Воздушная тревога

22.09.2015, 13:03

Доцент ТГМУ о том, как чистота воздуха влияет на здоровье человека

Грязный воздух, автомобильные выхлопы, ядовитые выбросы с производств – это, увы, реалии нашего времени. В мире, где правит технократия, самое главное – сохранить экологию и здоровье наших детей. А оно действительно находится под угрозой. Доцент кафедры гигиены и экологии ТГМУ Петр Васильев еще в 2012 году защитил диссертацию со сложным названием «Гигиеническая оценка факторов риска для здоровья детей на территориях с высокой антропотехногенной нагрузкой». Работа четко доказывает связь загрязненного воздуха и сниженного иммунитета детей. «Караван+Я» побеседовал с Петром Васильевичем о том, почему это происходит и как этого избежать

 

48 ЛИТРОВ ВОЗДУХА В МИНУТУ

 

– Петр Васильевич, расскажите, пожалуйста, о вашей работе. Сколько человек участвовало в исследовании?

– Это была масштабная работа группы ученых-медиков. Для одних этот материал стал частью докторской диссертации, для меня – кандидатской диссертацией. Мы изучали, как влияют на здоровье детей антропотехногенные факторы – те, что созданы человеком: автомобили, заводы, а также социальные факторы: освещение в школе, качество воды и т.д. Мы изучали состояние здоровья школьников в нескольких школах Твери, в Зубцове и Вышнем Волочке, находящихся рядом с автомагистралями, и в школах поселка Химинститут и села Медное, расположенных вдали от дорог и вредных производств. Обследовано было около 500 человек основной группы и около 200 – контрольной группы в Медном и Химинституте. В основном это были школьники до 8 класса, наиболее подверженные риску заболеваний.

Достоверно было доказано, что антропогенная нагрузка – шум и загрязненность воздуха – негативно влияет на здоровье детей. В частности, резервный объем вдоха основной группы был ниже нормы – значит, ниже и компенсаторные возможности организма.

Кроме того, у детей, живущих при высокой антропотехногенной нагрузке, несколько снижен иммунитет. Если дети, живущие в «чистых» условиях, болели простудными заболеваниями 2-3 раза в год, то эти ребята – 3-4 раза в год.

Безусловно, главный источник загрязнения сейчас – это автотранспорт в крупных городах и около больших магистралей. Состав автомобильных выхлопов – в основном СО2, окислы азота, сернистый андигрид, который выделяется при сгорании. Все эти вещества крайне негативно действуют на организм. Слава Богу, недавно построили трассу в обход Вышнего Волочка. Теперь я этот город не узнаю.

– По итогам работы вы дали рекомендации, как исправить положение дел?

– Да, мы рекомендовали администрации несколько мероприятий, таких как мониторинг состояния окружающей среды, установка шумозащитных экранов, озеленение, объездные пути. Очень надеемся, что власть прислушается к нашим советам.

– А вообще, как можно оценить чистоту воздуха в Твери? Соответствует ли она санитарно-гигиеническим нормам?

– По сравнению, например, с городами Урала, в Твери довольно чистый воздух. У нас слабо развита промышленность. Для экономики это плохо, а вот для экологии – хорошо. В 2014 году из всех проб атмосферного воздуха было зафиксировано 0,5% случаев нарушений. Это еще нормально. За 10 лет в Твери не было зафиксировано вредных выбросов выше 5 ПДК (предельно допустимой концентрации). На всех предприятиях определены санитарно-защитные зоны с таким расчетом, чтобы не было превышений ПДК для населения. Например, для химического производства эта зона – 1000 метров, а для шиномонтажа – 50 метров.

Хотя, конечно, есть отдельные случаи превышения в атмосфере загрязняющих веществ. Есть также залповые выбросы, аварийные ситуации на производствах. Но, когда предприятие работает в штатном режиме, этого происходить не должно.

– Тем не менее нештатные ситуации очень опасны. Та же старая свалка на Бежецком шоссе, которая регулярно дымит… Жители жалуются на предприятие «Пелакрон», где часто происходят вредные выбросы. Несколько лет назад витал химический запах в районе мелькомбината. Как такие аварийные выбросы влияют на здоровье, в том числе детское?

