Научный потенциал тверской земли

23.08.2016, 13:48

Как его развивать и разумно использовать?

Памятник учителю в Торопце. В этой школе учились два великих конструктора: создатель «Бурана» Юрий Семенов и создатель «Шаттла» Севир Богданов

В Твери 19 июля ушел из жизни выдающийся химик, заслуженный деятель науки РФ Юрий Папулов. Возникли проблемы с оказанием ему первой помощи в областной больнице; как сказал сын, «ни до кого из начальства нельзя было дозвониться, пришлось вести в 4-ю». Информация о самой смерти не вышла за пределы семьи и кафедры физической химии. Петровская академия и журналисты «Каравана» узнали об этом поздно, поэтому напечатали некролог лишь в позапрошлом номере. Почему же ранее никто – ни товарищи по Тверскому госуниверситету, ни ректор, ни мэр Твери, ни губернатор не выразили публичного соболезнования?.. Мы равнодушны к друг к другу, обособленны, не хотим знать о творцах науки и их достижениях, не умеем стимулировать развитие творческого потенциала интеллигенции – социально активных работников умственного труда. А ведь это — соль и надежда тверской земли.

 

Вот почему возникла потребность обсудить на страницах газеты ситуацию в науке, причины разобщенности научного сообщества, влияние его на интеллектуальную и политическую культуру Тверского региона. Об этом мы и повели разговор с Геннадием Климовым, главным редактором федерального журнала «Умное производство», автором исторических и политологических книг, и Владимиром Осиповым, кандидатом философских наук, руководителем Тверского научного центра комплексного изучения человека, председателем Тверского регионального отделения Петровской академии наук и искусств.

 

ЗНАНИЯ ПО ОТДЕЛЬНОСТИ – НИЧТО

 

Владимир ОсиповГеннадий КЛИМОВ: – Российская традиционная наука, к сожалению, умирает, и не потому, что она не востребована, а потому, что в академии наук и в университетах исчезли научный дух, научное любопытство, взаимная поддержка, исчезла научная атмосфера. Все разбились на маленькие группки по интересам, местечковые «тусовки». Печатают свои брошюрки по 100 экземпляров, которых не читает никто, кроме автора и корректора издательства, и это называют наукой.

 Я больше знаю, к сожалению, положение дел в федеральной науке, чем в тверской, но думаю, что ситуация примерно одинаковая. Например, важнейшие для нашей страны науки – социология и экономика. Экономисты, которые группируются вокруг Руслана Гринберга из института экономики РАН, никогда не будут читать научных работ тех, кто «тусит» вокруг ректора Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации Владимира Мау. И наоборот. Еще одна группа публицистов-популистов как-то существует вокруг Сергея Глазьева и тоже ничьих трудов не читает.

То же самое и в других науках. Химики не следят за достижениями физиков, физики – за достижениями математиков, лингвисты вообще «вещь в себе», археологи не изучают историю религий, а без этого их работа становится бессмысленной, культурология не пересекается с историей, история с политологией и так далее. Между тем сейчас все мировые достижения происходят на стыке наук, но не у нас. У нас междисциплинарные исследования просто негде обсуждать и защищать. Науке необходимы среда, коллективы людей, которым интересно добывать новые знания. Ученым важна общественная оценка и признание, общественный интерес к научным открытиям. Это тоже важно. Но этого нет – и нет поэтому самой конкурентоспособной науки.

Владимир ОСИПОВ: – Кризисы в развитии науки возникают периодически, есть для этого даже специальные термины: «изменение стиля мышления» и «смена научной парадигмы». Но вы говорите о социально-политической ситуации, которая усугубила кризис в российской науке. Ее-то и надо исправлять.

Согласен: нравственная атмосфера в тверских научных кругах тяжелая. Мой коллега профессор Н.И. Иванов, приехавший в Тверь из Томского университета, отмечал: «Удивился нетоварищеским отношениям в вузе: склоки, сплетни, подсиживание друг друга. У нас в Сибири было наоборот, все старались помочь научному росту коллег».

