От бревна до Буратино. Репортаж из цехов Тверского театра кукол

08.01.2020, 13:42

Заканчивается пора новогодних праздников, но место для волшебства все еще осталось. Еще в прошлом году мы побывали за сценой Тверского театра кукол. Журналисту газеты «Караван Ярмарка» рассказали, как появляются декорации и куклы, их в театре делают сами. Публикуем большой репортаж из цехов театра.

По понедельникам у большей части творческой группы выходной. Но цеха в этот день трудятся. По театру мы идем с Алиной Силаевой, руководителем литературно-драматургической части театра. Начинаем с этажа, где находятся гримерки артистов, соответственно, там они готовятся к спектаклю и накладывают грим. У некоторых есть заблуждение, что если актер – кукольник, то на сцене его не видно. Это не так, часто актеры появляются на сцене вместе с куклами и играют свои роли. Рядом с гримерками находится репетиционный зал, в котором проходит первоначальная читка пьесы, обсуждение с режиссером и т.д. Дальше идем в карман сцены, здесь хранятся декорации спектакля.

Сама сцена сейчас погружена во мрак, но гребенка для кукол, длинная горизонтально подвешенная деревянная вешалка, не пустует, кукол для спектакля готовят заранее. Сейчас там отдыхают персонажи спектакля «Приключения Буратино». Зрительный зал здесь довольно большой, на 346 посадочных мест.

Выходим в холл, где живут птицы, рыбки и находится музей с куклами из спектаклей, которые уже ушли в историю театра. В первых выставочных витринах куклы 1960-х годов, в то время еще не было даже этого здания, труппа ездила с выступлениями по пионерским лагерям, школам, детским домам, Домам культуры и т.д. Между прочим, здание нашего театра кукол стало первым зданием в России, специально построенным и оборудованным именно для театра кукол.

Изначально кукол и декорации продумывают художник-постановщик вместе с режиссером. Этот процесс проходит еще до работы с актерами. Рисуются эскизы, если художественный совет их одобряет, делаются чертежи. После худсовета проходит также технический совет, там уже обсуждаются материалы, из которых будут выполнены декорации.

Конструкторский цех: мастерство передают из поколения в поколение

Здесь создают механизмы кукол.  В большой мастерской много инструментов и самых разных материалов, под столом лежат небольшие бревна, будущие герои спектаклей. Мне показывают разные каркасы и системы кукол.

Классической для театра кукол считается гапитно-тростевая кукла. Собственно, состоит она из тростей и гапита или каркаса. Ее артист держит на вытянутой руке и управляет с помощью тростей и механизмов. В зависимости от характера куклы, она может открывать рот, хлопать глазами или делать что-то еще, это определяется на этапе обсуждения куклы. Я пробую подержать такую куклу в руке – тяжеловато. Не знаю, как можно работать с ней даже полчаса.

Помимо тростевых, бывают еще марионетки и планшетные куклы, последние умеют ходить по сцене вместе с актером. Мне становится интересно, где же учат конструкторов создавать скелет куклы. На вопрос мне отвечает Александр Филлипов, заведующий художественно-конструкторским цехом:

– Мало где, в Твери точно нет. У нас конструкторы учатся друг у друга. Новые работники учатся у старых. Плюс все учатся чему-то новому. Например, скоро у нас появится спектакль с марионетками, они немного сложнее устроены.

– Насколько сложно сделать куклу?

– Все зависит от задумок режиссера и художника. Насколько в ней много механики? Мы больше исполнители. Мы создаем базу, основу куклы, каркас, а дальше бутафоры и швеи уже делают все остальное, внешнюю часть куклы. Так что наша работа наименее заметна.

Мне показывают марионетку Мусорщика, которую готовят к будущему спектаклю. Рядом на столе лежат чертежи, по которым она сделана.

– Сколько кукол вы изготавливаете за сезон?

– Сложно сказать. Зависит от спектаклей. Например, для спектакля «Мальчиш-Кибальчиш» делали сорок кукол, а для будущей премьеры «Дары Волхвов» всего десять.

Бутафорский цех: куклы-дублеры и поролоновые фрукты

После конструкторов с куклой начинают работать бутафоры, таких цехов в театре несколько, так как бутафорской работы по спектаклю очень много. На столах уже не только чертежи, но и эскизы. Сейчас в работе кукла Полицейский из спектакля «Дары волхвов». Здесь, кстати, изготавливают не только кукол, но и реквизит из тканей, поролона и папье-маше, например, замечаю поролоновый виноград. Бутафоров в отличие от конструкторов обучают даже у нас в Венециановке.

– Голова куклы изначально вылепливается из пластилина, потом с помощью гипса делаются отливки, – рассказывает мне Анна Ловлина, художник-бутафор театра. – Получаются две отливки, дальше начинается работа с папье-маше, с помощью газеты, крафтовой бумаги и клея мы делаем две части головы куклы, которые впоследствии соединяются. Затем ошкуриваем, если нужно добавить механизм внутрь головы, механики делают вырезы и вставляют его. Затем уже голова красится. Мы используем папье-маше, так как голова куклы получается очень крепкой, но при этом легкой.

Неожиданно для себя узнаю, что у кукол в театре бывают дублеры, я бы даже сказала – каскадеры. Мне показывают двух слонов. Один – планшетная кукла из папье-маше, другой по факту обычная мягкая игрушка, а нужна она для моментов, когда куклу нужно подкидывать.

Швейный цех: кукле тоже нужен удобный костюм

На раскройном столе зеленая ткань, судя по всему, это готовят костюм елки для новогодних представлений, хотя к моменту выхода этого материала их уже отыграют. Рядом красивый головной убор для Хотабыча. А в небольшой кладовке спрятаны костюмы Деда Мороза и Снегурочки.

В театре довольно много работы с тканями, костюмы нужны не только куклам и актерам, нужно одеть и сцену.

– Наши куклы не выставочные, нужно, чтобы они ожили в руках актера, – объясняют мне Лидия Бабкина и Марина Чаркова.

– Кого сложнее одеть – куклу или актера?

– С одной стороны, куклу одеть проще, она всегда рядом. Но с другой стороны, кукла оживает на сцене, нужно, чтобы она могла сесть, свободно двигать руками и т.д. Если человек может сказать, что ему неудобно, кукла этого не сделает.

– Какой самый сложный костюм вы делали?

– В каждом спектакле новые куклы, новые костюмы – все они по-своему сложные. Наверное, самым сложным был костюм Шварценеггера в «Варьете» и исторические костюмы для «Трех мушкетеров». Национальные костюмы также вызывают сложность.

Столярный, осветительный и звуковой цеха

В столярном цехе создают важную деталь любого представления. Здесь уже все масштабно, стоят огромные части декораций из фанеры и дерева. Сначала художник по дереву выпиливает основу декораций, затем она отправляется в бутафорский цех, там ее обтягивают и расписывают художники-бутафоры.

Есть в театре еще осветительный и звуковой цеха, но эта работа осуществляется непосредственно на сцене.

***

Собственно, последний этап создания кукол – это «париковка», для кукол изготавливают волосы из меха, каната и т.д. Этим занимается художник-постижер, он же накладывает грим артистам. Также один из заключительных этапов – это дорисовка черт лица куклы художником-постановщиком.

Затем уже куклы отправляются на репетиции, в театре они стартуют 17 января. За 20 дней репетиций будет готов спектакль, а вот в цехах, чтоб вы понимали, подготовка занимает не менее двух месяцев.

372 0
Лента новостей
Прокрутить вверх