– Этот вопрос давно изучен. Что касается свалки – она давно эксплуатируется с нарушением технического регламента. Из-за этого происходят самовозгорания, и при соответствующем ветре задымление идет на город. Дым содержит сернистые соединения, СО2, различные смоги, которые влияют в первую очередь на дыхательную систему. Аналогичные негативные воздействия оказывают ядовитые выбросы с предприятий. Они могут вызывать бронхит, пневмонию, бронхиальную астму и другие легочные заболевания. Ведь объем легких очень большой, за один вдох мы «вкачиваем» в себя три литра воздуха, в минуту получается 48 литров. Вместе с кислородом мы пропускаем через себя и все микробы, и ядовитые вещества. Конечно, наше здоровье сильно зависит от атмосферного воздуха. От загрязненного воздуха могут возникнуть и другие недуги – например, гнойничковые заболевания глаз, кожи. Но это уже второстепенный фактор.

– Сегодня множество детей страдает аллергией. Это тоже связано с экологией?

– Да, но чаще всего аллергены встречаются в современных продуктах питания. Консерванты, улучшители вкуса, подсластители и прочие синтетические вещества, которые сейчас добавляют в пищу, могут вызвать аллергические реакции. Кроме того, бесконтрольный прием лекарственных препаратов также может перестроить организм и вызвать аллергию. Не зря сейчас запретили продавать антибиотики без рецепта. Раньше как было? Ребенок заболел, дам таблеточку – вроде полегче. Но все это наносит существенный урон здоровью.

– Может ли плохая экология, в частности, грязный воздух, вызывать серьезные заболевания вроде онкологии? Не находятся и люди, живущие близ промышленных предприятий, в зоне высокого риска?

– Такой риск есть в загрязненных промышленных районах, где существуют большие комплексы выбросов, – например, на производствах, выпускающих химические препараты: растворители, краски, стиральные порошки. Если есть раздражающий фактор, то есть и риск развития онкозаболеваний, в том числе у детей. Хотя что касается детей – здесь можно говорить о наследственной роли злокачественных новообразований. Если мать или отец жили в плохих экологических условиях, то, возможно, и ребенок подвержен риску. Точно это доказано насчет радиационного излучения, которое грозит возникновением лейкозов. Относительно грязного воздуха нельзя утверждать на 100%. Хотя все зависит от производства. Например, асбестовая пыль считается онкологически опасной. Она провоцирует, как говорят в народе, «рак легкого».

 

ПОЧЕМУ БИЗНЕС «ЗАБЫВАЕТ» ОБ ЭКОЛОГИИ

 

– Какова система экологического контроля и соответствующих наказаний на предприятиях? Мы знаем, например, что виновный за аварийный выброс на Кувшиновском ЦБК получил штраф в 100000 рублей… но потом попал под амнистию и остался, по сути, безнаказанным.

– К сожалению, по 264 ФЗ «В защиту предпринимательской деятельности» ограничено принятие мер госорганами в отношении предприятий, в том числе в экологическом аспекте. Так, Роспотребнадзор может проводить плановые проверки только раз в три года. Могут быть внеплановые проверки – например, на основе информации в СМИ. Тогда Роспотребнадзор может подготовить распоряжение, согласовать его с природоохранной прокуратурой. А прокурор может отказать, если усмотрит, что деятельность завода не связана с угрозой жизни и здоровью населения. Если проверку согласуют, эксперты выезжают на место, проводят комплекс исследований – берут анализы воды, почвы, воздуха, смотрят, как организован технологический процесс, нет ли нарушения уровня ПДК и т.д. В случае нарушений применяются меры административного воздействия. Например, за неправильную утилизацию отходов положен штраф в 250000 рублей.

– А если произошел аварийный выброс?

– В соответствии с уровнем загрязнения можно подобрать статью. Если выброс серьезный, он связан с массовой заболеваемостью или, не дай бог, смертью людей – дело передается в прокуратуру, а затем в суд. Там в качестве обвиняющей стороны выступает Роспотребнадзор. Суд и принимает решение – размер штрафа или приостановление деятельности предприятия.

– Почему, на ваш взгляд, предприятия в России часто экономят на самом главном – на экологии? Ведь от этого страдают и природа, и люди – в том числе работники самого предприятия…

– У каждой отрасли свои задачи. Я долгое время работал в Центре госсанэпиднадзора, однажды мы занимались цехом по производству литейных подошв на «Искоже». Они сэкономили на очистке вредных выбросов, и поступало много жалоб от окрестных жителей. Тогда мы все-таки обязали цех установить очистные сооружения, пришлось закупать фильтры за границей, но проблема была решена.

