Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Дальнобойщики бастуют

Философия «Платона»

Почему бастуют тверские дальнобойщики

 

11 ноября в Тверской области и в 40 других регионах страны прокатилась волна протестов дальнобойщиков. Автоперевозчики выступили против тарифов для грузовиков с максимальной массой свыше 12 тонн. С 15 ноября 2015 по март 2016-го согласно постановлению правительства РФ грузоперевозчики обязаны платить 1,5 рубля за километр в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения. Ранее тариф хотели сделать в 3 раза выше, но даже 1,5 рубля – это неподъемная цифра с учетом современных экономических реалий. Владельцы и водители большегрузов вставали вдоль обочин, некоторые сбивались в организованные группы прямо на дороге, ехали очень медленно, перекрывая сразу несколько полос. От этого парализовались целые магистрали. Дальнобойщики уверены: акции на дорогах – последний шанс достучаться до Кремля

 

ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ – ЗЕРКАЛО ЭКОНОМИКИ

 

Летом 2014 года Владимир Путин велел министрам до первого квартала 2015-го подготовить проект-предложение по надлежащему содержанию региональных и федеральных дорог и пополнению дорожных фондов. Президент также приказал создать систему оплаты за вред, причиняемый дорожному покрытию грузовиками массой от 3,5 тонн. Правда, потом сфокусировали внимание на грузовиках весом более 12 тонн – их число от всех авто составляет 4% – около 2 миллионов тягачей. В высоких кабинетах уверены, что это они разрушают дороги.

Летом 2015-го стало ясно, что системой по сбору тарифных средств станет «Платон» (сокращение от «Плата за тонны») – бортовое устройство, похожее на оборудование «ГЛОНАСС» и работающее на основе советской/российской навигационной системы, а также GPS и GSM. К слову, «ГЛОНАСС» неидеален. Прошли годы, а система продолжает «глючить». Планируется, что действие приборов распространится на 50 774 км федеральных автодорог.

В правительстве обещали не штрафовать за подобные нарушения до марта 2016 года. А тем, кто не может оплатить дорогу по «Платону», можно воспользоваться маршрутной картой – документом, формируемым на основании данных о планируемом маршруте.

В это же время «дозабастовочный» тариф, колеблющийся от 3,5 рубля до 3,7 рубля, дальнобойщиком удалось сбить до 1,5 рубля, но это ненадолго. С марта 2016 до декабря 2018 тариф составит 3,06 рубля за километр. Штрафы, вступающие в силу в 2016 году, за нарушение Постановления правительства – весомы. Согласно КоАП, водитель заплатит 5000 рублей, должностное лицо – 40000 рублей, а фирма лишится 450000 рублей.

В последнее время дальнобойщики жалуются на падение спроса на их услуги. Грузоперевозки – зеркало экономики: чем меньше объем производства в реальном секторе экономики, чем ниже уровень торговли и продаж, тем ниже и объем транспортных услуг, в них попросту отпадает потребность. И наоборот – с развитием промышленности, торговли с притоком инвестиций возрастает потребность в дополнительных транспортных услугах.

 

…А ПЛАТИТЬ БУДЕМ РОТЕНБЕРГУ

 

Игра в поддавки с властями не устраивает дальнобойщиков, несмотря на то что тарифы за плохие дороги в России самые низкие в Европе. Но 3 и даже 1,5 рубля за километр могут превратить жизнь отечественных грузоперевозчиков в битву за место под солнцем. И наоборот – позволит перевозчикам из Польши или Финляндии чувствовать себя вольготнее на наших дорогах. Можно понять возмущение дальнобоев – ведь владельцы фур платят транспортный налог, в разы превышающий сбор за легковое авто. К тому же весомая составляющая цен на дизельное топливо – это налоги и акцизы, часть которых, по логике вещей, также должна идти на ремонт и содержание российских дорог.

Министр транспорта РФ Максим Соколов заверил общественность, что деньги, вырученные с платных тарифов, помогут в решении крупных транспортных проектов в регионах. Но опять же – если деньги, вырученные с тверских дорог, пойдут в Тверской дорожный фонд, не факт, что это будет у нас работать, зная особенность региональных менеджеров. Правда, и на федеральном уровне деньги, вырученные с 2 миллионов транспортных средств (опять же, если все будут работать) – не ахти какая сумма, чтобы решить дорожные проблемы России.

Контролировать сбор денег будет ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (ее совладелец Игорь Ротенберг, сын олигарха и друга Путина Аркадия Ротенберга). Государство заплатит компании Ротенберга 10,6 миллиарда рублей в год за то, что та будет собирать с дальнобойщиков. Если так нужны деньги для дорог, то почему бы их не собирать самостоятельно, а не через посредников? Странный какой-то бизнес, не находите?

Недавно президент велел новому главе РЖД Олегу Белозерову повысить конкурентоспособность железнодорожных грузовых перевозок. Владимир Путин отметил, что главный конкурент РЖД – автоперевозчики. И действительно – на их долю приходится более 50% рынка грузовых перевозок – в основном товаров для розничной торговли.

Похоже, все эти телодвижения могут окончательно добить мелкий и средний бизнес в этой сфере. Ведь с этими тарифами они долго не протянут, на рынке останутся только крупные игроки с автопарком более 1000 единиц.

На сайте «АвтоТрансИнфо» Сергей ЖИДКОВ из Калуги оставил комментарий:

– Все промолчали, когда в 2 раза повысили цену на топливо, промолчали, когда запретили заезжать днем на МКАД. Промолчали, когда обязали ставить тахографы. Сейчас случится то же самое. Будете платить немереные бабки сыну Ротенберга в карман, а он вас еще будет нагибать за осевые нагрузки.

Такая реакция мелких перевозчиков и простых водителей объяснима, но что по этому поводу думают крупные игроки?

«Караван» связался с «Деловыми Линиями», но они категорически отказались комментировать события – складывается ощущение, что такой крупной компании в перспективе будет на руку уход конкурентов.

Другой крупный игрок, представленный в Тверском регионе, – ООО «Траско» – пошел на контакт. Ситуацию оценил начальник транспортного отдела города Твери компании ООО «Траско» Семен ПАЛАТОВ:

– Официально наша компания не участвовала в акции, возможно, кто-то из ребят был там, но мы этого не планировали. Конечно, для компаний такие тарифы – это лишние издержки. «Траско» зарегистрирован в системе «Платон», мы даже внесли деньги, но пока система не работает. Фирма получила приборы 13-го числа, а если учесть, что наши машины путешествуют по всей России, быстро раздать их мы не сможем. Прибор реагирует на специальные рамки, но пока такие есть лишь в Московской области. До марта за проезд без «Платона» через эти рамки штрафовать не будут.

С новым тарифом, к примеру, до Екатеринбурга и обратно, мы потратим около 15 тысяч рублей на одну машину. Придется поднимать цены на услуги. Мы будем брать эти деньги с клиента – грузополучателя, а клиент обременит потребителя. Цены в магазинах вырастут. Большегрузы действительно убивают дороги. И в Европе, и в Беларуси действуют подобные сборы, рано или поздно они бы все равно у нас появились. За 1,5 года из-за кризиса число мелких перевозчиков сократилось, после окончательного запуска системы «Платон» их станет еще меньше. Главный минус в том, что повысятся цены и на все. Да, государству нужны деньги – но в этом случае нужно напрягать не мелких игроков, а крупный бизнес.

Павел КИРИЛЛОВ

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.


яндекс.ћетрика