«Одна капля никотина убивает… нацию»

29.03.2016, 12:06

Врач Алексей Шабашов – о том, почему жители Тверской области «мрут как мухи»

Велопутешествия – одно из увлечений Алексея, болеющего за ЗОЖ

7 апреля отмечается Всемирный день здоровья. Самое время поговорить о демографии. Что выше – смертность или рождаемость? Как это связано с социальной и политической обстановкой в стране? От чего умирают люди в Тверской области? Об этом «Каравану» рассказал председатель ассоциации «Здоровые регионы», магистр общественного здоровья Алексей Шабашов

 

 «МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ НЕ УЛУЧШИТ РОЖДАЕМОСТЬ»

 

– В Твери нет профессиональных демографов, – поясняет Алексей. – Есть несколько специалистов, которые изучали демографию как отдельный предмет и сдавали по нему экзамен. А между тем демография очень непростая наука, и вокруг нее ходит множество мифов.

– Каких, например?

– Один из них заключается в попытке объяснения демографических проблем нашего региона тем, что население из Тверской области уезжает в Москву и Питер. В действительности существуют встречные миграционные потоки – часть оседлого населения Тверской области уезжает в другие регионы России, но и в область приезжают новые поселенцы. До кризиса миграционное сальдо было положительным. Сейчас экономическая ситуация усложнилась, и людей уезжает немного больше, чем приезжает. При этом медленно, но неуклонно идет процесс замещения местных жителей выходцами из бывшего Советского Союза. В разных районах области это происходит с разной скоростью, но анализ демографических данных позволяет утверждать, что, к примеру, население Калининского района за последние 15 лет минимум на четверть заместилось мигрантами, в основном из Северного Кавказа и Средней Азии.

Второе заблуждение в том, что главная демографическая проблема Тверской области – это низкая рождаемость и без ее повышения демографическую ситуацию в регионе не исправить. Однако в нашей области рождаемость выше среднего значения по ЦФО и, если сравнивать, выше, чем средний показатель благополучного Европейского Союза.

Все предлагаемые меры повышения рождаемости затратны и неэффективны. Надо понимать, что даже пресловутый «материнский капитал» не оправдал надежд. Незначительный рост рождаемости в последние годы обусловлен вовсе не «капиталом», а изменением демографической структуры населения – ростом доли женщин детородного возраста. Безусловно, матерям необходимо оказывать финансовую помощь. Однако демографические проблемы Тверской области надо пытаться решать другими методами.

– Если дело не в рождаемости, получается, что важнейший демографический показатель Тверской области – это высокая смертность?

– Именно. Смертность в регионе почти в два раза превышает рождаемость. За 25 лет с момента распада СССР население области сократилось на 360 тысяч человек (точнее, на 358 066 человек). Увы, последнее десятилетие Тверская область лидирует в ЦФО по показателю общей смертности населения.

– Не связано ли это с низким уровнем медицины и высокой долей пожилого населения?

– Это еще два заблуждения. Сразу хочу отмести миф об особенно пожилом населении нашего региона. В половине субъектов ЦФО население в среднем старше, чем в Тверской области, а смертность там ниже. Дело не в возрасте. И не в состоянии медицины.

В Тверском регионе весьма приличная медицина. Поверьте, у меня есть возможность сравнивать. Высокий уровень тверской медицины поддерживается близостью двух столиц, а хорошая работа ТГМУ и медколледжей обеспечивает Тверь новыми медицинскими кадрами. Да и не стоит преувеличивать возможности влияния системы здравоохранения на демографические показатели. В качестве примера можно привести британское исследование, где было показано, что если по части борьбы с предотвратимыми причинами смерти российское здравоохранение достигнет эффективности весьма успешного британского, то ожидаемая продолжительность жизни российских мужчин сможет увеличиться на 1,5 года. Хорошо ли это? Конечно. Но в целом россияне живут меньше европейцев на 15-20 лет. Эти полтора года существенно картину не изменят. Основная причина этого разрыва – крайне высокая распространенность факторов риска, в первую очередь среди мужчин.

 



«Люди не обращают внимания на опасные симптомы»

Елена НИЗОВА, врач кардиологического диспансера.

– Сегодня возросли показатели смертности в трудоспособном возрасте. В 45–60 лет очень много людей умирает от осложнений артериальной гипертензии – инфарктов миокарда и инсультов. Винить врачей – не выход. Проблема заключается также и в неграмотности населения по отношению к здоровью. Артериальную гипертензию можно вовремя выявить и контролировать, увеличивая продолжительность жизни.

