Без преувеличения, символ города. В Твери обсудили судьбу Речного вокзала

07.08.2020, 19:22

7 августа в прямом эфире «ТНТ — Тверской проспект» состоялся разговор о том, стоит ли восстанавливать Речной и что для этого нужно в первую очередь. В эфире выступили главный архитектор города Алексей Жоголевархитектор-реставратор Валерий Курочкин и искусствовед Александра Смирнова. У горожан была возможность задать вопросы по телефону.

Напомним, о необходимости реконструкции визитной карточки города, Речного вокзала, говорили многие годы. И вот, ровно три года назад здание, не дождавшись восстановительных работ, обрушилось. Власти тогда уверенно пообещали восстановить объект культурного наследия 1935–1938 годов. С тех пор Речной вошел в число так называемых «обещалок» губернатора Тверской области.

Причины для беспокойства были

Участники встречи с первых минут эфира отметили, что обрушение было давно ожидаемо. Просто в тот момент власти пожалели денег на консервацию, что привело к печальным последствиям.

Александра Смирнова
Александра Смирнова

— Конечно, новость была неприятная, но предсказуемая, — вспоминает искусствовед Александра Смирнова. – Речной вокзал – это тоже история патриотизма, как и Ржевский монумент. Это была жемчужина города, имеющая прекрасные лестницы и обзорные площадки, интересная и оригинальная постройка. Реставраторы знали, к чему ведет бездействие в отношении памятника.

— Да и правительство прекрасно все понимало, — добавляет Алексей Жоголев. – О ценности Речного можно много говорить. Этот объект нехарактерен для Твери. Он столичного плана. Проект сложен. В нем применялись приемы, которые были прогрессивными на тот момент. В те времена архитектура осторожно начала проявлять декоративный оттенок. Такие здания, как Речной, интересны напряженным пересечением функций и внешнего вида.

Валерий Курочкин поделился тогдашними опасениями:

— Мы спасали крылья и крышу. К центру все не подходили, т.к. там уже тогда были заметны серьезные недостатки. Так, знакомясь с первоначальным проектом постройки, мы обратили внимание, что вместо металлических балок использовались деревянные. Это вызывало серьезное беспокойство. Надо было завершить исследование этой части. Кроме подремонтированного шпиля необходимо было заниматься системой внутренних водостоков.

Реставрация – работа для профессионалов

Александра Смирнова отметила, что в городе не хватает места тусовки для молодежи и современных художников. Одной из таких площадок запросто мог быть Речной. Также искусствовед подчеркнула, что найти заинтересованного человека, желающего вкладывать деньги, будет очень сложно: «Хлопот много, средств нужно потратить немало, а гарантий нет никаких. Потому в аренду его никто не берет. Проще найти другой объект».

От темы Речного вокзала собеседники пришли к обсуждению проблемы сохранения исторических профессий. Как известно, с объектами культурного наследия могут работать только узкопрофильные специалисты: архитекторы, инженеры, реставраторов по дереву, стеклу, паркету, металлу и т.д., зарегистрированные в установленном порядке. В Тверской области таких – всего 21 человек.

Валерий Курочкин
Валерий Курочкин

— Помимо сохранения профессии необходима материальная база, т.е. добыча белого камня, извести, изготовление деревянных конструкции и т.д., — добавил Валерий Курочкин.

В программу поступил первый и единственный звонок от слушателей. Жительница Твери задала несколько вопросов, которые, пожалуй, больше всех волнуют горожан: «Хотелось бы уточнить по сегодняшнему состоянию здания. Оно продолжает разваливаться? Каково отношение губернатора к происходящему и перспективы? Хотелось бы напомнить, что активно ведутся реконструкционные работы в Москве в историческом здании Речного вокзала».

— Неудивительно, — начала отвечать с последнего вопроса Александра Смирнова. — Потому что Москва – это столица, да и судоходство там не прекращалось. Но нужно понимать, что Речной вокзал в Твери – это не отдельный памятник. Такие строения являются одной цепью. Что касается губернаторского отношения и перспектив, отмечу, в этом году на Речной вокзал не было выделено никаких средств, что показательно. Также этот объект культурного наследия не вошел в программу «Реки России». Новый мост через Тьмаку вошел, а Речной нет.

Зачем нам нужен Речной?

Пожалуй, каждый житель города может дать свой ответ на этот вопрос. Для кого-то это могло бы стать местом встреч с друзьями (как и есть до сих пор), пространством для личностного развития или культурной зоной. Есть и те, кто считает, что вместо реставрации Речного следует вернуть Отроч монастырь. У присутствующих тоже было свое мнение на этот счет.

Алексей Жоголев
Алексей Жоголев

Алексей Жоголев:

— Речной вокзал – это культура, туризм, экономика, отношение к прошлому, наша региональная идея. Здесь можно построить целую концепцию. Нужно восстанавливать памятник архитекторы, а не рассуждать, какой торговый центр на этом месте можно построить. А те, кто сомневаются в необходимости реставрации, просто не понимают суть города. Город – это общественные пространства. Ту же набережную надо нагрузить новыми функциями, новым видом. Именно в таких местах и формируется облик города, который должен обладать своей харизмой. К сожалению, опять на это не хватает денег.

У нас ни один город не обходится без центра современного искусства. Это движуха людей идейного вида творчества. Также должен быть отдельный выставочный зал для галереи, музея. Я слышал много хороших предложений, которые стоило бы собрать под одной крышей. К тому же, судоходство постепенно возвращается. И неудивительно. Это самый красивый и чистый вид туризма.

Александра Смирнова:

— Культура принадлежит народу, и он должен решать. Если люди захотят монастырь, никто не мешает. Только нельзя просто вычеркнуть из реестра Речной вокзал. И снести дома, построенные на месте монастыря. Речной – это, прежде всего, память. Память о славе и подвигах нашего государства, о создании канала Волга-Москва, инженерных достижениях.

Самая лучшая функция заложена первоначально. Так, в проектировке здания обозначено, что на первом этаже должен быть музей истории. На втором — кинотеатр. А еще лучше, если Речной сможет сочетать в себе не только городской центр, но и вокзал.

Валерий Курочкин:

— Повторюсь, самый лучшее приспособление — первоначальное. Но сюда тянется судостроение, воспитание моряков, затраты на топливо и прочее.

Главный архитектор города подытожил: «К сожалению, на все надо искать деньги. А когда было иначе? Я уверен, что у губернатора Тверской области получится привлечь федеральное финансирование. Нужно только приложить усилия. Дальше тянуть обидно. Надо начинать действовать.

Дашун Самарина

351 0
Лента новостей
Прокрутить вверх