Что касается междисциплинарных исследований, то здесь не все так плохо. Например, мы еще в 1989 году создали Тверской научный центр комплексного изучения человека при ТвГУ и продолжаем развивать и внедрять в практику теорию неклассического человековедения вместе с учебным курсом «Основы человековедения». Человековедение – это синтез различных наук: и гуманитарных, и естественных, и технических. Не случайно такие исследования стали вести и в Тверской области – здесь сама земля словно подпитывает людей интеллектом, подталкивает к комплексным исследованиям. Реализуется известный прогноз XIX века: естествознание включит в себя науку о человеке, а наука о человеке включит в себя естествознание – это будет одна наука.

Геннадий Андреевич, вы давно исследуете и реализуете на практике современные российские бренды: «умная политика», «умная экономика», «умное производство». Действительно, в современном мире главными преимуществами стали не физическая сила, оружие или богатство, а адекватность сознания, системность мышления и разумность поведения. В единстве этих трех составляющих, на мой взгляд, и коренится суть человеческого ума. Они же лежат в основе интеллектуальной культуры человека или социальной группы. Следовательно, по логике, интеллектуальная культура должна стать основой любой рациональной деятельности и жизнедеятельности человечества в целом.

Однако на практике логика и культура ума часто уступают давлению ограниченного разумения, разнузданных страстей и культу чрезмерных потребностей. Примеров тому – несть числа! Возникает вопрос: как сохранить и приумножить разум «человека разумного» хотя бы на близкой нам малой Родине?

 

ФИЛОСОФИЯ УМНОГО ДЕЛАНИЯ

 

Геннадий КЛИМОВ: – Основоположник электоральной социологии французский ученый Андре Зигфрид еще в середине ХХ века высказал идею о взаимосвязи культурных особенностей (в том числе политических симпатий) и географии. Другими словами, у каждого места есть своя глобальная миссия. Я с ним согласен. В моих исследования длинных периодов истории человечества явно заметны эти эффекты. Похожие события с заданной цикличностью происходят в одних и тех же местах. С древнейших времен ключевую роль в мировой истории играла Валдайская возвышенность в Восточной Европе.

 После начала таяния Валдайского ледника и окончания Вюрмского оледенения Западной Европы на Валдае был важнейший религиозный центр индоевропейских народов.Здесь происходили важнейшие этапы эволюции человеческого сознания. Если посмотреть на недавнюю историю, то именно на тверской земле, которая почти вся расположена на Валдайской возвышенности, происходили события,связанные с освоением космоса.

На острове Городомля немецкие инженеры, вывезенные из разгромленной Германии, впервые нарисовали схему ракеты с разделяющимися ступенями и четырьмя стартовыми двигателями. Именно эти чертежи были доведены советскими конструкторами во главе с Сергеем Королевым до промышленных образцов. На них был отправлен в космос сначала первый спутник, а потом совершил полет Юрий Гагарин. Но все начиналось в Городомле, рядом с городом Осташков в Тверской области. В Осташкове родились изобретатель крылатых ракет и космических истребителей Анатолий Савин, создатель мобильной связи и спутникового телевещания Юрий Зубарев. А в городе Торопец, другом важном центре Валдая, в школе учились главный конструктор советского космического челнока «Бурана» Юрий Семенов и конструктор американского «Шатла» Поль Лоренс (в России его звали Севир Богданов). Вот такая сила земли.

Валдайская возвышенность всегда была связана с обновлением науки. Изучая древнюю историю, я понял, что каждый период истории человеческой цивилизации через эволюцию религий оставил в нашем сознании определенный код. Сейчас настало время нового перехода, нового исихазма, или умного делания. Должны появиться умная экономика, умное политика, умное производство. И новая наука. Мы подходим к ключевому периоду истории человечества.

Владимир ОСИПОВ: – Вы упомянули Торопец, а это ведь родина патриарха Тихона. В следующем году исполняется 100-летие восстановления патриаршества на Руси, которое произошло в сложное для России время. Священный Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. объединил умнейших людей того времени. И это является примером интеллектуального единства и истинной соборности, которые проявляются на переломных моментах нашей истории. Мы даже разработали проект конференции «Патриарх Тихон как зеркало русской революции». В изучении истории религий лежит ключ к пониманию истории и созданию нового гуманитарного знания о человеке и обществе.