Как минимум нужно вовремя обследоваться, а также разумно вести более активный образ жизни. Многим пациентам требуется постоянный пожизненный прием медикаментов – а не от случая к случаю, когда, например, есть головная боль. Надо ответственно относиться к своему здоровью. Не менее важно знать признаки инсульта, инфаркта миокарда. Тогда при своевременном вызове скорой помощи и направлении в стационар у медиков будет время для оказания высокотехнологичной помощи.



 

 

«В МОЛОКОВСКОМ РАЙОНЕ ТРИ ДЕРЕВНИ ВЫМЕРШИХ МУЖИКОВ»

 

– Однако сейчас активно продвигается ЗОЖ…

– Заниматься этим можно и нужно, но сегодня пропаганда здорового образа жизни – мера абсолютно неэффективная! Когда алкоголь льется рекой, табак в шаговой и ценовой доступности, народ будет спиваться, скуриваться и умирать. Как пример я могу привести свое поколение. Я родился и вырос при Советском Союзе, когда не было рекламы табака и алкоголя, стадионы и бассейны были бесплатными, а тренеры набирали всех желающих в бесплатные спортивные секции. О таком продвижении ЗОЖ сейчас можно лишь мечтать. Но среди моих сверстников, как, собственно, и у тех, кто и старше и младше, высочайшие уровни потребления табака и алкоголя. Наше поколение уже сейчас делает свой вклад в показатель смертности населения, а нам нет пятидесяти!

– И какой выход?

– Очень простой: надо выделить самые важные проблемы общества и решать их! Сегодня, по оценке демографов в Тверской области, ежегодно умирает не менее 7000 человек от потребления алкоголя, и не менее 4000 от заболеваний, вызванных курением. Каждый год всего в регионе умирает около 23-24 тысяч человек, из которых почти половина – от этих двух ядов. Понятно, есть старость и заболевания, с которыми мы ничего не сможем поделать. Но алкоголь и табак – искусственно созданная проблема. Одни продвигают ядовитую продукцию, вызывающую зависимость, другие ее покупают. При этом первые зарабатывают очень хорошие деньги.

– Но если на детей еще можно повлиять, то как быть со взрослыми?

– Надо активно бороться с факторами, которые убивают население. Сегодня все полномочия для регионов открыты, и местные власти могут влиять на проблему. Первое – регионы могу ограничить места и время продажи алкоголя. Второе – они могут принимать законы, дополнительно защищающие людей от табачного дыма. Но Тверская область этим не пользуется. Чтобы заниматься пропагандой ЗОЖ, нужны ресурсы. Но и это весьма дорого и сложно, если в свободном доступе алкоголь и табак. Необходимо снижать их пошаговую и временную доступность. Для этого требуются даже не деньги, а политическая воля.

В России есть пример – Чечня. Здесь алкоголь продают лишь два часа в сутки, и только совершеннолетним. Кадыров сказал – ему нужны не налоги с алкоголя, а здоровое население. Это политическая установка. А у нас занимаются чем угодно: дорогами, электричеством, социальными проблемами, а смертность растет.

Мы, демографы, неудобны власти, так как говорим правду в лицо. Есть тысячи случаев, когда людей убивает спирт, продаваемый нелегально. Но это никому не интересно! Мы ездим по Тверской области и видим, как из-под полы продают самогонку, технический спирт, настойку боярышника. Раньше через аптеки продавали настойку боярышника – 75%-й спирт. Теперь через магазины – лосьон с экстрактом боярышника. Стоит всего 25 рублей за пузырек 100 мл. Мужик взял два пузыря, и ему больше ничего не нужно. Палисад завалился – плевать, картошку сажать – не надо. Бутерброд и два «фурика» на материнские деньги – вот цель каждого дня. И так целыми деревнями…

Я в Молоковском районе видел три соседние деревни, в которых вымерли все мужики. Живут одни вдовы! Два фактора риска убивает людей: табак и алкоголь. Остальные второстепенны: плохая экология, качество питания и лекарств. Никакой антибиотик в курице или гамбургер не причинит такого вреда. Только вдумайтесь: у нас 70% мужиков курит, а болезнь легких – четвертая причина смерти в области. Откуда она может быть?! В регионе относительно чистый воздух, у нас нет угольных шахт и других вредных предприятий.

Тверской области нужны лидеры, которые начнут думать, что первичен народ, а все остальное – вторично!

Анастасия РОМАНОВА

9 0
Лента новостей
Прокрутить вверх