экспертов в разных сферах. Позже планируется, что они будут приезжать в Тверь на мастер-классы, лекции, воркшопы и т.д.

– На какие средства это будет проводиться?

– Что-то будет реализовываться на мои личные средства. Возможно, что-то центр будет зарабатывать, оказывая различные услуги. Что-то будет за счет партнерских отношений с компаниями. Единственное, мы не лезем в политику: никаких лозунгов, никакой символики и т.д. У нас будет открытый оргкомитет форума городских сообществ. Даже если с нами будет работать политик, он будет работать как обычный гражданин, оставив все свои регалии. Хоть глава Твери, хоть депутат городской думы или заксобрания.

 

Фантастический сценарий: все сделают чиновники. Реалистический: все сделают инопланетяне

– Не так давно Свят Мурунов проводил исследование в Твери по заказу одного из застройщиков. (Результаты исследования можно посмотреть по ссылке (https://docs.google.com/presentation/d/1MQile4MaVITSP1Nc_ItskV0GuCo0Cmhja9YsRuOSSAQ/edit#slide=id.p8). Я общался с ним на тему нашего города. Он честно сказал, что по Твери у него прогнозы неутешительные. Это не приговор, но серьезный повод задуматься, что будет с городом и есть ли смысл здесь жить. Свят пришел к выводу, что через несколько лет, возможно, жизнь в Торжке будет лучше и интересней, чем в Твери. Если будет возможность работать удаленно, тогда на первый план выйдут такие критерии, как чистота, экология, транспортное сообщение и т.д. У нас есть только стратегическое преимущество, расположение между Питером и Москвой. Нужно развиваться, пропагандировать нашу область, чтобы привлекать удаленщиков, для которых важна такая мобильность.

– Пока же Тверь не ждет ничего хорошего?

– Либо мы развиваем город, налаживаем коммуникации горожан, либо город будет потихоньку умирать. Еще одна проблема Твери – отсутствие городского диалога между жителями, администрацией и бизнесом.

Например, у меня недалеко от дома появился участок под точечную застройку, вдоль этого участка шла тропинка, ее перегородили забором. Время от времени вижу, как бабушки возмущаются, они привыкли, что она там есть. Этой тропинке, вполне возможно, лет 50 уже было. При этом на заборе нет никакой таблички. Бизнес не считается с горожанами, не считает нужным рассказать, что происходит.

Такая же ситуация с администрацией. Она что-то делает, существует в своем мире, но со стороны это выглядит смешно. Вспомните эпопею с остановками. Если сравнить Тверь с человеком: правая рука делает одно, левая другое, ноги идут вообще непонятно куда. В результате ничего путного не происходит.

Нужно выстроить этот диалог, обеспечить для всех равный доступ к участию в нем. Тогда город начнет развиваться. Тут сложность в том, что нет готовых решений проблемы. Нужно нащупывать его: перенимать опыт других ЦПУ, готовить своих специалистов по городской модерации и городским событиям, проводить различные мастер-классы, воркшопы и т.д. То, как город меняется, можно будет понять на практике, опять же ежегодно опрашивая школьников и студентов. Если ничего не изменится, активные люди будут уезжать.

Экономика сейчас перестраивается. Если раньше основные траты у людей уходили на материальные объекты: продукты, вещи, то сейчас большую часть занимают расходы на неосязаемые товары, например на услуги. Нужны креативные люди, способные придумывать что-то новое. Читал, к примеру, как-то статью:  Мария Белинская в Кашинском районе разводит лошадей, к ней приезжают туристы из Москвы, девушка открыто говорит: «Если вести дела с умом, то в месяц фермер может заработать 60-80 тысяч рублей, – уверена. – Главное – работать во всех направлениях».

Если Тверь проиграет конкуренцию  городам ЦФО, у нас будет еще большее «днище». Хватит проигрывать. В Ярославле, например, уже реализуют проекты по объединению жителей. Есть два пути развития Тверской области — реалистический и фантастический. Фантастический: это сделают наши чиновники. Реалистический: прилетят инопланетяне и все сделают за нас. А мы пойдем третьим путем – будем делать сами.

P.S. Проект ЦПУ в Твери на начальном этапе развития. Если вы хотите присоединиться к нему, можете писать Михаилу:  jeronimo2000@mail.ru. Группа ЦПУ «ВКонтакте»: vk.com/cputver.

Беседовала Екатерина СМИРНОВА

33 0
Лента новостей
Прокрутить вверх