В 2000 году мы с Тверской епархией попытались осуществить проект «Союз науки и православия в стратегическом развитии России третьего тысячелетия». Что-то удалось сделать, во всяком случае, со стороны научной общественности. Взять хотя бы книги Геннадия Климова, замысел которых родился в это время и был реализован с глубоким проникновением в историю человечества и эволюцию человеческого сознания. Недаром наш товарищ был награжден патриархом Алексием II по рекомендации тверского митрополита Виктора церковным орденом.

Геннадий КЛИМОВ: – В России еще в начале ХХ века зарождалась новая русская философия. Она базировалась на христианском взгляде на сущее. Семен Франк, Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Павел Флоренский и многие другие образовали русскую философскую школу. Они практически приблизились к философскому осмыслению религиозной доктрины «умное делание», их светская философия сближалась с православной доктриной исихазма. Однако тогдашний вождь большевиков Владимир Ленин приказал их выслать из страны, знаменитый «философский корабль» увез цвет нации. После этого и начались несчастия России. Дальнейшие события подтвердили, что мы идем по пути упрощения, а не усложнения сознания. Россия повернула к варварству. Как-то надо менять направление. Это должны сделать ученые и образованные государственные деятели. Это объективный процесс, который по сути уже начался.

 

ПРЕОБРАЖЕНИЕ НАЧНЕТСЯ С ТВЕРИ

 

Владимир ОСИПОВ: – Для оценки региона важно понять его характер, выявить историко-культурные ресурсы, определить уровень нравственности и степень интеллектуальной культуры в прошлом и настоящем. Ведь именно они определяют качество управления — основную функцию власти и качество жизни — основной приоритет населения.

Мы провели исследование интеллектуальной культуры Тверской области и опубликовали его результаты в научном сборнике. Вот здесь и выявилось основное социальное противоречие тверской земли. Противоречие между ее выгодным географическим и геополитическим положением, богатейшим историческим прошлым, высоким интеллектуальным и инновационным потенциалом населения и низкой политической культурой управления регионом в последние 30 лет. Люди тверской земли умнее пришлых «политконсультантов» и управленцев, которые пытаются ими руководить! В качестве иллюстрации достаточно сослаться на незаконное отстранение Вадима Соловьева, кандидата КПРФ, от участия в выборах губернатора Тверской области и реакцию населения на этот факт.

Познавательный интерес человека зависит не только от его ума, нравственных качеств, но и от общей политической культуры на территории. А она у нас невысокая, отсюда вытекает необходимость вразумления или, говоря по научному, интеллектуализации власти. Кто может взять на себя такую функцию? Только наука в лице патриотически настроенной интеллектуальной элиты.

Назрела необходимость в улучшении административного управления интеллектуальным потенциалом региона – самоуправление в науке идет самостоятельно по своим внутренним законам. Для этого необходимо хотя бы возродить деятельность отдела науки и высших учебных заведений, который существовал в исполкоме, затем в администрации Тверской области в 90-х годах прошлого столетия и осуществлял необходимое взаимодействие между научными сообществами и региональной властью.

Геннадий КЛИМОВ: – «Найти талантливых людей в Тверской области», – такой наказ Владимир Путин дал врио губернатора Игорю Рудене. Власти необходимо выстраивать отношения с элитой, интеллигенцией. Не случайно на Западе всегда есть научный подход в государственном управлении. Футурологи находятся на службе правительства и крупных корпораций.

В Тверской области, к сожалению, сложилась дурная традиция отделения власти от элиты. У нас парадоксальная ситуация. Региональное правительство и «клуб завсегдатаев президиумов» действительно глупее своего народа. Когда ситуация поменяется – начнется бурное экономическое и культурное развитие Тверской области и других смежных с ней областей Валдайской возвышенности. Образованные люди, а не новые территории или нефть являются главным ресурсом.


 

«Караван» продолжит публиковать материалы об интеллектуальном потенциале тверской земли. Надеемся, они послужат консолидации научного сообщества.

Записал Дмитрий КОЧЕТКОВ

31 0
Лента новостей
Прокрутить вверх