Кабаны в опасности

09.08.2016, 13:23

Кто охотится на кабана?

 

«Из-за угрозы АЧС» в Тверской области могут уничтожить популяцию животных

 

Во время визита Владимира Путина в Дмитрову Гору местные журналисты писали в основном о том, как президент завтракал йогуртом. При этом никто, кроме Андрея Колесникова из «Коммерсанта», не осветил фундаментальную тему, поднятую во время визита. Возможно, в Тверской области якобы из-за угрозы АЧС будут массово отстреливать диких кабанов. Эту историю мы уже проходили – под предлогом борьбы с АЧС четыре года назад были сожжены тысячи свиней в фермерских и подсобных хозяйствах, что открыло дорогу монополистам в области свиноводства. Что ждет нашу землю, если массово истребят еще и кабанов? «Караван+Я» спросил у охотника, владельца охотхозяйства и зоолога.

 

«ЗАМЕНЫ КАБАНУ В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НЕТ»

 

Павел ЩЕГЛОВ, охотник-любитель:

– По сути, кабан – самое доступное животное из копытных, в том числе и по популяции. Лося или косулю найти сложнее, а пятнистый олень – вообще редкость в наших краях. Чтобы поохотиться на кабана, как и на любого другого зверя, нужно получить лицензию. Охотпользователям ее выдают как государственные органы управления, так и охотхозяйства. Одна лицензия – одно животное, а их количество определяется возможностью охоты без ущерба для популяции животных. Лично я не видел гослицензий, так как они выдаются в основном «своим» людям. Такая лицензия стоит от полутора до двух тысяч. Да и государственные угодья уже совсем обеднели. Поэтому сегодня для охоты больше подходят частные охотхозяйства.

Стоимость трофея зависит от возраста и массы животного. В среднем кабан «сеголеток» (которому еще нет года) выйдет от 8 до 15 тысячи рублей, «подсвинок» (который пережил зиму) – от 18 до 25 тысяч. Среди охотников наиболее популярны вторые, да и тушу от 60 до 100 кг можно пустить на мясо. Дальше идут взрослые кабаны. На мясо их уже не берут: оно более черствое и жирное. Здесь главный трофей – бивни, причем чем больше, тем кабан дороже. Поэтому, если отбросить дичь, то кабан – самое популярное животное для охоты в Тверской области.

Пару лет назад во всех СМИ писали про африканскую чуму. Много проверяли кабанов, а потом и отстреливали. Причем здоровое или больное животное – неважно, после проверки все идут на отстрел. Так, в охотоводстве «Охотник», недалеко от «Барской усадьбы», хозяевам для анализов пришлось отдать 24 кабана, что составило треть их общего стада. При этом все пробы у них были отрицательные… Представляете, сколько нужно сил и финансов, чтобы вывести столько животных? Поэтому многие охотоводства потеряли солидную прибыль и стадо. То же произошло и с охотхозяйством «Славяне» под Старицей. У них почти не осталось кабанов. Лишь в этом году они кое-как восстановили популяцию.

Большое упущение, что замены кабану у нас в принципе нет. Поэтому и охотхозяйства, и охотники сильно страдают. Ценник на лося или оленя для многих нереальный: в среднем от 50 до 150 тысяч. Да и на крупных животных нужно ходить командой.

Что касается распространения африканской чумы, здесь роль дикого кабана, на мой взгляд, сильно преувеличена. От АЧС кабан умирает за неделю, в течение которой он физически не успеет перейти из одного лесного массива в другой и распространить заразу. О таких случаях я никогда не слышал. Думаю, проблема раздута искусственно. Нонсенс, что дикий кабан выйдет к людям или попадет на производство!

 

«АЧС – ЭТО КАК ГРИПП У ЧЕЛОВЕКА»

 

Сергей ОВЧАРЕНКО, директор охотхозяйства «Судимиръ», на берегу Иваньковского водохранилища:

– Раньше кабан приносил нам основной доход. Также мы занимаемся лосем, оленем, дичью. Но два года назад после случаев с АЧС и последующими проверками держать кабана стало просто невыгодно. Из 4-5 кабанов, которых нужно регулярно откармливать, на отстрел можно отдать только одного. И если раньше у нас было 100 голов, то теперь осталось порядка 20. Лично я не видел ни одного дохлого кабана. Все наши пробы были чистыми, но кабанов все равно пришлось отстрелять.

На мой взгляд, чиновники искусственно нагнетают ситуацию. Очаги африканской чумы были всегда, это как грипп у человека. Просто кому-то нужно, чтобы на программу по борьбе с чумой выделялись деньги. Для людей эта болезнь не страшна. Для нас опасен только свиной трихинеллез (глисты в мышцах). Однако все охотхозяйства регулярно проверяют своих кабанов и предоставляют документы госорганам.

Контакт кабанов с домашними свиньями, по сути, невозможен. Возьмите «Заволжский» или «Дмитрову Гору»: там высокая степень защиты от посторонних – и людей, и зверей. Поэтому мы решили переквалифицироваться – взять Карачаевского козла (смесь с кавказским Тором). Стоят они почти также, как «подсвинок».

 

«УМИРАТЬ КАБАН ИДЕТ В ГЛУБЬ ЛЕСА»

 

Андрей ЗИНОВЬЕВ, зоолог:

 Распространение африканской чумы – явление очень редкое. Да и напрямую кабан и свиньи в принципе не контактируют. Здесь чуму можно распространить только через фекалии и помет. Также отмечу, что зараженное животное, наоборот, обычно уходит глубже в лес, где его никто не «трогает», и умирает в одиночестве. А так ежегодно в дикой среде очаг заболевания существует.

Но здесь власти просто перестраховываются. На крупных свиноводческих фермах за свиньями постоянно ведется контроль, и они огорожены вольерами. А вот в частном хозяйстве существует уже большая вероятность, что  свинья может свободно пастись и куда-нибудь убежать. Однако такая резкая мера, как отстрел, сможет негативно сказаться на популяции этих животных в нашей полосе.

Сейчас существует много очагов обитания кабанов с  разнообразным генетическим материалом. Если начнут уничтожать этих  животных, то генетический ряд сразу станет более скудным, и такой разновидности видов уже не будет. В результате и разводиться животные станут менее успешно.

В Европе уже вывели ген у африканского кабана – бородавочника, который невосприимчив к вирусу. Но для этого нужно выводить новое потомство с таким геном, при этом внешность у такого кабана  может измениться. А в России таких технологий пока не существует.

Анастасия РОМАНОВА

24 0
Лента новостей
Прокрутить вверх