Школа в стиле модерн

01.06.2011, 00:00


    Разговоры о несостоятельности реформ образования, о пропасти между провинцией и городом порой оказываются не более чем очередным мифом нашей действительности. Не все школы из глубинки испытывают застой и находятся на грани исчезновения. Очередная поездка «Каравана» по районам Тверской области, на этот раз в Весьегонский район, могла бы служить отличным case-study по теме: «Как выжить школе на селе?»
    На примере средней школы Весьегонска мы увидели, как достаточно провинциальное учебное заведение может вполне конкурировать с городскими учреждениями. Различного рода инновации здесь приживаются быстро и надолго. Здесь есть всё, не хватает разве что бассейна, – шутят сами учителя.
    Югина Анатольевна Ковалец, директор данной школы, работает здесь уже 20 лет, из них почти 10 лет – её руководителем. После окончания Калининского государственного университета она вернулась на родину, три года преподавала историю, потом долгое время была завучем по воспитательной работе, с 2002 года – директор.
     — Почему решили посвятить себя работе учителя? Не желали попробовать себя в другой сфере?
     — Не знаю даже. У меня всё само собой как-то сложилось. Честно говоря, когда поступила в университет, на сто процентов не была уверена, что пойду работать именно в школу. Хотя никогда её не отторгала, мне самой нравилось учиться, да у меня это и получалось. Вообще, я по жизни всегда была активная, характер боевой. В своё время прошла все ступени комсомола: была председателем совета отряда, дружины, секретарём комсомольской организации. Но судьба так сложилась, что я оказалась в школе. Конечно, я не знаю, что больше моё: именно педагогика или же организаторская деятельность. Я ведь просто учителем отработала только три года, а большую часть времени занимала административные должности.
     — Вы строгий педагог?
     — Как директор – точно строгая, как учитель – уже меньше. Но всегда стараюсь выполнять своё дело хорошо, с детьми строю беседу таким образом, чтобы приблизиться к ним. На детей нельзя орать, нельзя их унижать, но строгость присутствовать должна. Хотя как учитель сейчас веду немного: хозяйство школьное большое, надо им успевать заниматься.
     — Осенью будет 20 лет, как вы в школе… Дети 80-х и дети 2000-х: какие они?
     — В принципе, если брать ребенка в целом, то изменилось мало что. Такой же характер, такой же стиль поведения. Конечно, проблемы стали серьёзнее, если брать алкоголь, наркотики. Хотя у наших школьников таких трудностей нет. Возможно, это связано с провинциальностью, мы же здесь все живём как на ладони. Мы все друг друга хорошо знаем: детей, родителей, ситуации в семьях, да и учитель постоянно на виду. Кстати, несмотря на то что авторитет учителя в современном мире неуклонно падает, у нас в городе педагог – всё ещё уважаемый человек. А что касается проблем весьегонских ребят — разве что от курения не можем избавиться. Но мы с этим активно боремся. В пределах школы курить нельзя – это не обсуждается. Зато сейчас дети стали более эрудированными. Хоть и читают меньше книг, но много черпают из электронных ресурсов.
     — Прозвучало определение «провинциальность». Вы сами как-либо ощущаете её присутствие?
     — Да нет, не могу назвать нашу школу отсталой. В последнее время благодаря нацпроекту «Образование» в школах очень многое изменилось. Большие возможности появились и у нас. У нас два корпуса, в каждом – современный компьютерный класс. Кроме этого имеется оборудованный информационный центр, интерактивные доски, есть тир, стадион, спортивные площадки, автобус для подвоза, тренажёрный зал. По нацпроекту пришло оборудование в кабинеты химии, биологии, географии, физики. Постепенно обновляем учебную базу в библиотеке. Конечно, дети у нас ещё покупают самостоятельно учебники, но из 8-10 книг – это, как правило, не больше 1-2. А если ребёнок из малообеспеченной семьи – учебники приобретаем ему сами. Не хватает, пожалуй, только бассейна.
     — Насколько мне известно, довольно успешно у вас реализуется программа предшкольного образования.
    — В 2009 году у нас произошла реорганизация двух школ в одну. Во-первых, это позволило создать профильное обучение. Дело в том, что в обеих школах было по одному старшему классу. Объединив их, удалось создать два направления — социально-гуманитарный класс и химико-биологический класс. Освободившиеся кабинеты в одной из школ решили в таком случае занять образовательным центром «Предшкольная пора». Администрация района деньги на его строительство выделила.
     — Школу нового поколения одобряете?
     — Да. В этом году закупаем учебники и переходим на новые образовательные стандарты. Конечно, в полной мере их эффекта мы ещё не ощутили, пока видим только на словах. Но вот учебники уже есть, они нам понравились. В них отражён принцип получения не только знаний, но и способов получения этих знаний, или, как сейчас говорят, применён компетентностный подход, очень актуальный для детей. Зачастую они вооружены большим количеством знаний, но не всегда умеют эти знания добыть. Кроме того, очевидный плюс новых стандартов — 10 часов дополнительного образования. Объединив все пожелания, к сентябрю мы предложим полный спектр занятий: спортивные кружки, учебные кружки, информатика, оригами, аппликации, рисование, художественное слово, театр и многое другое. В общем, мы планируем осуществить переход на перспективную начальную школу.

        P.S. Case-study (метод изучения конкретных ситуаций)
 

Екатерина НОВАКОВСКАЯ

19 0
Лента новостей
Прокрутить вверх