Конечно, многие бизнесмены хотят подешевле купить, подороже продать. Коммерческое производство – это чаще всего вложение денег ради денег. Чем выше процент быстрого заработка, тем выше риски. Любой инвестор идет по пути наименьшего сопротивления. Если для развития хватит одного миллиона, а по экологическим нормам требуется два – он сделает все, чтобы обойти законодательство. Но задача госорганов – проконтролировать, чтобы все было по закону.

– А как вы оцениваете качество российских законов, контролирующих экологическое поведение граждан, в том числе предпринимателей?

– На мой взгляд, эти законы довольно мягкие. Так, сегодня закон не позволяет надзорным органам участвовать в комиссии по приемке предприятия в эксплуатацию. Новый завод строится по генплану города – он согласован со всеми контролирующими службами и утвержден главным архитектором. Производственная площадка согласована в том числе с Рос-потребнадзором. Но когда предприятие запускают, руководство не обязано приглашать санитарно-эпидемиологические службы – посмотреть, как все сделано, допустимы и выбросы и загрязнения. По закону предприятие должно просто оповестить Роспотребнадзор и Росприроднадзор о начале своей деятельности. А проверку, как я уже говорил, можно провести только раз в три года. За это время можно нанести большой вред природе и окружающим людям.

 

ЗАКОН ПОРА УЖЕСТОЧАТЬ

 

– Мы знаем много случаев недобросовестного отношения к экологии. Почему в русском обществе так низко развита экологическая культура?

– На мой взгляд, причина – это пробелы в законодательстве, которые надо устранять. Любой бизнесмен будет обходить закон, если тот достаточно гибок. Мы видим, что сейчас государство вынуждено идти на ужесточение законодательства – например, за нарушение ПДД или за неправильную парковку. Очевидно, ситуация дошла до края, и злостных нарушителей пора приструнять. Долгое время российское государство было лояльно к своим гражданам. У нас действует презумпция невиновности – нет неотвратимости наказания, отсюда и бесшабашность многих коммерсантов.

Я считаю, любое нарушение экологических норм должно быть наказано. Пусть это будет элементарное порицание или общественный выговор, но ситуацию нельзя замалчивать. Пока, повторюсь, контролирующие службы ограничены в своих действиях. Если есть подозрение, что на заводе нарушают экологию, – согласуй с прокуратурой, напиши массу заявлений – а потом уже того бизнесмена нет, или он уже испортил многим здоровье.

– Бывает так, что системы контроля просто не успевают среагировать, например, на вредный выброс?

– Конечно. Установка фактов – это очень большая проблема. Загрязнение воздуха сложно доказать, даже если оно вызвало недомогание или отравление у людей. Контролирующий орган просто не успевает это сделать.

Когда-то давно жители микрорайона «Чайка» жаловались на «Химволокно», когда оно еще работало на полную мощность. Нам сообщали, что идут вредные выбросы. Мы выезжали, но не могли их зафиксировать. Жители отвечали: они хитрые, они ночью сбрасывают. Приходилось устраивать ночные дежурства. Конечно, на таких предприятиях должен быть постоянный экологический контроль.

– А в чем он должен выражаться?

– На опасных производствах должен соблюдаться автоматический контроль чистоты атмосферного воздуха. Оно должно быть оборудовано специальными датчиками. Если завод выпускает растворители, ксилол, толуол, бензин, лакокрасочные вещества, следует установить датчики по периметру санитарно-защитной зоны – чтобы в случае выбросов было оповещено не только руководство предприятия, но и контролирующие органы.

– Это должно делать само предприятие – по желанию?

– На мой взгляд, это должно быть законодательно закреплено. Хочешь открыть опасное предприятие – будь любезен установить датчики. Например, в Германии стеклянное производство «Фольксвагена» находится прямо внутри квартала города Дрездена. Там такие датчики поставлены. Более того, так как в стекло могут биться птицы, там стоят отпугивающие устройства, из репродукторов несутся птичьи устрашающие крики. Соблюдается и охрана природы, и охрана здоровья населения. Это доказывает, что при разумном подходе даже опасные производства не причиняют вреда. Надеюсь, что и наши разработки, и призывы СМИ повлияют на принятие решения в органах власти и на формирование экологической культуры населения.

Любовь КУКУШКИНА

19 0
Лента новостей
Прокрутить вверх